Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2686/2023 ~ М-2207/2023 от 08.09.2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    8 ноября 2023 года                                            г. Тула, ул. Луначарского, д. 76

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Невмержицкой А.Н.,

при секретаре Аносовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2686/2023 по исковому заявлению Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к Абакумовой Е.Е., Абакумовой В.Ю., Абакумовой В.С., Абакумову А.Е. о возложении обязанности в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,

установил:

Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия (далее по тексту также Инспекция) обратилась в суд с исковым заявлением к Абакумовой Е.Е., Абакумовой В.Ю., Абакумовой В.С., Абакумову А.Е. о возложении обязанности в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что правообладатели помещений в объекте культурного наследия, расположенном по адресу: г. Тула, ул. Пирогова, д.5, лит. Б, Б2, б2, не выполняют требования к содержанию и сохранению объектов культурного наследия в части, предусматривающей осуществление расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом и санитарном состоянии, не допущение ухудшение состояния территории объекта культурного наследия и поддержание территории объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии, что является нарушением ст. 47.2, п. 2 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ (с последующими изменениями) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Указал, что все работы на объекте культурного наследия необходимо производить в соответствии с требованиями статей 45,47.1, 47.2, 47.3, 48 федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

С учетом изложенного просил суд обязать ответчиков Абакумову Е.Е., Абакумову В.Ю., Абакумову В.С., Абакумова А.Е. исполнить в натуре обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения «Жилой дом», расположенного по адресу: г. Тула, ул. Пирогова, д.5, лит. Б, Б2, б2, а именно:

получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации - в течение 1 (одного) месяца с даты вступления решения суда в законную силу;

согласовать с инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации фундамента, стен, крыши, перекрытий, оконных и дверных заполнений, архитектурно – художественных элементов объекта культурного наследия – в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе проведение работ по реставрации фундамента, стен, крыши, перекрытий, оконных и дверных заполнений, архитектурно – художественных элементов объекта культурного наследия – в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка» установить информационную надпись, содержащую информацию об объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом», расположенный по адресу: г. Тула, ул. Пирогова, д.5, лит. Б, Б2, б2 в соответствии с согласованным инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности Коровяков А.Ю. поддержал исковые требования в части заявленных требований к ответчикам Абакумовой Е.Е., Абакумовой В.Ю., Абакумову А.Е., просил суд их удовлетворить.

В связи со смертью ответчика Абакумовой В.С. заявленные к ней требования не поддержал.

    Ответчики – Абакумова Е.Е., Абакумова В.Ю., Абакумов А.Е. представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация города Тулы, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

В связи с неявкой ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, с учетом мнения представителя истца, в соответствии с положениями ст.ст. 233, 234 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения представителя истца Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности Коровякова А.Ю., изучив доводы искового заявления, материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ закреплено понятие «сохранение объекта культурного наследия», под которым понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ст. 47.2 Федерального закона №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия (п. 1 ст. 47.2).

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.2).

В отношении объекта археологического наследия, включенного в реестр, выявленного объекта археологического наследия устанавливаются требования к обеспечению сохранности объекта археологического наследия (требования к обеспечению неизменности внешнего облика, сохранению целостности, структуры объекта археологического наследия) или требования по организации и финансированию спасательных археологических полевых работ на данном объекте археологического наследия. Лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязано (обязаны) в установленные охранным обязательством сроки:

1) обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) в случае обнаружения при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, незамедлительно приостановить работы и направить в течение трех рабочих дней со дня их обнаружения заявление в письменной форме об указанных объектах в региональный орган охраны объектов культурного наследия. Региональный орган охраны объектов культурного наследия, которым получено такое заявление, организует работу по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится обнаруженный объект культурного наследия. Дальнейшее взаимодействие регионального органа охраны объектов культурного наследия с лицами, указанными в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, в отношении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном статьей 36 настоящего Федерального закона;

3) организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 47.2 Федерального закона №73-ФЗ).

В силу требований подпунктов 1, 4 и 8 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в частности:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В соответствии с абзацами 1, 5 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона №73-ФЗ:

если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора;

в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу подп. 6 п. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре; в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо собственник земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.

В соответствии с Постановлением Правительства Тульской области от 20.05.2015 №234 (ред. от 21.10.2022) «Об утверждении Положения об инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия» Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия (далее - инспекция) является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Тульской области, и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, регионального государственного контроля (надзора) (региональным органом охраны объектов культурного наследия), осуществляющим полномочия Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия и федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны объектов культурного наследия (далее - переданные полномочия), а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Тульской области, деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Указанные положения свидетельствуют о том, что Инспекция, обладая соответствующими полномочиями, правомерно обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями.

Как видно из материалов дела и установлено судом, на земельном участке с К№ 71:30:050203:3318 расположен объект капитального строительства – жилой дом с К№ 71:30:070807:1487, который является объектом культурного наследия регионального значения «Жилой дом», расположенный по адресу: г. Тула, ул. Пирогова, д.5, лит. Б, Б2, б2, который поставлен на государственную охрану постановлением главы администрации Тульской области от 11.12.1991 № 71 «О дополнении к решению облисполкома от 07.06.1991 № 8-222 «Об утверждении охранных зон г. Тулы» и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации. Реестровый номер 711510222800005.

Судом установлено, что собственниками земельного участка и объекта культурного наследия являются: Абакумова Е.Е., Абакумова В.Ю., Абакумова В.С., Абакумов А.Е.

Вышеназванные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 23.06.2023.

21.07.2023 на основании задания начальника инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия от 21.07.2023 №41 на проведение контрольно (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, Инспекцией было проведено выездное обследование выявленного объекта культурного наследия «Жилой дом XIX в.», расположенного по адресу: г. Тула, ул. Пирогова, д.5, лит. Б, Б2, б2.

По результатам мероприятия по контролю Инспекцией был составлен акт, протокол осмотра указанного объекта культурного наследия. Из протокола следует, что осматриваемый объект культурного наследия представляет собой одноэтажное бревенчатое здание, выходящее главным (западным) фасадом на красную линию ул. Пирогова. Цоколь скрыт культурным слоем, роль отмостки на главном фасаде выполняет тротуарная плитка. Стены бревенчатые, имеются утрата тесовой обшивки, поражение гнилью древесины сруба, утрата горизонтальности стен. Часть главного фасада завешана баннером, крыша отсутствует.

Слева и справа к зданию по линии улицы Пирогова примыкают заборы из профилированного металлического листа, ограничивая доступ к объекту культурного наследия с дворовой территории.

Двор не благоустроен, на месте здания объекта культурного наследия в непосредственной близости к нему растет древесно – кустарниковая растительность, отсутствует обязательная к установке на объектах культурного наследия информационная надпись и обозначение.

По результатам мероприятия по контролю выявлены признаки нарушения обязательных требований в области содержания и использования объекта культурного наследия, установленных пп. 1 п.1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, выразившиеся в том, что правообладателями культурного наследия регионального значения «Жилой дом» XIX в., расположенного по адресу: г. Тула, ул. Пирогова, д.5, лит. Б, Б2, б2, не принимались меры по поддержанию объекта культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Факт состояния объекта культурного наследия в неудовлетворительном состоянии объективно подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, не оспаривался лицами, участвующими в деле, в ходе рассмотрения.

Объективных обстоятельств, являющихся причиной, препятствующей соблюдению собственниками объекта культурного наследия, всех требований законодательства по их содержанию и охране, не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что правообладатели (законные владельцы) помещений, расположенных в здании, которое признано в установленном законом порядке объектом культурного наследия регионального значения, при содержании и использовании объектов культурного наследия, включенных в реестр, не содержат вышеназванный объект культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не обеспечивают его сохранность, допускают ухудшение состояния объекта.

Настаивая на удовлетворении заявленных исковых требований, истец сослался на необходимость выполнения работ по сохранению вышеназванных объектов культурного наследия, включенных в реестр.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются, в частности, региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.

Изложенное свидетельствует о том, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими и физическими лицами только с разрешения и по заданию органа государственной охраны объектов культурного наследия после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Таким образом, поскольку собственники, являются лицами, ответственными за надлежащее состояние объекта культурного наследия, требующего проведения работ, указанных в исковом заявлении, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

В силу подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

Статьей 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регламентированы требования к содержанию и порядок оформления охранного обязательства.

Согласно п. 1 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранным обязательством, в том числе устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подп. 1 п. 6 ст. 47.6 названного Федерального закона охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подп. 2 п. 7 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ охранное обязательство в отношении объектов культурного наследия регионального значения утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия.

Акт соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, определенного пунктом 7 настоящей статьи, с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и приобщается федеральным органом охраны объектов культурного наследия к учетному делу соответствующего объекта культурного наследия (п. 10 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ).

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (абзац 1).

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением (абз. 2 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ).

Изложенное свидетельствует о том, что действующая редакция Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта, в том числе и в случае, если указанный объект находится во владении или пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Таким образом, из положений вышеприведенных норм специального Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», регулирующего вопросы сохранения, использования, популяризацию и государственной охраны памятников истории и культуры, по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и, в частности, по сохранению объекта культурного наследия, осуществлению расходов на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия возложены в силу императивной нормы закона (абз. 2 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ) на собственников Абакумову Е.Е., Абакумову В.Ю., Абакумову В.С., Абакумова А.Е.

Сроки проведения работ, заявленные истцом в исковом заявлении, являются разумными и могут быть изменены, в случае необходимости, при предъявлении обоснованного заявления в порядке исполнения судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия удовлетворить.

Обязать Абакумову Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН ), зарегистрированную по адресу: <адрес>; Абакумову В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН ) зарегистрированную по адресу: <адрес>; Абакумова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН ), зарегистрированного по адресу: <адрес>; исполнить в натуре обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения «Жилой дом», расположенного по адресу: <адрес>, лит. Б, Б2, б2, а именно:

получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации - в течение 1 (одного) месяца с даты вступления решения суда в законную силу;

согласовать с инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации фундамента, стен, крыши, перекрытий, оконных и дверных заполнений, архитектурно – художественных элементов объекта культурного наследия – в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе проведение работ по реставрации фундамента, стен, крыши, перекрытий, оконных и дверных заполнений, архитектурно – художественных элементов объекта культурного наследия – в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка» установить информационную надпись, содержащую информацию об объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом», расположенный по адресу: г. Тула, ул. Пирогова, д.5, лит. Б, Б2, б2 в соответствии с согласованным инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Тулы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

2-2686/2023 ~ М-2207/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия
Ответчики
Абакумов Александр Евгеньевич
Абакумова Валентина Сергеевна
Абакумова Екатерина Евгеньевна
Абакумова Виктория Юрьевна
Суд
Центральный районный суд г.Тулы
Судья
Невмержицкая Анна Николаевна
Дело на странице суда
centralny--tula.sudrf.ru
08.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2023Передача материалов судье
11.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2023Судебное заседание
11.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
08.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
08.11.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2023Дело оформлено
31.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее