Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2049/2023 ~ М-1628/2023 от 06.04.2023

Дело № 2-2049/2023

64RS0045-01-2023-002207-81

Решение

Именем Российской Федерации

24 мая 2023 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьиСуранова А.А.,

при помощнике судьи Грачевой Е.И.,

с участием истца Маркеловой Е.А. и ее представителя Дьячковой А.А., представителя ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Судариковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маркеловой Екатерины Александровны к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Управлению Федерального казначейства по Саратовской области о взыскании единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения,

установил:

Маркелова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Управлению Федерального казначейства по Саратовской области о взыскании единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

В обоснование исковых требований указаны следующие обстоятельства.

Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30 сентября 2020 года -р Маркелова Е.А. включена в региональный реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области. Указанным распоряжением предусмотрена мера содействия в восстановлении нарушенного права на жилище посредством предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета. 02 марта 2023 года Маркелова Е.А. обратилась в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о выплате денежных средств в качестве социальной выплаты. 15 марта 2023 года министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области уведомило истца о невозможности произвести социальную выплату в связи с отсутствием ассигнований в бюджете за настоящий год и следующие два. Отсутствие денежных средств, в том числе и в связи с неполучением финансирования из бюджета, не является основанием для освобождения от выполнения гражданско-правовой обязанности.

На основании изложенного истец просит суд взыскать с ответчиков в свою пользу денежные средства в размере 2344349 руб. в качестве социальной выплаты на приобретение жилого помещения как пострадавшему, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании истец Маркелова Е.А. и ее представитель Дьячкова А.А. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Сударикова А.В. в судебном заседании ссылалась на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в том числе по изложенным в письменных возражениях.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей в судебное заседание не направили, об уважительности причин их неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращались.

Представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Саратовской области в отзыве на исковое заявление указал, что действующим законодательством органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по выступлению в судах по данной категории дел и на них не возложена обязанность по возмещению денежных средств в качестве социальной выплаты на приобретения жилого помещения. Управление Федерального казначейства по Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Кировского районного суда городаСаратова (http://kirovsky.sar.sudrf.ru/) (раздел судебное делопроизводство).

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, с учетом наличия сведений об их надлежащем извещении о времени и месте слушания дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Правоотношения сторон сложились по вопросу предоставления социальной выплаты на приобретение (строительства) жилого помещения, предусмотренной для пострадавших граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, и в котором устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Социальная защита отнесена пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, является Федеральный законом от 30декабря 2004 года
№214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Защита права на жилище граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области, пострадавших от действий (бездействия) строительных организаций, осуществляется в соответствии с Законом Саратовской области от 02 августа 2012 года № 122-ЗСО «Озащите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области» (далее – Закон № 122-ЗСО).

Частью 1 статьи 3 Закона № 122-ЗСО предусмотрено, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется гражданам - участникам строительства, включенным в региональный реестр пострадавших граждан в соответствии со статьей 5.1 настоящего Закона, а также гражданам - участникам строительства, включенным в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на день вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В целях ведения регионального реестра пострадавших граждан частью 1.2 статьи 5.1 Закона № 122-ЗСО определен перечень обстоятельств, при которых гражданин может быть признан пострадавшим.

Так, в целях ведения регионального реестра пострадавших граждан пострадавшим может быть признан гражданин:

чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, который на момент такого привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;

надлежащим образом полностью исполнивший обязательства по оплате денежных средств по договору, направленному на привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у гражданина права собственности на жилое помещение в таком многоквартирном доме в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор), либо по соглашению (договору) об уступке прав требований по договору;

чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, не включенного в единый реестр проблемных объектов, или не состоящий в региональном реестре пострадавших граждан в отношении одного и того же и (или) иного объекта незавершенного строительства (далее - для целей настоящей статьи пострадавший гражданин);

одновременно с вышеуказанным соответствующий одному или нескольким критериям:

а) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого не начато до дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором, или приостановлено на срок более девяти месяцев со дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором;

б) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, что препятствует вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок жилое помещение в многоквартирном доме не будет передано пострадавшему гражданину;

в) признание пострадавшего гражданина потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках уголовного дела по факту нарушения прав граждан, повлекшего неполучение пострадавшим гражданином жилого помещения, при наличии вступившего в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома;

г) установление в судебном решении факта нарушения прав пострадавшего гражданина в связи с привлечением застройщиком или иным лицом денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнения перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения;

д) наличие не исполненного перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче жилого помещения либо по возврату денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения или денежных средств застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, признанным несостоятельным (банкротом) и в отношении которого завершена процедура конкурсного производства, либо застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, ликвидированным или исключенным из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.

