Материал № 12-136/2021
УИД 43RS0034-01-2021-001660-82
Р Е Ш Е Н И Е
26 октября 2021 года г. Слободской Кировской области
Судья Слободского районного суда Кировской области Старкова А.В., при секретаре Гришиной Н.С.,
рассмотрев жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива сельскохозяйственная артель (колхоз) «Красная Талица» (далее по тексту - СПК «Красная Талица», колхоз) на постановление начальника лесного отдела Министерства лесного хозяйства Кировской области Слободского лесничества, старшего государственного лесного инспектора в Слободском лесничестве Кировской области № 02-08 от 22 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
вышеизложенным постановлением СПК «Красная Талица» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, <данные изъяты> ФИО1 подал жалобу, в которой изложил, что в течение зимы 2020 года колхоз осуществил заготовку древесины в форме сплошной рубки в квартале 50 выдела 21 Шестаковского участкового лесничества. 20.05.2021 лесничим произведен осмотр лесосеки, в соответствии с актом установлено оставление в ней 62 деревьев, подлежащих рубке. Приводя положения п. 16 Правил заготовки древесины, лесохозяйственного регламента Слободского лесничества Кировской области, проекта освоения лесов, указал, что деревья были оставлены в виде исключения, в качестве вспомогательных для сохранения устойчивости, биоразнообразия и других экологических целей, их оставление не может рассматриваться как нарушение лесного законодательства, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в виду отсутствия события административного правонарушения. Также указал, что 22.06.2021 начальником лесного отдела в отношении СПК «Красная Талица» были вынесены еще пять постановлений по ч. 2 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (№№ 02-04, 02-05, 02-06, 02-07, 02-09). Полагает, что при назначении наказания имелись основания для применения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вне зависимости от того, что действия имели место в разных лесных кварталах лесничества, так как нарушения касались действий одного лица, были выявлены в рамках одной проверки, все постановления вынесены одним должностным лицом и в один день.
В судебное заседание законный представитель СПК «Красная Талица» не явился. О времени и месте рассмотрения дела юридическое лицо извещено надлежащим образом, судебная повестка получена заказным почтовым отправлением 19.10.2021, ходатайства об отложении дела не поступило.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, <данные изъяты> ФИО2 оспариваемое постановление считает законным, обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению. Поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, согласно которой в лесохозяйственном регламенте Слободского лесничества приведен исчерпывающий перечень объектов биологического разнообразия, подлежащих сохранению при осуществлении лесосечных работ: малопродуктивные участки леса в пониженных местах, неучтённые при таксации лесов как болота, участки леса по окраинам болот, окна распада со скоплением валежа и ветровально – почвенными комплексами, старовозрастные деревья, деревья с гнездами и дуплами и прочие, всего 13 объектов, среди которых нет объектов, указанных в акте осмотра лесосеки и протоколе об административном правонарушении. В лесосеке оставлены не рекомендованные для Слободского лесничества объекты, а именно деревья осины и ели преимущественно малых диаметров, которые не служат повышению биологического разнообразия, не создают условий для гнездования и защиты мест обитания животных. Кроме того, в соответствии с лесохозяйственным регламентом местоположения объектов биологического разнообразия и площадь буферных зон указываются при их проектировании при лесоустройстве и специальных обследованиях, которых при проведении таксации на лесном участке арендатора не проводилось, местоположение зон не указано в проекте освоения лесов. В лесосеке оставлены деревья наименее ценных пород, которые к оставлению не планировались. Оставлены они по выбору оператора валочной машины, размещены по площади лесосеки хаотично, их конкретное местоположение и количество в технологической карте не определено, что свидетельствует об их оставлении в целях уменьшения затрат арендатора. Оставление предназначенных в рубку деревьев может иметь негативные последствия в виде угрозы жизни и здоровью людей, находящихся в лесном массиве, поскольку такие деревья в первую очередь подвержены ветровалу. Также при ветровале происходит захламление лесосеки, что приводит к повышенной пожарной опасности лесного участка, к затруднению проведения лесовосстановительных работ. Не усматривает нарушений в части привлечения колхоза к административной ответственности по шести постановлениям, так как оснований для применения ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривает, поскольку юридическим лицом совершены разные действия, в каждом из которых содержится состав административного правонарушения. Нарушения были выявлены на разных лесотаксационных выделах и лесосечных делянках, имеют различное местоположение, площадь, объем заготовки древесины по разным древесным породам. Работы по заготовке предусмотрены различными технологическими картами, содержат разные периоды и схемы разработки лесосек.
