Судья Буланова Н.А. Дело № 7-21-1167/21
РЕШЕНИЕ
16 ноября 2021 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Беркович А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника администрации г. Владивостока Суховой Ю.В. на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 5 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Владивостока,
установила:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора № 15-172/2021 от 16 апреля 2021 года администрация г. Владивостока признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 5 июля 2021 года постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник администрации г. Владивостока Сухова Ю.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица, решения судьи и прекращении производства по делу.
В судебное заседание представитель Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял. Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Росприроднадзора.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника администрации г. Владивостока Сухову Ю.В., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Ответственность ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 названного Кодекса.
Как следует из материалов дела, 17 апреля 2020 года в соответствии с приказом Дальневосточного управления Росприроднадзора № 291 от 1 апреля 2020 года «Об утверждении планового (рейдового) задания отдела по надзору на море по Приморскому краю» был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного в водоохранной зоне водного объекта в районе п. Рыбачий.
При осмотре земельного участка с кадастровым номером ... выявлена свалка отходов в непосредственной близости к ранее рекультивированному полигону твердых бытовых отходов. На данной свалке размещаются преимущественно твердые коммунальные отходы в виде пластиковых бутылок, пакетов и иного бытового мусора. Также имеются производственные отходы в виде использованных автомобильных покрышек, автомобильных запчастей, строительный мусор и т.д. Отходы частично пересыпаны грунтом и сдвигаются в сторону, прилегающей к морю.
В ходе проведения административного расследования специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю был проведен ряд мероприятий на определение состава правонарушения и установлено, что допущены нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно: ст.ст. 34,51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 13, ст. 42 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 136-ФЭ «Земельный кодекс Российской Федерации». Определены координаты границ участка, объем и площадь участка с размещенными отходами при помощи спутниковой геодезической аппаратуры PrinCe 150. По данным координатам была построена карта-схема и измерены расстояния от точек координат до уреза воды, с использованием программного обеспечения Google Earth. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ... находится в собственности администрации г. Владивостока.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации г. Владивостока постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверяя законность постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора № 15-172/2021 от 16 апреля 2021 года и отказывая в удовлетворении жалобы, ссылаясь на информацию Управления Росреестра по Приморскому краю и выписку из ЕГРЮЛ, судья районного суда согласился с выводами должностного лица о том, что лицом, ответственным за выявленные нарушения и, соответственно, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в данном случае, является администрация г. Владивостока.
Вместе с тем, указанный вывод не соответствует фактическим обстоятельства дела и положениям действующего законодательства.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, обязанность по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, по соблюдению при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допущению загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, проведению мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления возложена на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Как следует из представленных материалов дела, видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ... является складирование мусора и бытовых отходов. В границах земельного участка с кадастровым номером ... расположено сооружение - «Рекультивация существующего полигона ТБО в г. Владивостоке», назначение: сооружение, объем 2200 тыс. куб. м., инвентарный номер №, лит. Р, кадастровый номер ....
На основании распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 мая 2019 года № 153-ри «О безвозмездной передаче муниципального унитарного предприятия города Владивостока «Спецзавод №1», находящегося в муниципальной собственности Владивостокского городского округа, в собственность Приморского края» сооружение - «Рекультивация существующего полигона ТБО в г. Владивостоке» передано в собственность Приморского края. Право муниципальной собственности прекращено 19 июня 2019 года.
Согласно письму Управления дорог и благоустройства администрации г. Владивостока от 6 июля 2020 года № 6-8/9-2958, по информации специалистов управления охраны окружающей среды и природопользования, земельный участок с кадастровым номером ... в настоящее время находится в ответственности КГУП «Приморский экологический оператор».
Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером ... находится в собственности администрации г. Владивостока или администрация г. Владивостока осуществляет хозяйственную деятельность в границах земельного участка с кадастровым номером ..., в материалах дела не имеется.
Изложенное свидетельствует о том, что администрация г. Владивостока не является субъектом вмененного правонарушения, а следовательно, о наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые исключают возможность производства по данному делу об административном правонарушении.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора № 15-172/2021 от 16 апреля 2021 года и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 5 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Владивостока подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решила:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора № 15-172/2021 от 16 апреля 2021 года и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 5 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Владивостока отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях администрации г. Владивостока состава административного правонарушения прекратить.
Жалобу защитника администрации г. Владивостока Суховой Ю.В. удовлетворить.
Судья А.А. Беркович