Дело № 2а-268/2020
М-13а-57/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения
10 сентября 2021 г. с.Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Кернечишиной И.М.
при секретаре Выставкиной Е.А.,
с участием представителя заявителя (должника) Трусова Е.Д.,
представителя взыскателя - помощника прокурора Топчихинского района Чаплыгиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации Топчихинского района Алтайского края об отсрочке исполнения решения суда,
у с т а н о в и л :
Решением Топчихинского районного суда от 24 сентября 2020 г. администрация муниципального образования Топчихинский район Алтайского края обязана привести пешеходный переход у муниципального казенного общеобразовательного учреждения Топчихинской средней общеобразовательной школы № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева на ул.Куйбышева в с.Топчихе в соответствие с требованиями пунктов 7.3.8, 8.1.29 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст,
пешеходные переходы у муниципального казенного общеобразовательного учреждения детского сада «Ромашка» и у муниципального казенного общеобразовательного учреждения Победимской средней общеобразовательной школы на ул.Ленина в п.Победим Топчихинского района - в соответствие с требованиями пунктов 7.3.8, 8.1.29 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, и требованиями пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 № 295-ст,
в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение вступило в законную силу 4 ноября 2020 г.
Определением от 10 декабря 2020 г. исполнение решения в части приведения пешеходных переходов у МКОУ Топчихинской средней общеобразовательной школы № 1 им.Героя России Д.Ерофеева на ул.Куйбышева в с.Топчихе и пешеходных переходов у МКОУ детского сада «Ромашка» и у МКОУ Победимской средней общеобразовательной школы на ул.Ленина в п.Победим Топчихинского района в соответствие с требованиями пункта 8.1.29 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, пешеходных переходов у МКОУ детского сада «Ромашка» и у МКОУ Победимской средней общеобразовательной школы на ул.Ленина в п.Победим Топчихинского района – в соответствие с требованиями пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» было отсрочено до 1 июня 2021 г.
Определением от 23 декабря 2020 г. по заявлению администрации Топчихинского района до 1 июня 2021 г. судом отсрочено исполнение решения в части приведения пешеходных переходов у МКОУ Топчихинской средней общеобразовательной школы № 1 им.Героя России Д.Ерофеева на ул.Куйбышева в с.Топчихе и пешеходных переходов у МКОУ детского сада «Ромашка» и у МКОУ Победимской средней общеобразовательной школы на ул.Ленина в п.Победим Топчихинского района в соответствие с требованиями пункта 7.3.8 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст.
Определением от 18 июня 2021 г. частично удовлетворено заявление администрации Топчихинского района, просившей отсрочить исполнение решения до 1 июня 2022 г. в части приведения пешеходного перехода у МКОУ Топчихинской средней общеобразовательной школы № 1 им.Героя России Д.Ерофеева на ул.Куйбышева в с.Топчихе в соответствие с требованиями пункта 7.3.8, 8.1.29 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, до 1 июня 2022 г., исполнение решения в этой части отсрочено до 1 сентября 2021 г.
2 сентября 2021 г. в суд поступило заявление администрации Топчихинского района, в котором она вновь просит отсрочить исполнение решения до 1 июня 2022 г., ссылаясь на те же доводы, что и в предыдущем заявлении, а именно, что решение не может быть исполнено администрацией в полном объёме в надлежащие сроки, так как в целях определения размера необходимых финансовых средств на выполнение решения суда по обустройству трёх пешеходных переходов администрацией района в ноябре 2020 года было запрошено коммерческое предложение, которое поступило от ИП Трускова В.В. с ориентировочной стоимостью обустройства одного пешеходного перехода 258 188 руб. При формировании бюджета муниципального образования Топчихинский район на 2021 год на обустройство трёх пешеходных переходов по новым национальным стандартам было заложено 900 000 руб., внесены изменения в муниципальную программу «Повышение безопасности дорожного движения в Топчихинском районе» на 2018-2022 годы. В апреле 2021 г. для заключения контрактов на обустройство пешеходных переходов по новым национальным стандартам администрацией района вновь было запрошено коммерческое предложение, и 29.04.2021 от ИП Трускова В.В. поступило коммерческое предложение, согласно которому ориентировочная стоимость обустройства одного пешеходного перехода составила 512 230 руб.
В целях исполнения решения суда администрацией Победимского сельсовета Топчихинского района Алтайского края 04.05.2021 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по обустройству пешеходного перехода по новым национальным стандартам вблизи МКОУ Победимской СОШ (Алтайский край, Топчихинский район, п.Победим, ул.Ленина, 20), стоимость работ по контракту 523 000 рублей, 11.05.2021 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по обустройству пешеходного перехода по новым национальным стандартам вблизи детского сада «Ромашка» - структурного подразделения МКОУ Победимской СОШ (Алтайский край, Топчихинский район, п.Победим, ул.Ленина, 11), стоимостью работ по контракту 523 000 руб. 31.05.2021 работы по указанным объектам выполнены в полном объёме.
Так как бюджет муниципального образования на 2021 год сформирован с дефицитом, выделение дополнительных денежных средств в 2021 году на обустройство пешеходного перехода у МКОУ Топчихинской средней общеобразовательной школы № 1 им.Героя России Д.Ерофеева на ул.Куйбышева в с.Топчиха не представляется возможным. При формировании бюджета муниципального образования Топчихинский район на 2022 год будет заложено достаточное количество денежных средств на обустройство указанного пешеходного перехода.
В судебном заседании представитель заявителя Трусов Е.Д. настаивал на удовлетворении заявления по изложенным в нём основаниям, дополнительно пояснив, что обустройство пешеходного перехода у МКОУ Топчихинской средней общеобразовательной школы № 1 им.Героя России Д.Ерофеева на ул.Куйбышева в с.Топчиха в настоящее время невозможно, так как на этой улице от пер.Школьного до пер.Садового ведётся ремонт улично-дорожной сети по контракту, заключённому администрацией Топчихинского сельсовета, и когда будут закончены указанные работы, неизвестно.
Прокурор Чаплыгина А.С. в судебном заседании просила заявление об отсрочке оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя заявителя и прокурора, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частями 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», частями 1, 2 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что вступившие в законную силу акты федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу части 1 статьи 189 КАС РФ, суд, рассмотревший административное дело, действительно вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств.
Статья 358 КАС РФ предусматривает, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 № 104-О, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных или охраняемых законом интересов взыскателя, в связи с чем основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьёзных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжёлое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с частью 4 статьи 15, частью 3 статьи 17, частями 1 и 2 статьи 19, частями 1 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
По смыслу указанных правовых норм, отсрочка исполнения судебного решения предполагает предоставление обязанному лицу возможности не исполнять решение суда в связи с наличием для этого препятствий, которые носят временный характер и отпадут по истечении определённого периода времени, на который предоставляется отсрочка. При этом заявитель, обращаясь с требованием об отсрочке, должен представить доказательства наличия обстоятельств, препятствующих исполнению решения, а также возможности и срока устранения этих обстоятельств.
Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки должен быть разрешён судом с учётом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.
Обстоятельства, изложенные администрацией района в заявлении об отсрочке, подтверждены ею приложенными к заявлению документами, в то же время доводы заявителя относительно недостаточности денежных средств подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не относится к непреодолимым и затрудняющим исполнение судебного акта, а также не свидетельствует об отсутствии реальной возможности у администрации района исполнить решение суда. Оно не носит признаков чрезвычайности, непредотвратимости и исключительности, тем более что исполнение судебного акта не может ставиться в зависимость от финансового положения административного ответчика. Кроме того, о неизбежности и потребности совершения указанных действий заявителю было известно с момента вступления решения суда в законную силу, а также вступления в силу определения Топчихинского районного суда от 18 июня 2021 г., которым отсрочка предоставлена лишь до 1 сентября 2021 г., а не до 1 июня 2022 г.
В силу статьи 6 КАС РФ исполнение судебных актов по административным делам должно осуществляться в разумный срок.
При таких обстоятельствах следует признать, что удовлетворение заявления администрации района противоречит общим целям правосудия и исполнительного производства, ставит под сомнение исполнение решения суда в разумные сроки. Отсрочка исполнения решения суда до 1 июня 2022 г. нарушает законные права и интересы неопределённого круга лиц, в интересах которых прокурором был предъявлен административный иск, что является недопустимым, поскольку реальное исполнение судебного акта отдаляется более чем полтора года после установленного решением суда срока при том, что национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» действует с 1 апреля 2020 г.
Как установлено решением, об отсрочке исполнения которого просит заявитель, в нарушение абзаца четвёртого пункта 7.3.8, пункта 8.1.1 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.12.2019 № 1425-ст, на участках дорог, проходящих вдоль территории детского учреждения - Топчихинской средней общеобразовательной школы № 1 им.Героя России Д.Ерофеева не установлены светофоры Т.7 и боковые дорожные ограждения.
Удовлетворяя административный иск, суд отклонил доводы административного ответчика о нецелесообразности выполнения указанных требований ГОСТа, поскольку они направлены на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних детей. Частично удовлетворяя предыдущее заявление администрации Топчихинского района, суд отсрочил исполнение решения до 1 сентября 2021 г. – до начала нового учебного года. В настоящее время учебный год начался, поэтому дальнейшее предоставление отсрочки, по мнению суда, является невозможным.
Доводы представителя заявителя о том, что установка светофора невозможна из-за ведущихся на улице Куйбышева ремонтных работ также отклоняются судом, поскольку согласно имеющемуся в материалах гражданского дела муниципальному контракту № 2021-4365 на выполнение работ по ремонту улично-дорожной сети в центральной зоне Алтайского края от 25.05.2021, заключённому администрацией Топчихинского сельсовета Топчихинского района с государственным унитарным предприятием дорожного хозяйства Алтайского края «Центральное дорожно-строительное управление», работа по ремонту улично-дорожной сети в с.Топчиха, ул.Куйбышева (от пер.Школьный до пер.Садовый) должна быть закончена в срок не позднее 1 сентября 2021 г. Эти же сроки планируемого окончания ремонтных работ были озвучены представителем администрации района при рассмотрении заявления об отсрочке исполнения решения суда 18 июня 2021 г.
Неисполнение работы в срок подрядчиком и неизвестность даты окончания им данной работы не позволяют суду оценить возможность предоставления отсрочки до окончания ремонтных работ, так как обязанность представить доказательства срока устранения обстоятельств, препятствующих исполнению решения, по смыслу закона, возлагается на лицо, ходатайствующее об отсрочке, и была судом ему разъяснена, однако таких доказательств администрация района не представила.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 189 КАС РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л :
Заявление Администрации Топчихинского района Алтайского края об отсрочке исполнения решения Топчихинского районного суда от 24 сентября 2020 г. оставить без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Кернечишина И.М.