Выслушав должностное лицо, изучив материалы дела об административных правонарушениях, обсудив доводы жалобы и отзыва, прихожу к следующему.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей принимается одно из решений, предусмотренных частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21, рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по статье 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании договора аренды лесного участка № 28.14 от 07.11.2008 СПК «Красная Талица» предоставлен в возмездное пользование лесной участок площадью 11152 га в 1-64 кварталах Шестаковского участкового лесничества Слободского лесничества Кировской области, в границах, определенных схемой расположения и планом лесного участка, являющихся приложением к договору, для использования в целях заготовки древесины сроком по 05.04.2028.
16.01.2021 колхоз подал в лесной отдел Слободского лесничества лесную декларацию № 3 об использовании с 26.01.2020 по 31.12.2020 лесов для заготовки древесины на лесном участке Шестаковского участкового лесничества - квартал 50, выдел 21, лесосека 1.
В соответствии с технологической картой лесосечных работ от 09.06.2020 в лесосеке 1 выдела 21 квартала 50 Шестаковского участкового лесничества в период лета-осени 2020 года должна быть произведена сплошная рубка спелых и перестойных лесных насаждений (Б). Срок окончания вывозки древесины – 31.12.2020.
При проверке использования лесов 20.05.2021 лесничим Шестаковского участкового лесничества в пасеках лесосеки 1 выдела 21 квартала 50 Шестаковского участкового лесничества обнаружены 62 сырорастущих дерева, из которых: 37 породы береза, 18 породы осина и 7 породы ель, о чем составлен акт осмотра лесосеки, ведомость перечета деревьев, точное местоположение деревьев в пасеках отражено на технологической схеме разработки лесосеки.
Данные обстоятельства, выразившиеся в оставлении в лесосеке сырорастущих деревьев при сплошной рубке, послужили основанием для составления в отношении СПК «Красная Талица» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 01-9-05 от 01.06.2021, договором аренды лесного участка № 28.14 от 07.11.2008, проектом освоения лесов, лесной декларацией от 16.01.2020 № 3, технологической картой лесосечных работ от 09.06.2020, актом осмотра лесосеки от 20.05.2021 с приложением ведомости перечета деревьев и схемы местоположения обнаруженных деревьев в границах лесосеки.
Оценивая довод жалобы об отсутствии события административного правонарушения, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями статей 16, 16.1 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 17 Лесного кодекса РФ и пункту 32 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждённых приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 и действовавших на момент совершения административного правонарушения (далее по тексту – Правил № 474), рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
В силу пункта 33 Правил заготовка древесины осуществляется в форме рубок, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования.
К сплошным рубкам спелых, перестойных лесных насаждений относятся следующие виды рубок: с предварительным лесовосстановлением (появление нового молодого поколения леса под пологом существующего древостоя) и с последующим лесовосстановлением (образование нового поколения леса после рубки спелого древостоя).
При проведении сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений обязательным условием является обеспечение лесовосстановления способами, предусмотренными Правилами лесовосстановления.
В технологической карте лесосечных работ на лесосеку 1 выдела 21 квартала 50 Шестаковского участкового лесничества планируемой мерой по лесовосстановлению указано естественное возобновление.
В соответствии с пунктом 2 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утверждённых приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188 и действовавших на момент совершения административного правонарушения, естественное восстановление лесов осуществляется вследствие как природных процессов, так и мер содействия лесовосстановлению, указанных в пункте 16 настоящих Правил.
Содержание данного пункта по раскрываемым мерам восстановления, предусматривающим возможное сохранение подростка и молодняка, не позволяет отнести к таковым оставление СПК «Красная Талица» в лесосеке спелых и перестойных деревьев наименее ценных пород (береза и осина) с толщиной ствола от 16 до 48 см.
Пунктом 6 приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» (далее - Приказ Минприроды России № 72) определено, что в лесохозяйственном регламенте должна содержаться характеристика имеющихся и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия.
Пунктом 16 Правил № 474 установлено, что при заготовке древесины в целях повышения биоразнообразия лесов на лесосеках могут сохраняться отдельные деревья в любом ярусе и их группы (старовозрастные деревья, деревья с дуплами, гнездами птиц, а также потенциально пригодные для гнездования и мест укрытия мелких животных).
Перечни объектов биоразнообразия и размеры буферных зон для конкретного лесничества, лесопарка указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственным регламентом Слободского лесничества Кировской области на 2019-2028 гг. установлено 13 объектов биологического разнообразия (Таблица I.1.3), при этом в примечании к данной таблице отражено, что местоположение объектов биологического разнообразия и площадь буферных зон указывается при их проектировании при лесоустройстве и специальных обследованиях.
