Дело № 2-1720/2024
УИД 24RS0032-01-2023-006283-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2024 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора <адрес> ФИО5,
истца ФИО2,
представителя ответчика Министерства здравоохранения <адрес> ФИО6, действующей на основании доверенности от 14 декабря 2023 года,
при помощнике судьи ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ФИО2, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный сибирский научно - клинический центр Федерального медико - биологического агентства, Министерству здравоохранения Красноярского края о возложении обязанности выдать рецепты на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действующий в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ФИО9 обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный сибирский научно - клинический центр Федерального медико - биологического агентства (далее по тексту ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России), Министерству здравоохранения Красноярского края о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, компенсации морального вреда.
Требования мотивируя тем, что ФИО2 состоит на диспансерном учете в медицинском учреждении ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России поликлиника № 2 с диагнозом «сахарный диабет 1 типа». В ноябре 2022 года ФИО4 была направлена в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи в клинику ФКБНУ «Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины» г. Новосибирска, где ФИО4 за счет средств обязательного медицинского страхования был установлен трансмитер круглосуточного мониторирования глюкозы (инсулиновая помпа ММТ 754) Медтроник Guardian Connect. К инсулиновой помпе необходимы расходные материалы (инфузионные наборы и резервуары). 18 сентября 2023 года ФИО4 обратилась в ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России поликлиника № 2 с заявлением об обеспечении ее расходными материалами: инфузионными наборами и резервуарами, в чем ей было отказано с указанием на то, что она не является льготополучателем в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890. Отказ в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе прокурор считает незаконным, нарушающим право ФИО4 на охрану здоровья, поскольку использование инсулиновой помпы без расходных материалов невозможно, она вынуждена самостоятельно приобретать необходимые ей по состоянию здоровья медицинские изделия, стоимость которых является для нее существенной. Прокурор, ссылаясь на статью 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации 29 декабря 2022 года № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», просил суд обязать ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России выдавать ФИО2 рецепты на получение расходных материалов к инсулиновой помпе, обязать Министерство здравоохранения Красноярского края обеспечивать ФИО2 расходными материалами к инсулиновой помпе, взыскать с ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. 00 коп.
Старший помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Миронова Н.С., истец ФИО10 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенных в нем, просили удовлетворить исковые требования, указывая, что отказ в обеспечении ФИО2 как гражданина, страдающей социально значимым заболеванием «сахарный диабет», за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами (инфузионными наборами и резервуарами) к установленной ей по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям инсулиновой помпе фактически лишает ее права на медицинскую помощь.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края ФИО6, действующая на основании доверенности от 14 декабря 2023 года, в судебном заседании просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Красноярского края, указывая на то, что решение о назначении медицинских изделий, указанных в исковом заявлении, должны быть приняты врачебной комиссией медицинской организации, в которой наблюдается пациент. Функции врачебной комиссии медицинской организации в части назначения лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, не входящих в стандарт медицинской помощи, не могут быть возложены на орган государственной власти. ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России является самостоятельным юридическим лицом, в отношении которого министерство здравоохранения Красноярского края не осуществляет функции и полномочия учредителя. Учредителем медицинской организации ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России является ФИО1 в лице Федерально медико – биологического агентства, вследствие чего административное воздействие и вмешательство в деятельность медицинской организации со стороны органов государственной власти Красноярского края в сфере здравоохранения не допускается. Своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента организует лечащий врач. В функции главного врача входит созыв врачебной комиссии, в случае если врач считает необходимым назначение медицинских изделий и лекарственных препаратов, не входящих в Стандарты. В компетенцию Министерства здравоохранения Красноярского края решение вопросов о назначении пациентам лекарственных препаратов и медицинских изделий не входит. Доказательств, подтверждающих, что Министерство здравоохранения Красноярского края отказано ФИО2 в обеспечении необходимыми медицинскими изделиями, истцом не представлено, в связи с чем полагают, что оснований для возложения на Министерство здравоохранения обязанности по обеспечению медицинскими изделиями отсутствуют.
Ответчик ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание своего представителя не направил по неизвестным суду причинам. Ранее в судебном заседании представитель ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России ФИО7, действующий на основании доверенности №188 от 21 декабря 2023 года, представил письменный отзыв на иск, просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований, указывая, что ФСНКЦ является медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в Красноярском крае. ФИО2, имеющая заболевание «сахарный диабет» не подпадает под критерии, установленные пунктом 4.12 Условий предоставления медицинской помощи населению, при которых граждане имеют право на получение расходных материалов к установленным инсулиновым помпам за счет средств краевого бюджета, в связи с чем оснований для назначения соответствующего изделия медицинского значения со стороны ФСНКЦ не имелось.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России в соответствии со статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья согласно статьи 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья в силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинскими изделиями согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
В силу части 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» переченьеречень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее также - Программа).
В разделе II Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана, в том числе, высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Красноярского края постановлением Правительства Красноярского края от 27 декабря 2022 года № 1177-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Красноярского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Названная программа предусматривает, в том числе, предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи (абзацы первый и четвертый раздела 4 «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» Территориальной программы Красноярского края).
Источниками финансового обеспечения Территориальной программы Красноярского края являются средства краевого бюджета и средства обязательного медицинского страхования. За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам помимо прочего оказывается специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года №3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из - за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Красноярского края в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь.
К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа.
При этом использование по назначению такого медицинского изделия как инсулиновая помпа невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены.
Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
В порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 прикреплена к поликлинике №2 ФСНКЦ с 17 декабря 2014 года для оказания первичной медико – санитарной помощи в амбулаторных условиях по личному заявлению.
ФИО2 состоит на диспансерном учете с диагнозом: сахарный диабет 1 типа с высокой вариабельностью глюкозы и частыми гипогликемическими состояниями. Целевой уровень гликозированного гемоглобина менее 6,5 %. Фактически уровень гликозированного гемоглобина 7,0 %. Осл.: Диабетическая сенсорная периферическая полинейропатия, диабетическая ретинопатия.
ФИО2 получает сахароснижающую терапию в виде помповой инсулинотерапии препаратом Инсулин Глулизин (по МНН). Из анамнеза (со слов пациента) сахарный диабет с 2013 года. Инсулиновая помпа установлена в 2017 году.
В связи с недостаточной эффективностью базис - болюстной терапии, в ноябре 2022 года ФИО2 была направлена в рамках оказания высокотехнологичной помощи в клинику ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины» г. Новосибирск, где ей в период с 14 по 23 ноября 2022 года была оказана высокотехнологичная медицинская помощь, установлена инсулиновая помпа Medtronic Paradigm VEO (ММТ – 754), выдан первоначальный стартовый комплект расходных материалов к инсулиновой помпе, а также даны рекомендации продолжить помповую инсулинотерапию; смена инфузионного набора типа МИО ММТ-943 или КвикСет ММТ-399 (10 штук / месяц), резервуара ММТ-332 (10 штук / месяц) и места инъекции каждые 3 дня.
18 сентября 2023 года ФИО2 обратилась в ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России с заявлением о проведении врачебной комиссии с целью обеспечения ее расходными материалами: инфузионными наборами типа МИО ММТ-943 или КвикСет ММТ-399 каждые 3 дня (10 штук/месяц), резервуарами ММТ-332 (10 штук/месяц), поскольку таковыми ее по льготным рецептам не обеспечивают.
На указанное обращение ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России ФИО2 дан ответ, в котором ей было разъяснено, что в соответствии с пунктом 4.12 Постановления Правительства Красноярского края от 27 декабря 2022 года № 1177-п «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Красноярского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов», она не относится к гражданам, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения за счет средств краевого бюджета.
08 ноября 2023 года ФИО2 обратилась в прокуратуру Железнодорожного района г. Красноярска с заявлением провести проверку соблюдения ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России ее прав на охрану здоровья, обратиться в суд за защитой ее прав на охрану здоровья.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что расходные материалы к инсулиновой помпе являются ее составной частью, использование инсулиновой помпы без этих материалов невозможно.
Отказ в обеспечении ФИО2 как гражданина, страдающего социально значимым заболеванием «сахарный диабет», за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами (инфузионными наборами и резервуарами) к установленной ей по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям инсулиновой помпе фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, Федерации страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.
Предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Министерство здравоохранения Красноярского края в соответствии с возложенными на него полномочиями организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, организует закупки указанных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Согласно статьи 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Обеспечение изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, направлено на установление определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.
