Дело № 2-140/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Называевск 19.04.2023
Называевский городской суд Омской области в составе судьи В.А. Шумилиной, с участием прокурора Лукьяновой О.Ш., при секретаре Бушуевой И.Д., рассмотрев с использованием аудиопротоколирования в судебном заседании материалы гражданских дел №2-140/2023, №2-141/2023, №2-142/2023, №2-143/2023, №2-144/2023, №2-145/2023, №2-146/2023, №2-147/2023, по искам Называевского межрайпрокурора к муниципальным бюджетным образовательным учреждениям «Байымбетовская средняя общеобразовательная школа», «Жирновская средняя общеобразовательная школа», «Искровская средняя общеобразовательная школа», «Лорис-Меликовская средняя общеобразовательная школа», «Налимовская средняя общеобразовательная школа», «Покровская средняя общеобразовательная школа», «Утинская средняя общеобразовательная школа», «Фоминская средняя общеобразовательная школа», о возложении обязанности устранить нарушения Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», п.31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, путем оснащения системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) речевыми оповещателями, расположенными таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации, в срок до 31.12.2023
УСТАНОВИЛ:
Называевский межрайонный прокурор обратился в суд с указанными исковыми заявлениями к муниципальным бюджетным образовательным учреждениям «Байымбетовская средняя общеобразовательная школа», «Жирновская средняя общеобразовательная школа», «Искровская средняя общеобразовательная школа», «Лорис-Меликовская средняя общеобразовательная школа», «Налимовская средняя общеобразовательная школа», «Покровская средняя общеобразовательная школа», «Утинская средняя общеобразовательная школа», «Фоминская средняя общеобразовательная школа».
Согласно искам, Называевской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства об образовании, в том числе законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБОУ «Байымбетовская СОШ», МБОУ «Жирновская СОШ», МБОУ «Искровская СОШ», МБОУ «Лорис-Меликовская СОШ», МБОУ «Налимовская СОШ», МБОУ «Покровская СОШ», МБОУ «Утинская СОШ», МБОУ «Фоминская СОШ».
В ходе проверки установлено, что в образовательных учреждениях, которым по результатам обследования и категорирования присвоена 4 категория опасности, в настоящее время антитеррористическая защищенность образовательного процесса в полном объеме не обеспечивается.
В данных образовательных учреждениях установлена система оповещения и управления эвакуацией людей на объектах интегрирования с системой автоматической пожарной сигнализации.
При этом в нарушение п. 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией не оснащена речевыми оповещателями, расположенными таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой информации.
Указанные нарушения антитеррористической защищенности в образовательном учреждении противоречат требованиям вышеприведенных правовых актов и существенно снижают уровень антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в образовательную организацию ДД.ММ.ГГГГ внесены представления.
Согласно ответам на представления факт нарушения образовательными учреждениями признан, указано, что приняты меры по устранению нарушений.
В ходе контрольной проверки, проведенной межрайонной прокуратурой в марте 2023 года, установлено, что нарушения, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени образовательными организациями не устранены, что подтверждается информацией Комитета по образованию Называевского района от 23.03.2023 № 182 на требование межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, деятельность образовательных организаций в сфере противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности не отвечает требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. На основании изложенного, просит: Обязать МБОУ «Байымбетовская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 5523003527), МБОУ «Жирновская средняя общеобразовательная школа», (ИНН 5523003485), МБОУ «Искровская средняя общеобразовательная школа», (ИНН 5523003453), МБОУ «Лорис-Меликовская средняя общеобразовательная школа», (ИНН 5523003936), МБОУ «Налимовская средняя общеобразовательная школа», (ИНН 5523003904), МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа», (ИНН 5523003911), МБОУ «Утинская средняя общеобразовательная школа», (ИНН 5523003446), МБОУ «Фоминская средняя общеобразовательная школа», (ИНН 5523003534), устранить нарушения Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», п. 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, путем оснащения системы оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) речевыми оповещателями, расположенными таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Лукьянова О.Ш. исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков муниципальных бюджетных образовательных учреждений «Байымбетовская средняя общеобразовательная школа», «Жирновская средняя общеобразовательная школа», «Искровская средняя общеобразовательная школа», «Лорис-Меликовская средняя общеобразовательная школа», «Налимовская средняя общеобразовательная школа», «Покровская средняя общеобразовательная школа», «Утинская средняя общеобразовательная школа», «Фоминская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явились, в отзыве на иск просили рассмотреть без их участия.
Представитель третьего лица - Комитета по образованию Называевского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, направил в суд отзыв на иски с приложением соответствующих документов, согласно которым планами финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений Называевского муниципального района на 2023 год расходы на оснащение системами оповещения и управления эвакуации людей на объектах (территориях) речевыми оповещателями не предусмотрены. Дополнительного финансирования в 2023 году не предвидится.
Представитель третьего лица - администрации Называевского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Заслушав показания прокурора, исследовав представленные материалы, суд пришел к выводу, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и законными.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Обеспечение защиты детства, в том числе охрана здоровья детей, находящихся в общеобразовательных организациях, в соответствии с ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возлагается непосредственно на образовательные организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273 охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Согласно п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно требованиям ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально - экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.
На основании п. 4 абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причини условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п. 6 абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу п. «а, б, в, г, е» п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Согласно п.п. «в» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с положениями п. 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
В силу вышеназванных норм образовательная организация, обязана создать условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья, обучающихся во время образовательного процесса, работников образовательного учреждения, в том числе путем выполнения требований антитеррористической защищенности в отношении здания и территории образовательного учреждения.
В судебном заседании установлено, что в образовательных учреждениях, которым по результатам обследования и категорирования присвоена 4 категория опасности, в частности МБОУ «Байымбетовская СОШ», МБОУ «Жирновская СОШ», МБОУ «Искровская СОШ», МБОУ «Лорис-Меликовская СОШ», МБОУ «Налимовская СОШ», МБОУ «Покровская СОШ», МБОУ «Утинская СОШ», МБОУ «Фоминская СОШ» в настоящее время антитеррористическая защищенность образовательного процесса в полном объеме не обеспечивается.
В данных образовательных учреждениях установлена система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте, интегрированная с системой автоматической пожарной сигнализации.
При этом в нарушение п. 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией не оснащена речевыми оповещателями, расположенными таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Указанные нарушения антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях противоречат требованиям вышеприведенных правовых актов и существенно снижают уровень антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в образовательные организации ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.
Согласно ответам на представления факт нарушения образовательными учреждениями признан, указано, что приняты меры по устранению нарушений.
В ходе контрольной проверки, проведенной межрайонной прокуратурой в марте 2023 года, установлено, что нарушения, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени образовательными организациями не устранены, что подтверждается информацией Комитета по образованию Называевского района от ДД.ММ.ГГГГ № на требование межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, деятельность образовательных организаций в сфере противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности не отвечает требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах исковые требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что для исполнения решения суда, возможно, предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд учитывает значимость и неотложный характер данной меры, а также требования разумности, финансовое положение ответчика.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать судебные расходы, а именно расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям.
Абзац 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ предусматривает, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается для физических лиц в размере 300 рублей; для организаций - 6000 рублей.
Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от ее уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как усматривается из иска, прокурором заявлены требования в интересах неопределенного круга лиц - граждан, в том числе, несовершеннолетних, посещающих образовательные учреждения, то есть, физических лиц, в связи с чем размер подлежащей взысканию с ответчиков государственной пошлины должен составлять 300 рублей с каждого, в соответствии с абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, так как прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 5523003527), ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», (░░░ 5523003485), ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», (░░░ 5523003453), ░░░░ «░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», (░░░ 5523003936), ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», (░░░ 5523003904), ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», (░░░ 5523003911), ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», (░░░ 5523003446), ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», (░░░ 5523003534), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06.03.2006 № 35-░3 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░. 31 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 02.08.2019 № 1006, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 31.12.2023.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░ «░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░», ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.04.2023 ░░ 7 ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░