дело № 10-42/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 ноября 2020 года город Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе председательствующего судьи Руденко Е.В.,
с участием:
государственного обвинителя в лице помощника прокурора Промышленного района города Ставрополя ФИО3,
защитника в лице адвоката ФИО6,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев апелляционное представление заместителя прокурора <адрес> ФИО5 на приговор мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым Гегина Ж.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, <данные изъяты>; ранее судимая:
-ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> г.,
осуждённой ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>,
установил:
приговором мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Гегина Ж.А. признана виновной в совершении мелких хищений и покушении на совершение мелких хищений. Обстоятельства совершения преступлений подробно изложены в приговоре суда.
В апелляционном представлении заместитель прокурора <адрес> ФИО5 приговор просит изменить, исключив из резолютивной части ограничения и обязанности до назначения окончательного наказания в порядке части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации и из описательно-мотивировочной исключить также указание на назначение наказания с применением частей 1, 5 статьи 62 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании государственный обвинитель в лице помощника прокурора <адрес> требования апелляционного представления поддержал, просил его удовлетворить по изложенным в представлении основаниям.
Осуждённая Гегина Ж.А. в судебное заседание не явилась, в расписке о получении копии приговора указала, что не желает принимать участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Защитник в лице адвоката ФИО6 в судебном заседании указал, что в силу того, что принесенное представление на приговор суда не затрагивает сущности приговора и не ухудшает положения его подзащитной Гегина Ж.А., не возражает против удовлетврения указанного представления прокурора.
Суд апелляционной инстанции, проверив представленные материалы и обсудив доводы апелляционного представления, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 389.15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, основанием изменения судебного решения в апелляционном порядке, наряду с другими, является неправильное применение уголовного закона.
Согласно части 1 статьи 60 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, и с учетом положений общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.
При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (часть 3 статьи 60 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями части 4 статьи 307 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать указание на обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 г. №55 "О судебном приговоре" прямо указано, что в случае назначения ограничения свободы в качестве основного или дополнительного наказания за каждое или некоторые из преступлений, образующих совокупность, срок ограничения свободы необходимо указывать за каждое из таких преступлений, а соответствующие ограничения и обязанности - после назначения окончательного наказания.
Этому разъяснению корреспондирует пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 г. №58 (ред. от 18.12.2018 г.) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".
Из совокупности разъяснений, содержащихся в пунктах 51,52 названного постановления, следует, что при назначении наказания лицу, совершившему несколько преступлений до постановления предыдущего приговора, окончательным является наказание, назначенное в соответствии с частью 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Изложенные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации мировым судьёй не учтены при постановлении обжалуемого приговора: в резолютивной части мировой судья, назначая наказание по совокупности преступлений в соответствии с частью 2 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, установила ограничения: не уходить из <адрес> в <адрес> в период с 21 часа до 6 часов; не посещать места общественного питания, осуществляющие реализацию спиртных напитков, расположенные в пределах <адрес>; не выезжать за пределы территории <адрес>; не посещать места проведения массовых мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях; не менять место жительства, расположенное по адресу: <адрес> Б, <адрес>- без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденной наказания в виде ограничения свободы; не менять место работы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием
осужденной наказания в виде ограничения свободы. Данное наказание не является окончательным, так как в соответствии с частью 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации Гегина Ж.А. Ж.А. назначено окончательное наказание путём частичного сложения с наказанием по приговору в виде 2 лет 6 месяцев ограничения свободы с установлением ограничений: не уходить из <адрес> Б по <адрес> в <адрес> в период суток с 21 часа до 6 часов; не посещать места общественного питания, осуществляющие реализацию спиртных напитков, расположенные в пределах <адрес>; не выезжать за пределы территории <адрес>; не посещать места проведения массовых мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях; не менять места жительства, расположенного по адресу: <адрес>Б, <адрес>- без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденной наказания в виде ограничения свободы; не менять место работы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденной наказания в виде ограничения свободы; в период отбывания наказания обязать Гегина Ж.А. 2 раза в месяц являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы.
Таким образом, установление ограничений при назначении Гегина Ж.А. наказания в соответствии с частью 2 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, не являющегося окончательным, является излишним, в связи с чем, подлежит исключению из резолютивной части приговора.
Согласно части 1 и части 5 статьи 62 Уголовного кодекса Российской Федерации, при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами "и" и (или) "к" части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса ( часть 1); срок или размер наказания, назначаемого лицу, уголовное дело в отношении которого рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление ( часть 2).
Из материалов уголовного дела следует, что оно рассмотрено в особом порядке, предусмотренном главой 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Гегина Ж.А. назначено наказание в виде ограничения свободы, в то время, как санкцией части 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого наказания предусмотрено лишение свободы. Таким образом, Гегина Ж.А. назначен не самый строгий вид наказания, предусмотренный санкцией части 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, следовательно, положения части 1 и части 5 статьи 62 Уголовного кодекса Российской Федерации в данном случае применены и указаны излишне.
Руководствуясь статьями 7, 389.13, 389.15, 389.20, 389.26, 389.28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
апелляционное представление заместителя прокурора <адрес> ФИО5 удовлетворить.
Приговор мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района города Ставрополя от 2 сентября 2020 года изменить.
Исключить из резолютивной части приговора указание на установление ограничений при назначении наказания в соответствии с частью 2 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на применение части 1 и части 5 статьи 62 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Судья Е.В. Руденко