Судья: Сурков В.П. адм. дело №33а-625/2020 (33а-16191/2019)
2а-4938/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2020 года
г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Шилова А.Е.,
судей Клюева С.Б., Лазаревой М.А.,
при секретаре Туроншоевой М.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Казаковой Г.Н. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 23 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия,
установила:
Казакова Г.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара и МКУ г.о. Самара «Ритуал» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении участка земли для погребения и возложении обязанности предоставить возможность осуществить захоронение урны с прахом.
В обоснование заявления указано, что 07.10.2009 Администрацией г.о. Самара принято постановление №1040 «О прекращении деятельности общественного муниципального кладбища г.о. Самара «Сорокины Хутора». Однако согласно п.4.3. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» на закрытых кладбищах возможно производить захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы.
На кладбище «Сорокины Хутора» в 1999 году погребён её отец Казаков Н.С. Рядом с захоронением есть свободная территория. 16.08.2019 года умерла её мама Казакова О.П., которая при жизни выразила волю быть погребенной рядом со своим супругом Казаковым Н.С.
19.08.2019 Казакова О.П. была кремирована. Под захоронение урны согласно постановлению Администрации г.о. Самара от 27.02.2010 года №183 «О реализации отдельных положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле» на территории г.о. Самара» необходим участок общей площадью 0,4 кв. м (0,5 м х 0,8 м). Места для захоронения урны с прахом на ранее предоставленном участке в соответствии с нормами действующего законодательства достаточно.
При обращении в МКУ г.о. Самара «Ритуал» по вопросу подзахоронения её мамы в ограду к ранее захороненному отцу сотрудниками учреждения ей выдано решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление участка земли для погребения».
Не согласившись с таким решением, Казакова Г.Н. с учетом уточнений просила признать решение об отказе в предоставлении участка земли для погребения незаконным и возложить на МКУ г.о. Самара обязанность предоставить возможность осуществить захоронение урны с прахом.
23.10.2019 судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Казакова Г.Н. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Казаковой Г.Н. – Палагин Д.Д. (по доверенности) доводы жалобы поддержал.
Представитель МКУ г.о. Самара «Ритуал» – Гармаш Ю.А. (по доверенности) просила решение суда оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Согласно статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в числе прочего организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу пункт 3 статьи 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара "О реализации отдельных положений Федерального закона "О погребении и похоронном деле" на территории городского округа Самара" от 27.02.2010 N 183 муниципальным образованием г.о. Самара создано муниципальное казенное учреждение г.о. Самара "Ритуал" в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации похоронного дела на территории г.о. Самара, видами деятельности которого являются: предоставление земельных участков под захоронения, ведение архива захоронений, инвентаризация захоронений, согласование установки надмогильных сооружений и въезда на территории кладбищ транспортных средств.
Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Согласно пункту 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.
Пунктом 4.3 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84; зарегистрировано в Минюсте РФ 31.08.2011 N 21720) установлен запрет производить захоронения на закрытых кладбищах, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на кладбище «Сорокины Хутора» погребён отец Казаковой Г.Н. - Казаков Н.С.
16.08.2019 умерла мама Казаковой Г.Н. - Казакова О.П., 19.08.2019 ее тело предано кремации, прах выдан для захоронения.
Постановлением Администрации г.о. Самара от 07.10.2009 №1040 деятельность общественного муниципального кладбища г.о. Самара «Сорокины Хутора» прекращена.
Казакова Г.Н. обратилась в МКУ г.о. Самара «Ритуал» с заявлением, в котором просила произвести захоронение урны с прахом матери в родственную могилу ранее захороненного отца.
Решением МКУ г.о.Самара «Ритуал» от 20.08.2019 ей отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление участка земли для погребения» на основании постановления Администрации г.о. Самара от 07.10.2009 №1040 «О прекращении деятельности общественного муниципального кладбища г.о. Самара «Сорокины Хутора».
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения. Установив, что деятельность общественного муниципального кладбища г.о. Самара «Сорокины Хутора» прекращена в целях ликвидации неблагоприятного воздействия на окружающую среду, суд пришел к выводу о невозможности захоронения урны с прахом в родственную могилу на данном кладбище. Ссылка на положения СанПиН, по мнению суда, является необоснованной, поскольку из данного СанПиН невозможно определить границы его применения к закрытым кладбищам, исходя из причин, по которым кладбище было закрыто.
С такими выводами судебная коллегия не может согласиться.
Из содержания Постановления Администрации г.о. Самара от 07.10.2009 №1040 «О прекращении деятельности общественного муниципального кладбища г.о. Самара «Сорокины Хутора» следует, что запрещается деятельность по предоставлению мест для новых захоронений на территории кладбища.
Таким образом, данное постановление с учетом положений пункта 4.3 СанПиН 2.1.2882-11 не препятствует производить захоронения урн с прахом после кремации в существующие родственные могилы.
Более того, согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в решении от 21.12.2017 N АКПИ17-871, установленный пунктом 4.3 СанПиН запрет на проведение захоронений на закрытых кладбищах, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши, распространяется на случаи переноса кладбища и рекультивации территорий. В рассматриваемом случае данные обстоятельства отсутствуют.
Учитывая, что Казаковой Г.Н. ставился вопрос не о предоставлении земли под новое захоронение, а о захоронении урны с прахом после кремации в родственную могилу к ранее погребенному родственнику, оснований отказа в предоставлении ей такой услуги не имелось.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что решение МКУ г.о.Самара «Ритуал» от 20.08.2019 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление участка земли для погребения» на основании постановления Администрации г.о. Самара от 07.10.2009 №1040 является незаконным и подлежит отмене.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца на МКУ г.о.Самара «Ритуал» следует возложить обязанность предоставить возможность осуществить захоронение урны с прахом Казаковой О.П. в родственную могилу к ранее погребенному супругу Казакову Н.С.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Самары от 23 октября 2019 года отменить.
Постановить новое решение, которым административное исковое заявление Казаковой Г.Н. к Администрации г.о. Самара и МКУ г.о. Самара «Ритуал» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение МКУ г.о.Самара «Ритуал» от 20.08.2019 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление участка земли для погребения».
Обязать МКУ г.о.Самара «Ритуал» предоставить Казаковой Г.Н. возможность осуществить захоронение урны с прахом Казаковой О.Н. в родственную могилу к ранее погребенному супругу Казакову Н.С. на кладбище «Сорокины Хутора».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи