УИД 22RS0051-01-2024-000485-78
Дело № 2-442/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2024 года р.п. Тальменка Тальменского района
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Мамаевой Я.Ю.,
при секретаре Ушаковой С.В.,
с участием истца Витман Р.И., представителя истца Слабуновой Л.В.,
ответчика Зиберт С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Витман Р.И. к Зиберт С.О., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Зиберт А.Д. и Заберт Варвары Даниловны, Министерству социальной защиты Алтайского края, Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Тальменского района, АО «СОГАЗ» о признании фактическим воспитателем военнослужащего,
УСТАНОВИЛ:
Витман Р.И. обратилась в Тальменский районный суд Алтайского края с вышеуказанным иском, в котором просит признать ее лицом, фактически воспитывающим и содержащим военнослужащего Зиберта Д.В., погибшего 01.07.2023, в течение не менее 5 лет до достижения им совершеннолетия.
В обосновании иска указано, что Зиберт Д.В., 02.03.1993 года рождения, приходится ей племянником, сыном ее родного брата Зиберта В.И.. После смерти брата, последовавшей 19.05.1995, она взяла на себя воспитание и содержание племянника, поскольку его мать ФИО7 не в состоянии была это делать. 10.07.2003 она была назначена опекуном. В декабре 2006 г. ФИО7 была лишена родительских прав в отношении Зиберта Д.В.. Таким образом, Зиберт Д. проживал в ее семье двухлетнего возраста и до достижения совершеннолетия. Они с мужем относились к Данилу как к родному сыну, он к ним как к родителям. В сентябре 2022 г. Зиберт Д. был призван на военную службу по мобилизации для участия в специальной военной операции, где впоследствии погиб 01.07.2023. В целях получения материальной помощи членам семей погибших военнослужащих необходимо установление юридического факта.
В судебном заседании истец Витман Р.И. и ее представитель адвокат Слабунова Л.В. исковые требования поддержали, просили удовлетворить, пояснив, что в период с 1995 и до достижения совершеннолетия истец занималась воспитанием и содержанием племенника, на всем протяжении заботилась о его здоровье, обучении, относилась к нему как к родному. Между ними сложились фактические родственные отношения и семейные связи.
Ответчик Зибирт С.О. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований Витман Р.И., пояснила, что действительно истец с малолетнего возраста воспитывала ее мужа Зиберта Д.В., у них были теплые семейные отношения, Зиберт Д.В. относился к ним как к родителям, Витман Р.И. назвал Лёля, а ее мужа Витамана И.К. - отцом.
Представители ответчиков - Министерства социальной защиты Алтайского края, Министерства обороны РФ, Военного комиссариата Тальменского района, АО «СОГАЗ» в судебное заседание не явились, извещены. Представители Министерства социальной защиты Алтайского края и АО «СОГАЗ» представили отзыв на исковое заявление, в котором также просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по иску не представили, разъяснив порядок причитающихся выплат.
Суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав истца, его представителя, ответчика Зиберт С.О., опросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья (абзац второй пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П).
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство также принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности (абзац четвертый пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П).
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации") и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", единовременная выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей".
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
Пунктом 4 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившим в силу с 11 августа 2020 г., к членам семьи военнослужащего, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены лица, признанные фактически воспитывавшими и содержавшими военнослужащего в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактические воспитатели). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" под фактическими воспитателями, обязанность по содержанию которых возлагается на их воспитанников (ст. 96 Семейного кодекса Российской Федерации), следует понимать как родственников ребенка, так и лиц, не состоящих с ним в родстве, которые осуществляли воспитание и содержание ребенка, не являясь при этом усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем или патронатным воспитателем ребенка.
Согласно ст. 96 Семейного кодекса Российской Федерации нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов). Суд вправе освободить воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, а также если они содержали и воспитывали своих воспитанников ненадлежащим образом (ч. 2). Обязанности, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не возлагаются на лиц, находившихся под опекой (попечительством), или на лиц, находившихся на воспитании в приемных семьях (ч. 3).
Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи (абз. 9 ст. 1абз. 9 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Зиберт Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящий на учете в военном комиссариате Тальменского района Алтайского края, призван на военную службу по мобилизации 27.09.2022 в соответствии с Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
01.07.2023 Зиберт Д.В. погиб во время участия в специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики РФ. 13.02.2024 Тальменским сектором ЗАГС управления юстиции Алтайского края составлена запись акта о смерти №.
Согласно свидетельству о рождении Зиберта Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его родителями значатся ФИО6 и ФИО7. Отец указан на основании свидетельства об установлении отцовства.
ФИО6 умер 19.05.1995, что подтверждается свидетельством о смерти.
На основании постановления администрации Курочкинского сельсовета Тальменского района № 18 от 10.07.2003 Витман Р.И. назначена опекуном Зиберта Д.В..
ФИО12 на основании решения Тальменского районного суда от 25.12.2006 лишена родительских прав в отношении Зиберта Д.В., ребенок передан под опеку Витман Р.И..
Указанным решением также установлено, что Зиберт Д.В. с двухлетнего возраста проживает в семье Витман Р.И., так как отце ребенка умер, а мать не исполняла родительские обязанности.
Данные обстоятельства установлены также и при рассмотрении настоящего дела.
Так, согласно справкам Курочкинского сельсовета Тальменского района, Зиберт Д.В. состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, но фактически по состоянию 01.01.1998 и по состоянию на 01.01.2022 проживал по адресу: <адрес>, совместно с Витман Р.И..
Согласно домовой книге по адресу: <адрес>, Зиберт Д.В. значится зарегистрированным по данному адресу с 30.03.2007 (с момента получения паспорта гражданина РФ по достижению 14 лет).
Как следует из справки заведующей Новоеловской ФАП КГБУЗ «Тальменская ЦРБ» Зиберт Д.В. состоял на учете в Новоеловской ФАП с 1995 по 2018 г., все профпрививки и процедуры получал при контроле опекуна Витман Р.И.
С 01.09.2000 по 31.05.2010 Зиберт Д.В. обучался в МКОУ «Новоеловская ООШ» Тальменского района. Согласно характеристике и справке с указанного образовательного учреждения воспитанием занималась Витман Р.И., которая исполняла данные обязанности надлежащим образом.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО13 (учитель начальных классов), ФИО14 (соседка), ФИО15 (брат истца) и ФИО16 (муж истца) подтвердили, что Витман Р.И. занималась воспитанием и содержанием своего племенника Зиберта Д.В. с малолетнего возраста, относилась к нему к родному сыну.
Таким образом, судом установлено, что истец фактически воспитывала и содержала военнослужащего после смерти его отца и устранения матери от воспитания с двухлетнего возраста в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия, между ними сложились семейные взаимоотношения, поскольку они проживали одной семьей.
При этом судом учитывается, что полное государственное обеспечение Зиберта Д.В. как лица оставшееся без попечения родителей, последовало только с 2007 года, после лишения матери родительских прав. То есть, Витман Р.И. с 1995 по 2007 г., то есть порядка 12 лет воспитывала и содержала Зиберта Д.В. за свой счет, и 4 года как опекун с выплатой содержания.
Также судом установлено, что на день рассмотрения дела Зиберт С.О. произведена выплата Министерством социальной защиты Алтайского края в размере 1 000 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 16.02.2023 № 43, иные выплаты: единовременная выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98, единовременное пособие в связи с гибелью (смертью), наступившей при исполнении обязанностей военной службы, установленное частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, страховая сумма по обязательному государственному страхованию, установленная абзацем вторым части 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, не производились.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что установление юридического факта имеет для Витман Р.И. юридическое значение в виде получения права на установленные законом выплаты, требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Витман Розы Ивановны удовлетворить.
Признать Витман О.И. (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>) лицом, фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего Зиберта Д.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Я.Ю. Мамаева
Мотивированное решение изготовлено 29.07.2024