В соответствии с частью 1.3 статьи 5.1 Закона № 122-ЗСО пострадавший гражданин подлежит исключению из регионального реестра пострадавших граждан в случае:

1) подачи письменного заявления пострадавшего гражданина об исключении его из регионального реестра пострадавших граждан;

2) ввода в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является пострадавший гражданин, и выполнения застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения, получения пострадавшим гражданином одной из мер поддержки или мер содействия в восстановлении нарушенного права на жилище, установленных статьей 2 настоящего Закона;

3) отказа пострадавшего гражданина от заключения предварительного договора между пострадавшим гражданином и инициатором масштабного инвестиционного проекта, предусматривающего заключение основного договора о предоставлении денежной компенсации или конкретного жилого помещения бесплатно в собственность пострадавшему участнику строительства, в срок, предусмотренный соглашением о реализации масштабного инвестиционного проекта, от получения мер поддержки и (или) мер содействия в восстановлении нарушенного права на жилище, предусмотренных нормативными правовыми актами области;

4) выявления факта предоставления пострадавшим гражданином, включенным в региональный реестр пострадавших граждан, заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, послуживших основанием для включения его в региональный реестр пострадавших граждан;

5) расторжения договора, соглашения (договора) об уступке прав требований по договору;

6) включения объекта незавершенного строительства, в отношении которого привлечены денежные средства пострадавшего гражданина, в единый реестр проблемных объектов.

Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам - участникам строительства, включенным в региональный реестр пострадавших граждан в соответствии со статьей 5.1 Закона №122-ЗСО, установлен Положением о порядке предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 01 апреля 2022года № 238-П
(далее – Положение).

Согласно пункта 4 Положения участник строительства обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении социальной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Положению с приложением к нему следующих документов:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность участника строительства;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность представителя участника строительства, а также нотариально удостоверенная доверенность, доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством (в случае представления документов представителем участника строительства);

информация о банковских реквизитах для перечисления уполномоченным органом социальной выплаты, выполненная машинописным способом и подписанная заявителем (включая расшифровку подписи) или представителем заявителя
(при наличии соответствующих полномочий).

В предоставлении социальной выплаты отказывается, если:

1)статус обратившегося не соответствует требованиям статьи 3 Закона Саратовской области «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области»;

2) участником строительства не представлены документы, указанные в пункте 4 настоящего Положения (пункт 11 Положения).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 сентября 2016 года между ЖСК «Северный» и Шуркиным А.В. заключен договор о паевом участии в строительстве жилого дома по <адрес>.

Предметом данного договора являлись порядок и условия внесения пайщиком паевых взносов в денежном выражении в ЖСК для оплаты строительства жилого помещения – однокомнатной <адрес> общей площадью 34,9 кв.м (без учета площади балкона 2,2 кв.м), расположенной на 6 этаже 10-ти этажного дома, блок - секции «Е» по адресу: <адрес>, улица имени ФИО6 (пункт 1.1. договора).

Срок окончания строительства и сдачи в эксплуатацию жилого дома, в котором находится жилое помещение (квартира), планировались на 2 полугодие 2016 года (пункт 1.5 договора).

В соответствии с пунктами 3.1 и 3.3. договора, общая стоимость паевого взноса за жилое помещение (квартиру), передаваемого в собственность пайщика составляет сумму 950000 руб., оплаченных до подписания настоящего договора. Стоимость паевого взноса до окончания строительства дальнейшей индексации не подлежит. После полной оплаты стоимости паевого взноса на строительство жилого помещения (квартиры) пайщику выдается справка о том, что он полностью оплатил паевой взнос, указанный в пункте 3.1 настоящего договора.

Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 21 сентября 2016 года ЖСК «Северный» приняло от Шуркина А.В. в счет оплаты паевого взноса по договору о паевом участии в строительстве жилого дома по <адрес> 950000 руб.

21 сентября 2016 года ЖСК «Северный» выдана справка о том, что Шуркин А.В. полностью оплатил паевой взнос за <адрес> доме по улице имени ФИО6 <адрес>. Указанная квартира состоит из 1 жилой комнаты и имеет общую площадь 34,9 кв.м без учета площади балкона 2,2 кв.м, расположена на 6 этаже 10-и этажного кирпичного дома блок-секции «Е».

16 марта 2017 года между Шуркиным А.В. и Маркеловой Е.А. заключен договор купли-продажи паевого взноса в ЖСК «Северный» эквивалентному жилому помещению – однокомнатной <адрес> общей площадью 34,9 кв.м без учета площади балкона 2,2 кв.м, расположенной на 6 этаже в 10 этажном строящемся кирпичном доме, блок-секция «Е» по <адрес>.

16 марта 2017 года ЖСК «Северный» выдана справка о том, что Маркелова Е.А. полностью оплатила паевой взнос за <адрес> доме по улице имени ФИО6 <адрес>. Указанная квартира состоит из 1 жилой комнаты и имеет общую площадь 34,9 кв.м без учета площади балкона 2,2 кв.м, расположена на 6 этаже 10-и этажного кирпичного дома блок-секции «Е».

Постановлением заместителя начальника отдела СЧ СУ УМВД России по городу Саратову от 02 июля 2018 года Маркелова Е.А. признана потерпевшей по уголовному делу .

Расследованием установлено, что председатель правления ЖСК «Северный» Зайцева В.В. заключила с Шуркиным А.В, договор о паевом участии в строительстве жилого дома по <адрес> от 21 сентября 2016 года. Договор был заключен по однокомнатной <адрес> общей площадью 34,9 кв.м без учета площади балкона 2,2 кв.м на 6 этаже в 10 этажном строящемся кирпичном доме, строительная секция «Е», которую последний перепродал по договору купли-продажи пая в жилом доме ЖСК «Северный» от 16 марта 2017 года по цене 870000 руб. покупателю – Маркеловой Е.А. Несмотря на оплату стоимости квартиры, данное недвижимое имущество ее покупателю – Маркеловой Е.А., ЖСК «Северный» фактически предоставлено не было, так как данная квартира была незаконно продана ЖСК «Северный» иным лицам, что препятствует регистрации прав собственности на данный объект недвижимости ее покупателю – Маркеловой Е.А.

Приговором Кировского районного суда города Саратова от 29 марта 2022 года председатель ЖСК «Северный» Зайцева В.В. признана виновной в совершении многочисленных преступлений в отношении граждан, оплативших паевые взносы и имеющих права требования о передаче жилых помещений.

Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30 сентября 2020 года -р в отношении Маркеловой Е.А. принято решение о ее включении в региональный реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области.

02 марта 2023 года Маркелова Е.А. обратилась в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, однако получила отказ в связи с отсутствием бюджетный ассигнований, установленный на текущий финансовый год.

Решением Ленинского районного суда города Саратова от 11 июля 2018 года по гражданскому делу в удовлетворении требований Маркеловой Е.А. к ЖСК «Северный» о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, отказано.

При рассмотрении гражданского дела судом установлено, что 25 марта 2016 года между ЖСК «Северный» и ФИО8, ФИО10, ФИО9 (пайщики) с другой стороны был заключен договор о паевом участии в строительстве жилого дома по <адрес>.

Согласно условиям договора, предметом договора являлся порядок и условия внесения пайщиками паевых взносов в денежном выражении в ЖСК для оплаты строительства жилого помещения (квартиры) общей площадью 34,9 кв.м., без учета иной площади 3,23 кв.м., состоящего из одной жилой комнаты, расположенного на шестом этаже в 10-ти этажном строящемся кирпичном, жилом доме, блок-секция «Е», по улице имени <адрес>. Пай приобретался в следующим долях: ФИО8 – 40%, ФИО9 – 50%, ФИО10 – 10% (пункт 1.1. договора).

28 июля 2016 года между ЖСК «Северный» и пайщиками было подписано дополнительное соглашение к договору о паевом участии в строительстве жилого дома по <адрес> от 25 марта 2016 года. В дополнительном соглашении было указано, что на основании инвентаризации строящегося дома по <адрес> была изменена нумерация жилых и нежилых помещений в ЖСК «Северный».

Таким образом, в связи с тем, что ЖСК «Северный» был изготовлен паспорт БТИ строящегося жилого дома, номер квартиры, передаваемой ФИО8, ФИО10 и ФИО9, с «» был изменен на «», а также была скорректирована площадь балкона - 2,2 кв.м. (пункт 1 дополнительного соглашения).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено наличие спора на указанную приобретенную ФИО8, ФИО10 и ФИО9 спорную квартину в виде наличия иных заключенных договоров о паевом участии с ФИО1, ФИО11, ФИО12 и ФИО13, ФИО14

Правопредшественник Маркеловой Е.А. (ФИО7) приобрел спорную квартиру по договору о паевом участии в строительстве жилого дома по <адрес> от 21 сентября 2016 года за 950 000 руб.

ФИО8, ФИО10 и ФИО9 получили спорную квартиру по акту приема-передачи от 25 января 2017 года, в настоящее время являются фактическими владельцами спорной квартиры, установили металлическую дверь и предъявили видеоматериалы, доказывающие факт владения спорной квартирой.

Маркелова Е.А. не представила акта приема-передачи жилого помещения.

ФИО8, ФИО10 и ФИО9 приобрели право на спорную квартиру ранее других претендентов, так как ранее других заключили договор, спорная квартира фактически находится в их владении. Кроме того, они полностью оплатили паевой взнос ранее других претендентов, что подтверждается справкой ЖСК «Северный». Следовательно, в силу статьи 218 ГК РФ, ФИО8, ФИО10 и ФИО9 приобрели право собственности на спорную квартиру. Остальные претенденты такого права не приобрели вследствие того, что их договоры были заключены позднее, денежные средства вносились позднее, акты о приемке квартиры либо отсутствуют, либо подписаны позднее.

Согласно пункту 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Совокупность изложенных выше доказательств подтверждает, что Маркелова Е.А. является стороной договора о долевом участии в строительстве многоквартирного жилого дома по улице Уфимцева города Саратова, полностью оплатила стоимость квартиры, признана потерпевшей от противоправных действий в отношении данной квартиры, факт нарушения ее прав в связи с привлечением застройщиком денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнением обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств истцу установлен, истец включен в региональный реестр пострадавших граждан в соответствии с требованиями Закона № 122-ЗСО.

Обстоятельств, предусмотренных частью 1.3 статьи 5.1 Закона № 122-ФЗ, не установлено.

Статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Частью 1 названной статьи установлено, что такое регулирование осуществляется в соответствии с поименованным выше законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий (пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии со статей 5.1 Закона № 122-ЗСО в соответствии с федеральным законодательством для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории области, включенных в единый реестр проблемных объектов, указанный в статье 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - единый реестр проблемных объектов), а также для строительства многоквартирных домов на территории области, в отношении которых граждане включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на день вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - федеральный реестр пострадавших граждан), Губернатор области утверждает соответствующий план-график реализации таких мероприятий (пункт 1).

В целях обеспечения реализации мер содействия в восстановлении нарушенных прав на жилище участников строительства в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов в соответствии со статьей 5.2 настоящего Закона уполномоченный орган в порядке, определенном Правительством области, ведет реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и которые признаны пострадавшими в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи (далее - региональный реестр пострадавших граждан) (пункт 1.1.).

Возражая против исковых требований о взыскании социальной выплаты министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области указало в том числе на то, что истцом в полном объеме не исполнены обязательства по уплате паевых взносов за пай в виде квартиры, нет доказательств в части оплаты пая.

Однако обоснованность данного довода опровергается изложенными выше обстоятельствами, в том числе включением Маркеловой Е.А. ответчиком в региональный реестр пострадавших граждан в соответствии со статьей 5.1 Закона №122-ЗСО.

Денежные средства в счет паевого взноса истцом выплачены в полном объеме, что подтверждается вступившим в законную силу судебным актом.