В проекте освоения лесов на лесном участке Слободского лесничества, переданных СПК «Красная Талица» по договору аренды от 07.11.2008, указано, что при использовании лесов необходимо предусматривать меры по охране объектов животного мира и среды их обитания (раздел 6.2), запланированы и спроектированы мероприятия по лесовосстановлению, меры по сохранению естественных убежищ и сохранению дуплистых деревьев в местах рубок. Однако в соответствии с пунктами 2.5 и 2.6 данного проекта особо охраняемые природные территории и объекты, объекты в плане сохранения объектов биоразнообразия, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды деревьев, кустарников, лиан и иных растений на территории, арендуемого СПК «Красная Талица» участка отсутствуют. Кроме того, проект освоения лесов, в соответствии с которым ведется лесозаготовительная деятельности СПК «Красная Талица» не содержит сведений о конкретном местоположении объектов биоразнообразия, подлежащих сохранению, которые могут быть определены на основании специальных исследований. Доказательств того, что данные исследования арендатором были проведены, не представлено, каких-либо изменений в проект освоения лесов в данной части не внесено.
В соответствии с перечетной ведомостью в лесосеке оставлены деревья менее ценных пород (осина, ель), преимущественно малой толщины ствола, их местоположение хаотично. При этом в технологической карте на разработку лесосеки местоположение деревьев, планируемых СПК «Красная Талица» для оставления, также отражено не было, их количество не определялось, оставлены они были по вольному усмотрению.
На основании изложенного, вопреки доводу жалобы, нахожу доказанным событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с подпунктом «о» пункта 11 раздела III договора аренды лесного участка от 07.11.2008 колхоз обязалcя соблюдать порядок осуществления рубок лесных насаждений, правила заготовки древесины, утверждённые в установленном законодательством порядке.
Доказательств того, что СПК «Красная Талица», как арендатором лесного участка, были предприняты все зависящие меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению нарушения порядка проведения рубок лесных насаждений привлеченным подрядчиком, в материалах дела отсутствуют. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения порядка, не установлено.
Таким образом, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, его совершившее, и виновность СПК «Красная Талица» в совершении административного правонарушения.
Порядок привлечения к административной ответственности юридического лица соблюден, дело об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено правомочными лицами, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Исходя из характера и степени общественной опасности содеянного, создания угрозы жизни и здоровью людей при возможном ветровале оставленных одиночных деревьев, а также возможного захламления лесосеки и в этой связи повышения рисков развития пожаров, угрозы в целом окружающей среде, не усматриваю оснований для признания административного правонарушения малозначительным, а также для применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о замене административного штрафа предупреждением субъекту среднего предпринимательства.
Изучив постановления №№ 02-04, 02-05, 02-06, 02-07, 02-09 по делам об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 22.06.2021, не усматриваю оснований для применения положений ч. 2 ст. 4.4 данного Кодекса при назначении наказания, в противовес доводу жалобы.
Те обстоятельства, что заготовка древесины производилась на лесосеках лесного участка, предоставленного колхозу на основании одного договора аренды, а также то, что нарушения были выявлены в ходе проверки в один день, и протоколы об административных правонарушениях рассмотрены должностным лицом в один день, не свидетельствуют о наличии оснований для применения ч. 2 ст. 4.4 Кодекса, поскольку со стороны юридического лица имело место несколько действий, а не одно.
Каждая из лесосек, где установлено нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, расположена в разных лесотаксационных выделах и лесосечных делянках, имеющих различные местонахождения, площадь и объемы заготовки древесины по разным древесным породам. Работы по заготовке древесины предусмотрены различными технологическими картами проведения рубок на основании несовпадающих лесных деклараций, содержащих различающиеся периоды, установленные для заготовки древесины. Фактическая лесозаготовительная деятельность в делянках велась в разное время в течение 2020 года. Осмотр разработанных делянок лесничим мог проводиться в любое время бесснежного периода года, следующего за днем окончания лесозаготовительной деятельности по декларации. Объектом проведенных контрольных мероприятий являлась проверка соблюдения правил, порядка заготовки древесины на различных лесосечных делянках.
В этой связи отражённая в вышеперечисленных постановлениях объективная сторона вменяемых колхозу составов административных правонарушений является различной.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление начальника лесного отдела Министерства лесного хозяйства Кировской области Слободского лесничества, старшего государственного лесного инспектора в Слободском лесничестве Кировской области № 02-08 от 22 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива сельскохозяйственная артель (колхоз) «Красная Талица» оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня получение его копии.
Судья - подпись А.В. Старкова