№ 2-1021/2023
86RS0010-01-2023-001149-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2023 года город Мегион
Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе судьи Каримовой Ю.С., при секретаре судебного заседания Сулаймоновой М.З., с участием представителей истца С.В. и Е.Ф., представителя администрации О.М., представителя МУП «Тепловодоканал» О.И., представителя МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре к администрации <адрес>, МУП «Тепловодоканал», МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» о признании действий противоправными и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре (далее по тексту – Управление) обратилось в суд с настоящим иском к администрации города Мегиона, МУП «Тепловодоканал», в обоснование указывая, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора ХМАО-Югры в г.Нижневартовске, Нижневартовском районе и в г.Мегионе по результатам ежеквартального санитарно - гигиенического мониторинга, проводимого на основании Приказа Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре № от 30.12.2005г., в целях реализации «Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.02.2006г. №», в пгт.Высокий установлено, что образцы проб воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения (ВОС, <адрес>), по показателям перманганатная окисляемость, марганец, аммонийный азот не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания», что подтверждается протоколами лабораторных испытаний №№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, 170086/22 от ДД.ММ.ГГГГ; таким образом, качество питьевой воды подаваемой населению пгт.Высокий на протяжении длительного времени не меняется, организацией не принимаются достаточные и надлежащие меры по изменению данной ситуации.
В период 2022-2023гг. в адрес администрации <адрес> и МУП «Тепловодоканал» направлены уведомления о несоответствии требованиям санитарного законодательства РФ средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки отобранных в разводящей сети пгт.Высокий, а именно:
1) В течение календарного 2021г. по показателям:
-цветность -30,5 град. (при нормативе не более 20 град.),
-перманганатная окисляемость – 7.34 мг\дм?. (при нормативе не более 5 мг/ дм?),
-аммонийный азот -2,9 мг/ дм?(при нормативе не более 2мг/ дм?), что является нарушением СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
2) В течение 2022 по показателям:
-цветность -34,3 град. (при нормативе не более 20 град.),
-перманганатная окисляемость – 7.27 мг\дм?. (при нормативе не более 5 мг/ дм?),
- аммонийный азот -4,99 мг/ дм?(при нормативе не более 2мг/ дм?).
В рамках социально-гигиенического мониторинга пгт.Высокий установлено, что согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре в г.Нижневартовске, Нижневартовском районе, г.Мегионе и г.Радужный питьевая вода централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, отобранная на МУП «Тепловодоканал» ВОС пгт.Высокий не соответствует требованиям п. 2.2, 3.1., 3.4, СанПиН 2.1.4.1074-01 «питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (действующий документ на февраль 2021 года) по показателям:
-цветность -30 град. (при нормативе не более 20 град.),
-мутность – 2,7 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ,
-перманганатная окисляемость – 9,2 мгО\дм?. (при нормативе не более 5 мгО/ дм?),
- аммонийный азот -2,1 мг/ дм?(при гигиеническом нормативе не более 2мг/ дм?).
Учитывая тот факт, что МУП «Тепловодоканал» является ресурсоснабжающей организацией и подает питьевую воду, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора ХМАО-Югры в г.Нижневартовске, Нижневартовском районе и в г.Мегионе принято решение о привлечении к административной ответственности МУП «Тепловодоканал» по ст.6.5 КоАП РФ. Одновременно, в адрес МУП «Тепловодоканал» вынесено предписание для проведения мероприятий по доведению качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям в системе централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Таким образом, на протяжении длительного времени, должностными лицами МУП «ТВК» обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям нем выполнялась, чем были нарушены права потребителей неопределенного круга лиц на получение качественной коммунальной услуги.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 4,7,40,46 Федерального закона от 07.02.1992г. №2300-1 РФ «О защите прав потребителей», ст. ст.11, 19, п.2 ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, ст. ст. 29,46,89 ГПК РФ просит возложить на администрацию города Мегиона обязанность в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать снабжение населения пгт.Высокий питьевой водой надлежащего качества, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; признать действия МУП «ТВК» по предоставлению услуги питьевого водоснабжения ненадлежащего качества потребителям (жителям) пгт.Высокий противоправными; обязать МУП «ТВК» довести, решение суда о признании действий ответчика противоправными в течение 10 дней со дня вступления в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей; возложить на МУП «ТВК» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить население пгт.Высокий питьевой водой надлежащего качества, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Протокольным определением ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено к участию в деле МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса»
В письменных возражениях администрация <адрес>, в лице представителя по доверенности О.М., указала на частичное согласие с заявленными исковыми требованиями, обосновывая тем, что для приведения качества воды в соответствие требованиям СанПиН 1.2.3685-21 МУП «Тепловодоканал» в 2022-2023 годах проводится ряд технических мероприятий, результат которых дал незначительное улучшение по параметрам, которые имеют отклонения от нормы; в настоящее время проводится закупка фильтрующего материала; замена фильтрующего материала кварцевый песок на водоочистных сооружениях в пгт.Высокий на фильтрующий материал из дробленых горелых пород (розовый песок) «Аргеллит», имеющий улучшенные свойства фильтрации; в рамках реализации положений Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и привидения водоснабжения в пгт.Высокий в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21, МУП "Тепловодоканал" разработан и утвержден план мероприятий по приведению качества питьевой воды в пгт.Высокий в соответствии с установленными требованиями; мероприятия направлены для включения в программу ХМАО-Югры "Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергетики на 2023-2030гг." и выделения финансирования; на сегодняшний день решение о включении в программу не принято, объект в программу не включен; для выполнения необходимых мероприятий необходимы денежные средства, в связи с чем исполнить исковые требования в срок не представляется возможным; в соответствии с ч.6 ст.23 главы 4 Федерального закона мот 07.12.2011 года №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае получения уведомления органы местного самоуправления до 01 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями; реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации; при условии включения объекта в вышеуказанную программу, срок выполнения всех мероприятий заканчивается ДД.ММ.ГГГГ; учитывая, что мероприятия по устранению нарушений проводятся, разработан план мероприятий на 2025-2026 гг., просит продлить сроки обязанности организовать снабжение населения пгт.Высокий питьевой водой надлежащего качества до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с планом мероприятий
В судебном заседании представители истца Е.Ф. и С.В. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске; согласились с позицией представителя администрации г. Мегиона относительно срока до 2027 года, ввиду наличия программы ХМАО-Югры "Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергетики на 2023-2030гг."; в отношении МУП «Тепловодоканал» и МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» настаивали на сроке, указном в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации <адрес> О.М. в судебном заседании исковые требования признала частично, по доводам указанным в письменных возражениях; дополнительно пояснила, что мероприятия по устранению нарушений проводятся, разработан план мероприятий на 2025-2026 гг., и просила суд продлить сроки обязанности организовать снабжение населения пгт.Высокий питьевой водой надлежащего качества до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с планом мероприятий и Программой ХМАО-Югры "Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергетики на 2023-2030гг.".
Представитель ответчика МУП «Тепловодоканал» О.И., не оспаривая сути заявленных исковых требований, пояснила, что МУП «ТВК» в настоящее время утвержден и разработан план мероприятий по приведению качества питьевой воды в пгт.Высокий в соответствии с установленными требованиями; произведена замена фильтрующего материала 2 ступени, имеющий улучшенные свойства фильтрации. Относительно сроков обеспечения населения питьевой водой надлежащего качества указала на отсутствие финансирования, также просила продлить срок до 2027 года, до момента поступления бюджетных средств.
Представитель ответчика МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» А.Б. в судебном заседании исковые требования признал частично, аналогично просил продлить срок обеспечения населения питьевой водой надлежащего качества, до поступления финансирования, в обоснование представил сведения о принятых мерах, по улучшению качества воды.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Необходимость соблюдать санитарно-гигиенические, экологические и иные требования законодательства при осуществлении любой производственной и иной деятельности обусловлена защитой конституционных прав граждан, в частности права на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) и права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).
В силу ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются в том числе, полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (п.1).
Согласно Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года №1100, государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 настоящего Положения, направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (п.2). Государственный контроль (надзор), помимо прочих, осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (пп. «а» п. 4).
Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре - это федеральный орган исполнительной власти, наделенный правом обратиться в суд в порядке ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу п. 10 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды.
Из п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона следует, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Данные правила обязательны для лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу требований п. 2.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст.39 ФЗ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно Уставу МУП «Тепловодоканал» осуществляет такие виды деятельности, как организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, является гарантирующей организацией осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории г.Мегиона и пгт.Высокий
Наравне с МУП «Тепловодоканал» МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» осуществляет мероприятия по организации водоснабжения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения, в случае, невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 2.3.76); принимает участие в согласовании инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения (
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, при проведении государственного надзора за качеством воды централизованной системы пгт.Высокий территориальным отделом Управления Роспотребнадзора ХМАО-Югры в г.Нижневартовске, Нижневартовском районе и г.Мегионе установлено, что вода централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения (ВОС, <адрес>, <адрес>), по показателям перманганатная окисляемость, марганец, аммонийный азот не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»; вода из разводящей сети водопровода пгт.Высокий по санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям п.2.2, 3.1, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по нескольким показателям: цветность, мутность, перманганатная окисляемость.
Факты несоответствия поставляемой ответчиком МУП «Тепловодоканал» воды потребителям пгт.Высокий подтверждаются протоколами лабораторных испытаний и приложенными к ним заключениями по результатам лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми установлено, что по санитарно-химическим показателям вода не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» по повышенным показателям марганца аммонийного азота, железа и по показателю цветность (
Протоколом лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ и экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по санитарно-химическим показателям вода не соответствует требованиям п.2.2, 3.1, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по нескольким показателям: цветность, мутность, перманганатная окисляемость
Постановлением № и.о. начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г.Нижневартовске, Нижневартовском районе и г.Мегионе, главного врача государственного санитарного врача в г.Нижневартовске, Нижневартовском районе и г.Мегионе по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Тепловодоканал» признано виновным и привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ к административному штрафу в размере 20 000 руб. за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде в пгт.Высокий Постановление о привлечении к административной ответственности ответчиком в судебном порядке не обжаловалось.
Указанные обстоятельства стороны в судебном заседании не отрицали.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что при осуществлении деятельности по организации водоснабжения МУП «Тепловодоканал», администрацией города Мегиона и МКУ «Управлением капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» допущены нарушения санитарного законодательства, а именно статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999, в части несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, поставляемая жителям пгт.Высокий питьевая вода представляет реальную угрозу и опасность для причинения вреда жизни и здоровья потребителям, соответственно, требования истца об организации снабжения населения пгт. Высокий питьевой водой надлежащего качества нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Во взаимосвязи с изложенным, принимая во внимание требования ч. 1 и 2 статьи 19 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и п. 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01, согласно которым питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также ст.11 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, поскольку выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства являются существенными и создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (потребителей), удовлетворению подлежат и требования в части признания действий МУП «Тепловодоканал» и МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» по несоблюдению требований ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» и СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» при осуществлении деятельности по водоснабжению населения пгт.Высокий, противоправными.
Относительно требования о возложении обязанности довести решение суда до сведения потребителей, суд указывает следующее.
Абзацем 2 статьи 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", которые предусматривают, что в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
Учитывая изложенное, требования в части возложения обязанности на МУП «Тепловодоканал» и МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» довести решение суда о признании действий ответчиков противоправными в течение 10 дней со дня вступления в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей также подлежат удовлетворению, поскольку такая обязанность предусмотрена Уставом МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» (л.д. 119-155), кроме того, Учреждение является курирующим органом администрации города в отношении МУП «Тепловодоканал», соответственно, такая обязанность подлежит возложению и на МУП «Тепловодоканал».
Разрешая исковые требования в части сроков организации снабжения и обеспечения населения пгт. Высокий питьевой водой надлежащего качества, суд приходит к следующему.
Как указано выше, в судебном заседании, ответчики, не оспаривая сути заявленных требований, возражали в части сроков возложения обязанности организации снабжения и обеспечения питьевой водой надлежащего качества: на администрацию г. Мегиона - в течение девяти месяцев, на МУП «Тепловодоканал» и МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» - в течение двенадцати месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, ввиду отсутствия соответствующего финансирования.
В судебном заседании представлены Мероприятия по приведению качества питьевой воды пгт. Высокий в соответствии с установленными требованиями в соответствии с информацией, представленной МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса», МУП «Тепловодоканал» проведен мониторинг состояния объектов систем водоснабжения, с дальнейшим размещением его итогов в автоматизированной системе (АИС) «Реформа ЖКХ»; проведены кустовые рабочие совещания в режиме видеоконференцсвязи о рассмотрении проектов комплексных планов муниципальных образований ХМАО-Югры по модернизации коммунальной инфраструктуры в ХМАО-Югре до 2030 года для включения в Государственную программу ХМАО-Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергетики», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 30.12.2021 года №635-п; в рамках Комплексного плана строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры в ХМАО-Югре на 2023-2030 годы планируется реализация 88 мероприятий по системам теплоснабжения, 11 мероприятий по системам водоснабжения и 8 мероприятий по системам водоотведения (л.д. 218); в рамках реализации программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергетики» размещена необходимая информация в автоматизированной системе (АИС) «Реформа ЖКХ», которая подлежит согласованию Департаментом строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры; произведена закупка фильтрующего материала, которая приведет к улучшению качества воды, представлен график производства работ по загрузке-выгрузке фильтров 2 ступени ВОС пгт. Высокий.
Действительно, постановлением Правительства ХМАО-Югры от 30.12.2021 года №635-п утверждена Государственная программа ХМАО-Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергетики», вышеуказанные проведенные мероприятия направлены, в том числе, для включения в утвержденную Программу и выделения соответствующего финансирования.
В силу ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Таким образом, при включении объекта в Программу, срок выполнения всех мероприятий заканчивается 31.12.2026 года.
С учетом изложенного, в связи с руководством и реализацией Программы, сроками её реализации, в том числе, и истцами, в судебном заседании, представители Управления согласились с установлением администрации города Мегиона сроков организации снабжения населения пгт. Высокий питьевой водой надлежащего качества, до 2027 года.
При указанных обстоятельствах, с учетом проведенных мероприятий, а также изменении сроков для администрации города в части организации снабжения населения питьевой водой надлежащего качества до 2027 года, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении ходатайства МУП «Тепловодоканал» и МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» об аналогичном продлении сроков, в части возложения обязанности обеспечения населения пгт. Высокий питьевой водой надлежащего качества, до 2027 года.
Анализируя выше изложенное, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре к администрации города Мегиона, МУП «Тепловодоканал», МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» о признании действий противоправными и возложении обязанностей – удовлетворить частично.
Возложить на администрацию города Мегиона обязанность организовать снабжение населения пгт.Высокий питьевой водой надлежащего качества, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 года № 58-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» в срок до 2027 года.
Признать действия МУП «Тепловодоканал» и МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» по предоставлению услуги питьевого водоснабжения ненадлежащего качества потребителям (жителям) пгт.Высокий противоправными.
Возложить на МУП «Тепловодоканал» и МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» обязанность в виде доведения решения суда о признании их действий противоправными в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу, до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом.
Возложить на МУП «Тепловодоканал» и МКУ «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса» обязанность обеспечить население <адрес> питьевой водой надлежащего качества, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 года № 58-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» в срок до 2027 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном по порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья Ю.С. Каримова