Дело № 2-2323/2021
УИД 16RS0045-01-2021-006066-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2021 года город Казань
Авиастроительный районный суд город Казани в составе
председательствующего судьи Кардашовой К.И.,
при секретаре судебного заседания Солнцеве К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костеникова С.Б. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о включении гаража в состав наследственной массы, признании права собственности на гараж в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Костеников С.Б. обратился в суд с иском МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании права собственности на гараж в порядке наследования.
Протокольным определением Авиастроительного районного суда города Казани от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечён Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца Костеников Б.С. Единственным наследником после его смерти является истец. После смерти наследодателя осталось имущество в том числе в виде здания гаража № В-65, расположенного по адресу: <адрес>, ГСК «Северный». Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № 313Костеников Б.С. с 2001 года являлся членом ГСК «Северный», имел в собственности указанный гараж, задолженности перед кооперативом не имеет.
При жизни Костеников Б.С. право собственности в отношении указанного объекта надлежащим образом не зарегистрировал, в связи с чем нотариус в выдаче свидетельства отказала. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском.
На основании изложенного, истец с учетом уточнения просит признать Костеникова Б.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, владевшим на праве собственности при жизни гаражом № В-65, расположенным по адресу: <адрес>, ГСК «Северный»; включить гараж в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Костеникова Б.С.; признать за Костениковым С.Б. право собственности на гараж № В-65, расположенный по адресу: <адрес>, ГСК «Северный».
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, уточнённые исковые требования просил удовлетворить.
Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, она представитель МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, с иском не согласилась.
Представитель третьего лица ГСК «Северный» в судебное заседание не явился, извещён.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Ерохина Г.С. в суд не явилась, извещена.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное.
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Кроме того признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц, причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер Костеников Б.С., что подтверждается копией свидетельства о смерти IV-КБ №, выданным Управлением ЗАГС Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ.
Истец по делу приходился Костеникову Б.С. сыном.
При жизни с 2001 года Костеников Б.С. являлся членом ГСК «Северный», имел в собственности гараж В-65 с железо-бетонным фундаментом, что подтверждается справкой председателя указанного гаражно-строительного кооператива от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из этой же справки следует, что при жизни Костеников Б.С. полностью выплатил паевой взнос ДД.ММ.ГГГГ, задолженности перед кооперативом не имеется.
Актом обследования отдела муниципального земельного контроля МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО города Казани» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что кирпичный гараж № В-65 расположен в пределах границ ГСК «Северный». Объект капитального строительства с кадастровым номером 16:50:220512:68 без координат границ.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество право собственности на данный гараж за кем-либо не зарегистрировано.
Право собственности на указанный объект также не зарегистрировано по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в АО «БТИ в Республике Татарстан», что подтверждается ответом на судебный запрос от ДД.ММ.ГГГГ №.
Единственным наследником к имуществу Костеникова Б.С. является его сын, истец по делу – Костеников С.Б., что подтверждается представленной копией наследственного дела № 285/2020, открытого к имуществу умершего Костеникова Б.С. нотариусом Дьяконовой Ф.И.
Судом установлено, что свидетельство о праве на наследство на спорный объект недвижимости -гараж нотариусом не выдавалось.
В силу пункта 4 статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член гаражного кооператива, имеющий право на паенакопления, полностью внесший свой паевой взнос за гараж, предоставленный этому лицу кооперативом, приобретает право собственности на указанное имущество.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива.
Так, согласно пункту 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Исходя из изложенных норм права и правовых позиций, право собственности на спорный гараж возникло у наследодателя с момента полный оплаты паевых взносов.
В этой связи, суд приходит к выводу, что независимо от того, была ли осуществлена государственная регистрация, имеется ли документ, подтверждающий право собственности на гараж, после смерти члена ГСК, объект недвижимости наследуется в общем порядке.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом надлежащим ответчиком по данному спору суд признаёт Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, поскольку в силу части 15 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим выдачу разрешительной документации на строительство объектов капитального строительство отнесено к компетенции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, в связи с чем в иске к МКУ «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» полагает необходимым отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Костеникова С.Б. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о включении гаража в состав наследственной массы, признании права собственности на гараж в порядке наследования удовлетворить частично.
Признать Костеникова Б.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, владевшим при жизни на праве собственности гаражом № В-65, расположенным по адресу: <адрес>.
Включить гараж № В-65, расположенный по адресу: <адрес> в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Костеникова Б.С..
Признать за Костениковым С.Б. в порядке наследования после смерти Костеникова Б.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на гараж № В-65, расположенный по адресу: <адрес>
В удовлетворении иска к МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Авиастроительный районный суд города Казани в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья К.И. Кардашова
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.