Судья Салов А.А. Дело 7-782/2022
№12-742/2022
УИД № 18RS0003-01-2022-000198-59
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Чегодаева О.П., 19 октября 2022 года в городе Ижевске изучив в порядке проведения подготовки по делу жалобу представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики П.С.С. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Ф.Е.Н. от 15 декабря 2021 года № 390/ПС-2 Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> (далее-ООО <данные изъяты>») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 июля 2022 года постановление по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики № 390/ПС-2 от 15 декабря 2021 года отменено, производство по делу прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики П.С.С. просит решение районного суда отменить, постановление должностного лица административного органа оставить без изменения.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный КоАП РФ, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 – 30.2, 30.9, 30.10 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, жалоба подана заявителем в электронном виде посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и подписана простой электронной подписью.
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 251 утвержден Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.1.1 Порядка требования к форме и содержанию документов, подаваемых в соответствии с данным Порядком, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
Такие требования определены, в частности, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с требованиями процессуального законодательства и названного Порядка документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", могут быть поданы в федеральные суды общей юрисдикции только в рамках гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
Документы, обращения, жалобы по делам об административных правонарушениях не подлежат подаче в суд общей юрисдикции в электронном виде, поскольку производство по таким делам осуществляется по правилам КоАП РФ, нормами которого не предусмотрена подача таковых в электронном виде.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О, от 15 апреля 2008 года № 314-О-О, от 28 мая 2013 года № 777-О и др.).
Как указано выше, применительно к производству по делам об административных правонарушениях таким федеральным законом является КоАП РФ.
По смыслу положений, закрепленных в главе 30 КоАП РФ, жалоба на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты подается на бумажном носителе.
Единственным случаем, допускающим возможность подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью либо простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который предусмотрен ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.12.2020 N 471-ФЗ с 1 сентября 2021 года) является фиксация этого административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В иных случаях, КоАП РФ не предусмотрена возможность подачи документов, обращений, жалоб на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Кроме того, КоАП РФ предусматривает исчерпывающий перечень лиц, которым предоставлено право обжалования состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлений и решений.
Как следует из положений ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Постановление и решения, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, также могут быть опротестованы прокурором (ст. 30.10 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим такое постановление.
Таким образом, у представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики П.С.С. отсутствуют предусмотренные КоАП РФ полномочия на подачу жалобы на решение судьи районного суда по данному делу.
Приведенные обстоятельство исключают возможность производства по жалобе и ее рассмотрение по существу.
По смыслу положений главы 30 КоАП РФ судья вправе возвратить без рассмотрения жалобу на постановление (решение) по делу об административном правонарушении в том случае, если имеются обстоятельства, препятствующие ее принятию к рассмотрению.
Таким образом, исходя из положений КоАП РФ, Порядка, а также приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подача жалобы на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 июля 2022 года в электронном виде и отсутствие полномочий у лица, её подавшего, являются препятствием к ее принятию к рассмотрению в Верховном Суде Удмуртской Республики, следовательно, жалобу на решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 июля 2022 года необходимо оставить без рассмотрения по существу и возвратить заявителю, а дело в суд, как не подлежащее рассмотрению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Жалобу представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики П.С.С. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 11 июля 2022 года возвратить заявителю без рассмотрения по существу.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики О.П. Чегодаева