№2-82/2019
64RS0035-01-2019-000050-34
Решение
Именем Российской Федерации
12 марта 2019 года р.п. Степное
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Коваленко Д.П.,
при секретаре судебного заседания Шиняевой Ю.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Рябихина М.О.,
ответчика Администрации Советского муниципального района <адрес> ФИО1 (по доверенности)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации Советского муниципального района, <адрес> об обязании администрации Советского муниципального района <адрес> устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, обустроить пешеходную дорожку.
установил:
прокурор <адрес> обратился в районный суд с иском в интересах прав неопределенного круга лиц к администрации Советского муниципального района <адрес>, уточненными в судебном заседании, указывая на то обстоятельство, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, в частности, отсутствует пешеходная дорожка от от плотины пруда «<данные изъяты>» вдоль <адрес> и просит обязать администрацию обустроить пешеходную дорожку длиной 265 метров в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Рябихин М.О. поддержал доводы уточненного искового заявления, просил их удовлетворить.
Ответчик в судебном заседании, пояснив что действительно пешеходная дорожка отсутствует, просил вынести решение на усмотрение суда.
Суд, рассмотрев указанное исковое заявление, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым его удовлетворить по следующим основаниям:
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. В соответствие со ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
В силу ст. 1 ФЗ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года, задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Указанным Федеральным законом предусмотрены государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, который организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обеспечение дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Под "обеспечением безопасности дорожного движения" понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" установлено, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Статьей 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значение; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Статьями 13, 17 данного закона, пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Советского муниципального района <адрес>, к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, при проведении прокуратурой <адрес> в целях исполнения действующего законодательства в области безопасности дорожного движения выявлен факт отсутствия пешеходной дорожки от плотины пруда <данные изъяты> вдоль <адрес>.
Сторона ответчика указанные обстоятельства не оспаривала, так же, как не оспаривала свою ответственность за соблюдение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечивающую охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, возложенную Законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N 196 "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года.
Согласно п. 6.1.1. ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 года № 120-ст, разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.
В соответствии с положениями п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Согласно п. 4.5.1.2. в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
В силу п. 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
С учетом положений ст. 4 "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", а также пп. 4.5.2, 4.5.3 ГОСТ 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения", применяемых с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Перечнем стандартов, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 г. N 159 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), не исключают наличие у учреждения обязанности по содержанию дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, в том числе ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52766-2007
Невыполнение обязанностей по содержанию дорог в надлежащем состоянии в соответствие с установленными требованиями, может привести к жертвам среди участников дорожного движения.
Требования прокурора в целом следует признать законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ, ст. 1 ФЗ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", руководствуясь ст.ст. 56, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Советского муниципального района, <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения:
обустроить пешеходную дорожку от плотины пруда «<данные изъяты>» вдоль <адрес> длиной 265 метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течении одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Судья Д.П. Коваленко