Пунктами 10,14 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.
Предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Министерство здравоохранения Красноярского края в соответствии с возложенными на него полномочиями организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, организует закупки указанных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Обеспечение изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, направлено на установление определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.
Учитывая вышеизложенное суд пришел к выводу, что невыполнением Министерством здравоохранения Красноярского края и ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России возложенных на них обязанностей по обеспечению ФИО2 как гражданина, страдающего заболеванием «сахарный диабет 1 типа», за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами к установленной ей по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям инсулиновой помпе, фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, так как инсулиновая помпа установлена ей в рамках оказания высокотехнологической медицинской помощи в условиях клиники за счет средств обязательного медицинского страхования, а функционирование инсулиновой помпы без расходных материалов невозможно.
Доводы представителя ответчика ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России о том, что отсутствие в Перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 расходных материалов к инсулиновой помпе, а также, что в соответствии с пунктом 4.1 Порядка и условий предоставления бесплатной медицинской помощи при реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» ФИО2 как лицо, страдающее сахарным диабетом, не относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное получение расходных материалов к инсулиновой помпе, суд находит необоснованными, поскольку в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 ФИО2 вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации имеющегося заболевания.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлен факт нарушения прав ФИО2 на охрану здоровья, в то время как данное право относится к нематериальным благам, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ею исковых требований к ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России о компенсации морального вреда.
Статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (пункт 1).
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (абзац первый пункта 2).
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая факт нарушения ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России прав ФИО2 на получение в полном объеме гарантированной государством социальной помощи по обеспечению необходимыми по состоянию здоровья медицинскими изделиями, индивидуальные особенности истца, ее возраст, наличие у нее социально значимого заболевания «сахарный диабет 1 типа», суд приходит к выводу, что заявленная истцом сумма компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. 00 коп. отвечает принципам разумности и справедливости, в связи с чем подлежит взысканию с ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального срока Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб. 00 коп.
Учитывая, что Министерство здравоохранения Красноярского края в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 07 августа 2008 года № 31-п, является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в сферах здравоохранения, лекарственного обеспечения функционирования, развития и охраны курортов, лечебно – оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, а также в сфере образования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции и иных органов исполнительной власти края), в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ФИО2, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный Сибирский научно – клинический центр Федерального медико – биологического агентства, Министерству здравоохранения Красноярского края о возложении обязанности выдать рецепты на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждению «Федеральный Сибирский научно – клинический центр Федерального медико – биологического агентства (ИНН 2462003962, ОГРН 1022402058370) выдавать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> (паспорт 04 19 №, выданный ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес>) рецепты на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения – расходными материалами к инсулиновой помпе ММТ 754 Медтроник Guardian Connect в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями (инфузионными наборами к инсулиновой помпе типа МИО ММТ-943 или КвикСет ММТ 399 в количестве десяти штук в месяц, резервуарами ММТ 332 в количестве десяти штук.
Обязать Министерство здравоохранения <адрес> (ИНН 2466212607, ОГРН 1082468040357) обеспечивать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> (паспорт 04 19 №, выданный ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Красноярскому краю)изделиями медицинского назначения – расходными материалами к инсулиновой помпе ММТ 754 Медтроник Guardian Connect в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями (инфузионными наборами к инсулиновой помпе типа МИО ММТ-943 или КвикСет ММТ 399 в количестве десяти штук в месяц, резервуарами ММТ 332 в количестве десяти штук в соответствии с выданными рецептами.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный Сибирский научно – клинический центр Федерального медико – биологического агентства» (ИНН 2462003962, ОГРН 1022402058370) в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт 04 19 № выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Красноярскому краю) компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. 00 коп. /десяти тысяч рублей 00 копеек/.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный Сибирский научно – клинический центр Федерального медико – биологического агентства» (ИНН 2462003962, ОГРН 1022402058370) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп. /триста рублей 00 копеек/.
Решение в части возложения обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный Сибирский научно – клинический центр Федерального медико – биологического агентства выдавать ФИО2 рецепты на изделия медицинского назначения, а также Министерство здравоохранения Красноярского края» обеспечивать ФИО2 изделиями медицинского назначения в соответствии с выданными изделиями, обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Шевцова
Мотивированное решение изготовлено и подписано 13 марта 2024 года