68RS0008-01-2022-000044-73
Дело №2-71/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Знаменка 30 марта 2022 года
Знаменский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Павлова Р.Н.,
с участием помощника прокурора Знаменского района Жилкина И.И.,
при секретаре Гурьевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Знаменского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Коммунальник» о возложении обязанности совершить действия по направлению документов в Управление Росприроднадзора по Тамбовской области с целью постановки на учёт артезианской скважины №, расположенной в <адрес>, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду,
установил:
Прокурор Знаменского района Тамбовской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации к ООО «Коммунальник». В исковом заявлении прокурор просит суд обязать ООО «Коммунальник» в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры к направлению документов в Управление Росприроднадзора по Тамбовской области с целью постановки на учёт артезианской скважины №, расположенной в <адрес>, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой Знаменского района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране и использовании недр, по результатам которой установлено следующее.
Согласно ч.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ №52) население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно п.4 ч.2 ст.39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах. В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Законодательство относит к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (объект НВОС), объекты капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определены постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 №903 (далее - Критерии ФГЭН).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Критериев ФГЭН в случае
осуществления на объекте деятельности, связанной с пользованием
участками недр (за исключением участков недр местного значения), такие
объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору
и в соответствии с пунктом 8 статьи 69 Закона №7-ФЗ подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Критериями основные объекты, деятельность на которых связана с пользованием участками недр, определены как объекты I и II категории негативного воздействия, а также установлено, что в случае осуществления на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев, объект относится к объектам III категории негативного воздействия на окружающую среду (п.5 Критериев ФГЭН).
Так, к объектам, деятельность на которых связана с пользованием участками недр и которая не указана в разделах I и II Критериев, относятся объекты добычи подземных вод (в том числе артезианские скважины).
Объект, на котором осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками недр для добычи полезных ископаемых, а также участками, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет более 500 кубических метров в сутки, подлежит учету в федеральном государственном реестре объектов НВОС в соответствии с положениями пункта 8 статьи 69 Закона №7-ФЗ и подпунктом «б» д. 6 Критериев ФГЭН.
Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее — Заявка), которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее — Заявители) по месту осуществления негативного воздействия.
Проверкой установлено, что артезианская скважина №, расположенная в <адрес>, снабжающая население питьевой водой, не поставлена на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду. Соответствующие документы ООО «Коммунальник» не направлялись.
Непринятие мер по постановке названной артезианской скважины на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду нарушает конституционные права неопределенного круга лиц.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.45, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч.4 ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. №2202-1 прокурор обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурором Знаменского района заявлено об уточнении исковых требований, а именно прокурор просит суд обязать ООО «Коммунальник» в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда поставить на учет артезианскую скважину №, расположенную в <адрес>, снабжающую население питьевой водой, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую природную среду.
В судебном заседании помощник прокурора Знаменского района Жилкин И.И. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Коммунальник» в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве директор ФИО3 не возражает против удовлетворения заявленных прокурором требований, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества.
Представитель третьего лица - администрации Александровского сельсовета Знаменского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении глава сельсовета ФИО4 выражает согласие с исковыми требованиями прокурора и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации.
Представители третьих лиц - Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области в судебное заседание не явились, о времени месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В заявленных ходатайствах просили провести судебное заседание в отсутствие их представителей.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав помощника прокурора, который в судебном заседании не возражал против установления срока исполнения судебного решения – в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), -объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Негативное воздействие на окружающую среду -воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Природные ресурсы являются компонентами окружающей среды, объекты добычи природных ресурсов непосредственно влияют на качество окружающей среды, как с точки зрения изменения баланса запасов природных ресурсов, так и с точки зрения экологических рисков, связанных с нерациональным использованием ресурсов и внесением загрязняющих веществ в природную и природно-антропогенную среду, что подчеркивает необходимость учета объектов добычи природных ресурсов в государственных реестрах объектов НВОС.
Согласно ч.8 ст.69 Закона от 10.01.2002 №7-ФЗ ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со ст.65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов.
В соответствии с ч.1 ст.65 Закона от 10.01.2002 №7-ФЗ государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Согласно п.4 и п.8 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)», а также п.1 ч.2 ст.65 Закона от 10.01.2002 №7-ФЗ государственный экологический контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы).
В соответствии с п.17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 г. №572, (далее - Постановление от 23.06.2016 №572) основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Согласно п.п.7-9 Постановления от 23.06.2016 №572 Государственный реестр состоит из федерального государственного реестра и региональных государственных реестров. Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со ст.65 Закона от 10.01.2002 №7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Согласно ст.2.3 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Артезианская скважина - это скважина, которая пробурена для эксплуатации артезианских вод на основании лицензии на пользование недрами и находится на лицензионном участке недропользователя. Таким образом, объектом НВОС в данном случае является собственно артезианская скважина или куст скважин, при этом границы объекта НВОС могут быть определены как границы лицензионного участка, на котором недропользователь осуществляет добычу подземных вод.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. №2398 утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее -Критерии). Критерии исходят из конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой на объекте НВОС, или из уровня фактического негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого объектом НВОС.
Согласно п.10 Критериев осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. м в сутки) является критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.
В соответствии со ст.69.2 Закона от 10.01.2002 №7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение 6 (шести) месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Как установлено из материалов дела, администрация Александровского сельсовета Знаменского района Тамбовской области и ООО «Коммунальник», ДД.ММ.ГГГГ заключили договор аренды объектов системы холодного водоснабжения. Срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В силу условий указанного договора аренды, в перечне объектов имущества значится артезианская скважина №, расположенная в <адрес>, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между теми же сторонами договора аренды был заключен договор аренды в отношении объектов водоснабжения на территории Александровского сельсовета Знаменского района Тамбовской области, согласно которого в перечне объектов имущества значится артезианская скважина №, расположенная в <адрес>.
По данным ООО «Коммунальник», суточный объем забора воды скважины № составляет менее 100 куб.м.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Знаменского района Тамбовской области, в ходе проведения проверки законодательства о недрах установлено, что ООО «Коммунальник» осуществляет геологическое изучение недр и добычи подземных вод. Проверка показала, что артезианская скважина №, расположенная в <адрес>, снабжающая население питьевой водой, не поставлена на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду. В связи с чем, помощником прокурора Знаменского района составлен акт проверки, с которым ознакомлена директор ООО «Коммунальник». (л.д.9)
Из объяснений от ДД.ММ.ГГГГ, данных директором ООО «Коммунальник» следует, что артезианская скважина не поставлена на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по причине не знания об обязанности провести указанные действия. (л.д.8)
При этом, на основании вышеизложенного, ООО «Коммунальник» обязано было подать заявку о постановке на учет в течение 6 месяцев с момента начала эксплуатации артезианской скважины.
С исковыми требованиями ООО «Коммунальник» согласны.
В силу вышеизложенных ном права и в целях надлежащего исполнения условий пользования недрами, суд обязывает ООО «Коммунальник» в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда поставить на учет артезианскую скважину №, расположенную в <адрес>, снабжающую население питьевой водой, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую природную среду. Так как добыча подземных пресных вод без соответствующего соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды, является нерациональным использованием природных ресурсов, что создает угрозу истощения недр и нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Закон о недрах.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Знаменского района Тамбовской области удовлетворить.
Обязать ООО «Коммунальник» в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда поставить на учет артезианскую скважину №, расположенную в <адрес>, снабжающую население питьевой водой, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую природную среду.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тамбовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Знаменский районный суд с момента изготовления полного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2022 года.
Судья Р.Н. Павлов