Дело № 2-509/2023
УИД 42RS0041-01-2023-001026-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калтан 19 сентября 2023 г.
Калтанский районный суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Семерикова А.С.,
при секретаре Гущиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Осинники в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Калтанского городского округа о понуждению к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, согласно которого просит обязать администрацию Калтанского городского округа» (далее администрация КГО) выполнить следующие мероприятия:
- обязать администрацию Калтанского городского округа обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Калтанского городского округа, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 31 октября 2023 года.
- обязать администрацию Калтанского городского округа актуализировать постановление главы Калтанского городского округа от 26.01.2022 ... в части указания земельного участка, определённого для складирования снега.
Свои требования истец обосновывает тем, что прокуратурой города проведена проверка и проанализировано соблюдение законодательства в деятельности органа местного самоуправления при создании и эксплуатации мест складирования отходов от зимней уборки улиц (снега, льда) (далее по тексту - места складирования снега), так же не в полной мере соблюдаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства при создании, содержании и эксплуатации места складирования снега. Установлено, что место для складирования снега после очистки территории Калтанского городского округа площадью 16 534 кв. м расположенного в ..., на земельном участке ..., категория земель - земли поселений. Установлено, что площадка по отвалу снега оборудована на основании постановления главы Калтанского городского округа от 26.01.2022 ... из которого следует, что место расположения площадки определено путем указания координат.
В соответствии с заключением Территориального отдела ... ... от 30.05.2023 водонепроницаемое покрытие и обваловка площадки земляным валом с южной стороны и вокруг опоры ЛЭП отсутствует, что является нарушением требований пункта 34 раздела II СанПиН 2.1.3684-21.
Прокурором 31.05.2023 Главе Калтанского городского округа внесено предписание, которое рассмотрено, выявленные нарушения нашли свое подтверждение, при этом мер для их устранения не предпринято.
Таким образом, определенное главой Калтанского городского округа место складирования снега, собираемого с территории округа, ответчиком до настоящего времени не обустроено согласно нормам санитарного законодательства, постановление главы Калтанского городского округа от 26.01.2022 ... не актуализировано.
Неприведение площадки в соответствие с требованиями пункта 34 раздела I СанПиН 2.1.3684-21 нарушает конституционные права неопределенного круга - жителей муниципального образования Калтанский городской округ на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Представитель истца старший помощник прокурора г. Осинники ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации КГО ФИО3, действующая на основании доверенности от 27.03.2023 сроком действия по на один год в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что постановлением главы Калтанского городского округа ... от 19.09.2023 «Об определении мест (открытых площадок) для временного складирования снега в зимний период времени на территории Калтанского городского округа» актуализировало постановление главы Калтанского городского округа от 26.01.2022 ... в части указания земельного участка, определённого для складирования снега. Также со стороны администрации КГО предприняты все меры к устранению нарушений, в частности заключен договор на оказание работ по объекту «Полигон под складирование снега».
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области – Кузбассу ФИО4, действующая на основании доверенности от 13.02.2023 сроком действия до 31.12.2023 в судебном заседании исковые требования поддерживают в полном объеме.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ) под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяцственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статья 4 Склерального закона № 7-ФЗ).
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Из содержания пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту- Федеральный закон № 89-ФЗ) следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.2017 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц, то есть снег.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом №89-ФЗ, предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статья 13.4).
Как следует из пункта 1 статьи 2, статей 11, 39 Федерального закона от 3» 03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия в человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно- бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила пункт 2 статья 12 Федерального закона № 52-ФЗ).
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статья 21 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ, пункта 1 статьи 22 Федерального закона №52-ФЗ Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Главой II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (Профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 3684-21) установлены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.
В соответствии с пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21 собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой города Осинники совместно с ведущим специалистом – экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Осинники и г. Калтан проведена проверка исполнения законодательства РФ при создании и эксплуатации мест складирования отходов от зимней уборки улиц (снега, льда), по результатам которой составлено заключение от 30.05.2023 (л.д.14).
31.05.2023 прокуратурой города Осинники в отношении администрации КГО вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 10-12).
Представление предложено рассмотреть в месячный срок, т.е. до 30.06.2023.
На требование прокурора г. Осинники администрация КГО 30.06.2023 (л.д. 13) направила информацию о сроках выполнения устранения указанных в представлении нарушений и исполненных мероприятиях. Дополнительно сообщила, что готовится проектно – сметная документация для проведения открытого аукциона на обустройство площадки для временного складирования снега в зимний период, выполнение работ по благоустройству площадки для временного складирования снега в зимний период планируется до 31.10.2023 к письму приложены: распоряжение ... от 30.06.2023.
Распоряжением администрации КГО ... от 16.03.2023 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале ..., местоположение: ... площадью 16535 кв.м., с видом разрешенного использования: «коммунальное обслуживание». Территориальная зона – .... Категория земель – земли населенных пунктов (л.д.48,49).
Постановлением администрации Калтанского городского округа ... от 26.01.2023 «Об определении мест (открытых площадок) для временного складирования снега в зимний период времени на территории Калтанского городского округа» определено место (открытая площадка) для временного складирования снега в зимний период времени на территории Калтанского городского округа (л.д.50).
На основании ст. 40 Устава Калтанского городского округа, принятого решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 27.06.2005 ... (далее - Устав), администрация Калтанского городского округа осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в пределах ее компетенции.
На основании ст. 41 Устава администрация Калтанского городского округа организует мероприятия по охране окружающей среды, организует и «осуществляет экологический контроль объектов производственного и социального назначения, организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов (л.д.15-37).
Пунктом 13.3. Правил благоустройства территории Калтанского городского округа, утвержденных решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 23.12.2021 ... предусмотрено, что уборка территории в зимний период включает в себя работы по очистке территории от снега, мусора, складирование которого производится на местах отвала снега (л.д.38-41).
Из представленного представителем ответчика решения ... от 26.04.2023 « о внесении изменений в Решение Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 21.12.2022 ... ... « О бюджете Калтанского городского округа Кемеровской области – Кузбасса на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» усматривается, что п.1 настоящего решения внесены изменения, в частности пп.1.2 – Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Калтанского городского округа Кемеровской области – Кузбасса по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов классификации расходов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в новой редакции, согласно приложения №1, в котором кроме прочего, на 2023 год указано – Строительство очистных сооружений канализационных сточных вод, главного коллектора, содержание природоохранных объектов округа (л.д.67-87).
Так же представителем ответчика в обоснование своей позиции представлены: постановление ... от 19.09.2023 «Об определении мест (открытых площадок) для временного складирования снега в зимний период времени на территории Калтанского городского округа», согласно которого, определено место (открытая площадка) для временного складирования снега в зимний период времени на территории Калтанского городского округа - земельный участок с кадастровым ..., общей площадью 16534 кв.м., расположенный по адресу ... (л.д.89-90). Приказ Министерства финансов Кузбасса ... от 26.07.2023, согласно которого Калтанский городской округ входит в перечень муниципальных образований, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями (л.д.91-100). Договор ... от 24.08.2023 на выполнение работ по инженерно – геодезическим и инженерно – геологическим изысканиям по объекту «Полигон под складирование снега» заключенный с ... согласно которого, срок на выполнение работ по договору 30 рабочих дней с момента подачи заявки от заказчика, разрешение на право производства работ, согласно которого, начало работ датировано 04.09.2023 (л.д. 101-102, 104-112, 113).
Проанализировав приведенные положения нормативно-правовых актов и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности прокурором требований.
Судом проверены доводы представителя ответчика о частичном исполнении представления, а именно об актуализации постановления главы Калтанского городского округа от 26.01.2022 ... в части указания земельного участка, определенного для складирования снега. Приложенные представителем ответчика документы, а именно: постановление ... от 19.09.2023 «Об определении мест (открытых площадок) для временного складирования снега в зимний период времени на территории Калтанского городского округа» подтверждаются материалами дела и не опровергаются сторонами.
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Осинники, заявленных в интересах неопределенного круга лиц в части обязания Администрации Калтанского городского округа об актуализации постановления главы Калтанского городского округа от 26.01.2022 ... в части указания земельного участка, определенного для складирования снега, поскольку постановлением ... от 19.09.2023 «Об определении мест (открытых площадок) для временного складирования снега в зимний период времени на территории Калтанского городского округа» актуализировано постановление ... что подтверждаются материалами дела и не опровергаются сторонами (л.д. 89-90).
Соответственно, требования истца подлежат удовлетворению частично.
Срок выполнения мероприятий до 31 октября 2023 года по мероприятиям - обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Калтанского городского округа, в соответствии с требованиями санитарного законодательства, суд полагает необходимым установить срок - в срок до 01.08.2024, поскольку выполнение данных мероприятий требует значительных временных и материальных затрат.
Таким образом, требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Осинники, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать администрацию Калтанского городского округа (ИНН ...) выполнить следующие мероприятия:
- обеспечить обустройство мест складирования снега, вывозимого с территории Калтанского городского округа, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 01 августа 2024 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора города Осинники, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 25.09.2023.
Судья: подпись
Копия верна
Судья А.С. Семериков