Положения статьи 5.1 Закона № 122-ЗСО предусматривают, что гражданин признается пострадавшим при наличии условий, указанных в части 1.2 данной статьи, а также в случае соответствия одному или нескольким критериям, установленным частью 1.3 указанной статьи. Поскольку решением суда установлено соответствие истца критерию, предусмотренному пунктом «г» части 1.2 статьи 5.1 Закона № 122-ЗСО, данное обстоятельство уже само по себе является достаточным для признания истца пострадавшим гражданином и осуществлении спорной социальной выплаты, что также подтверждается включением его в соответствующий реестр ответчиком.

На основании изложенных выше норм права и доказательств суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Маркеловой Е.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

При этом не является юридически существенным обстоятельством наличие или отсутствие в соответствующем бюджете денежных средств.

Сам по себе факт отсутствия в бюджете необходимых денежных средств на финансирование соответствующей подпрограммы, не может служить основанием для отказа в финансировании ее участников.

В соответствии со статьей Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 122-ЗСО «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области», размер социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (Р) рассчитывается по формуле: Р = С x П, где: С - средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья, определенная по области соответствующим федеральным органом исполнительной власти для расчета размеров социальных выплат. Размер средней рыночной стоимости определяется на дату принятия решения о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения участнику строительства; П - общая площадь жилого помещения, определяемая исходя из размера указанного жилого помещения, подлежащего передаче участнику строительства, но не более 80 квадратных метров. В случае если в договоре, предусматривающем передачу жилого помещения, не указана общая площадь жилого помещения, а указаны (указана) жилая и (или) полезная площадь жилого помещения, П принимается в размере не более полезной площади жилого помещения, а если в таком договоре указана только жилая площадь жилого помещения, то П принимается в размере не более жилой площади жилого помещения. В случае если в договоре, предусматривающем передачу жилого помещения, не указана площадь жилого помещения, размер социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения рассчитывается исходя из нормы предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда области с учетом членов семьи, численный состав которой определяется как: 1) одинокий гражданин; 2) семья в составе супруга, супруги, несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных иждивенцев; 3) неполная семья в составе одного родителя, несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных иждивенцев.

В соответствии с подпунктами 5.2 и 5.2.38 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года , Минстрой России на основании и во исполнение федеральных законов самостоятельно принимает акты об определении норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Российской Федерации, который подлежит применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, одним из составляющих расчета жилищной субсидии является норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Минстроем России на конкретный период.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 4 июня 2007 года № 520-О-О, величина норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Российской Федерации обоснована экономическими и социальными условиями, определяющими как рыночные цены на жилье, так и соответствующие финансовые затраты государства на жилищные субсидии.

Таким образом, размер единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения производится уполномоченным должностным лицом во исполнение вступившего в законную силу решения суда на стадии его исполнения.

При предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, расчет ее размера, подлежит произведению в порядке, установленным законом, по методике, определенной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и подлежащей применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений, на основании чего, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании конкретной суммы, основанные на расчете единовременной денежной выплаты исходя из норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Российской Федерации, не основаны на законе,

При этом недоплата уполномоченным органом, на основании вступившего в законную силу решения суда, Маркеловой Е.А. единовременной социальной выплаты не лишает последнюю права обратиться в суд с соответствующими требованиями за защитой нарушенных прав.

Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Маркеловой Е.А. к Управлению Федерального казначейства по Саратовской области о взыскании единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, как заявленных к ненадлежащему ответчику.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Маркеловой ФИО17 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Управлению Федерального казначейства по Саратовской области о взыскании единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ОГРН ) предоставить Маркеловой ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии , выдан отделением УФМС России по Саратовской области в Базарно-Карабулакском районе 11 декабря 2007 года) социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии со статьей 3 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года № 122-ЗСО «Озащите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области».

Взыскать с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу Маркеловой ФИО19 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Маркеловой ФИО20 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд города Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Суранов

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 31 мая 2023 года.

Судья А.А. Суранов

2-2049/2023 ~ М-1628/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Маркелова Екатерина Александровна
Ответчики
Министертсво строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Управление Федерального казначейства по Саратовской области
Другие
Зайцева Виктория Викторовна
Администрация МО "Город Саратов"
ЖСК "Северный"
Министерство финансов Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Суранов Александр Алексеевич
Дело на странице суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
06.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2023Передача материалов судье
12.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2023Судебное заседание
15.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее