Дело № 21-506/2021
Судья: Семенов В.П.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
24 ноября 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ивановой С.Л. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 12 августа 2020 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 23 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МАОУ «Карачуринская ООШ» Аликовского района Чувашской Республики Ивановой С.Л.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 12 августа 2020 года директор МАОУ «Карачуринская основная общеобразовательная школа» Аликовского района Чувашской Республики Иванова С.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 29 октября 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 25 января 2021 года решение судьи районного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 10 марта 2021 года постановление руководителя УФАС по Чувашской Республике от 12 августа 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в УФАС по Чувашской Республике.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 4 июня 2021 года решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 10 марта 2021 года отменено, дело возращено в Красноармейский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 23 июля 2021 года постановление должностного лица от 12 августа 2020 года оставлено без изменения.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2021 года жалоба Ивановой С.Л. на постановление руководителя УФАС по Чувашской Республике от 12 августа 2020 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 23 июля 2021 года возвращена заявителю (т. 2 л.д. 50-52).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Иванова С.Л. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что действия, предусмотренные ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, направленные на получение бюджетных средств в целях исполнения условий контракта, заявителем были выполнены, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность; бюджетная заявка была направлена в Министерство задолго до наступления срока оплаты выполненных работ. Несоблюдение сроков полной оплаты по муниципальному контракту было вызвано отсутствием необходимых денежных средств по независящим от заказчика причинам. При рассмотрении дела и жалобы должностным лицом и судом не приняты во внимание доводы заявителя об отсутствии с ее стороны нарушения сроков направления заявки на выделение денежных средств.
Одновременно Ивановой С.Л. заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления должностного лица от 12 августа 2020 года и решения судьи районного суда 23 июля 2021 года, мотивированное тем, что жалоба на решение судьи районного суда от 23 июля 2021 года была ошибочно подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, поскольку в решении суда неправильно указан порядок обжалования судебного акта.
Указанные обстоятельства судья признает уважительной причиной пропуска срока обжалования решения судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 23 июля 2021 года и считает необходимым указанный срок восстановить.
В судебное заседание Иванова С.Л., потерпевший - законный представитель ООО <данные изъяты>, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, руководитель УФАС по Чувашской Республике Котеев В.В., не явились.
В судебном заседании, опрошенная в качестве свидетеля заместитель начальника отдела контроля закупок УФАС по Чувашской Республике ФИО1, пояснила, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии поступило обращение ООО <данные изъяты> о несвоевременной оплате выполненных работ заказчиком МАОУ «Карачуринская ООШ». Директор МАОУ «Карачуринская ООШ» Иванова С.Л. привлечена к административной ответственности по итогам рассмотрения обращения. При рассмотрении дела Иванова С.Л. предоставила заявку Администрации Аликовского района о выделении денежных средств от 16 июля 2020 года. Однако Иванова С.Л. заблаговременно, после заключения контракта, не направила в Министерство заявку о выделении денежных средств. Также пояснила, что о рассмотрении дела ООО «<данные изъяты>» должностным лицом не извещалось.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, допросив свидетелей, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом
Из материалов дела следует, что 23 марта 2020 года между МАОУ «Карачуринская ООШ» и ООО <данные изъяты> заключен муниципальный контракт № 17 на капитальный ремонт спортивного зала МАОУ «Карачуринская ООШ», расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 21-32).
Согласно п.п. 2.1 контракта общая стоимость работ составляет 1163775,00 руб.
Оплата производится путем перечисления денежных средств с расчетного счета Заказчика на расчетный счет Исполнителя в течение 15 рабочих дней по предоставлению Заказчику счета и акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Подписанный заказчиком и подрядчиком акт о приемке выполненных работ и предъявленный подрядчиком заказчику счет на оплату Контракта являются основанием для оплаты подрядчику выполненных работ (п. 4.12).
10 июля 2020 года сторонами контракта подписан акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 1 и № 2 и справка о стоимости выполненных работ КС-3 на сумму 1280073,00 рублей (т.1 л.д. 33-39).
В полном объеме работы оплачены 10 августа 2020 года (т.1 л.д. 51-59, л.д. 61-62).
Таким образом, по состоянию на 31 июля 2020 года работы в полном объеме оплачены не были.
Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд явилось основанием для привлечения директора МАОУ «Карачуринская ООШ» Ивановой С.Л. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях Ивановой С.Л. состава вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем такие выводы являются преждевременными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При обжаловании постановления должностного лица Иванова С.Л. последовательно заявляла о том, что несвоевременная оплата по контракту 17 от 23 марта 2020 произошла по вине распорядителя бюджетных средств- Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, при этом ею принимались все зависящие от нее меры по своевременной оплате выполненных работ, заявка на выделение бюджетных средств была направлена своевременно.
Указанные доводы надлежащим образом судьей Красноармейского районного суда не проверены, надлежащая оценка им в решении от 23 июля 2021 года не дана.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что муниципальный контракт № 17 от 23 марта 2020 года заключен со ссылкой на Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет средств федерального и республиканского бюджетов, выделенных на реализацию мероприятий в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.
Пунктом 2.2, 2.4 контракта № 17 установлено, что цена контракта оплачивается заказчиком за счет средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Чувашской Республики, средств бюджета Аликовского района Чувашской Республики.
Согласно Государственной программе Чувашской Республики «Развитие образования», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2018 года № 531 финансовое обеспечение реализации Государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на строительство (приобретение), реконструкцию объектов капитального строительства муниципальных образовательных организаций приведены в приложении № 11 к подпрограмме.
Согласно п. 2.1 Приложения № 11 к подпрограмме «Государственная поддержка развития образования» государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования» субсидии предоставляются на основании заявок администраций муниципальных районов (городских округов) и соглашений, заключаемых в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и администрациями муниципальных районов (городских округов) по типовой форме соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики, утвержденной Министерством финансов Чувашской Республики, в которых предусматриваются, в том числе: размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет муниципального района (городского округа).
Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в системе «Электронный бюджет».
Согласно п. 2.6 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики при направлении заявки получатели субсидий направляют копии документов, подтверждающих фактически произведенные получателями субсидий расходы, в том числе: локальных смет; муниципальных контрактов (договоров); актов о приемке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 года № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»; справок о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме № КС-3, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 года № 100; счетов-фактур и (или) счетов на оплату.
Из материалов дела следует, что между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и администрацией <данные изъяты> заключено соглашение о предоставлении средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культуры № от 22 января 2020 года (л.д. 153-157),
Дополнительным соглашением № от 23 июля 2020 года пункт 3.3 изложен в следующей редакции: «субсидии предоставляются на основании заявок Муниципалитета. При направлении заявок на реализацию мероприятий необходимо представить копии документов, подтверждающих фактически произведенные ими расходы, в том числе: локальных смет; муниципальных контрактов (договоров); актов о приемке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме № КС-3, счетов-фактур и (или) счетов на оплату».
Как указывалось выше, акт о приемке выполненных работ № 1 и 2 по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1 по форме КС-3 на сумму 1280 073 рубля, подписаны 10 июля 2021 года (л.д. 33, 38-39).
После подписания актов выполненных работ, 16 июля 2020 года между МАОУ «Карачуринская ООШ» и ООО <данные изъяты> заключено дополнительное соглашение в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» в связи с изменением объемов и видов выполняемых работ увеличена цена контракта не более чем на 10%. Цена контракта после увеличения составила 1280073,00 руб. (т.1 л.д. 40).
В адрес Министерства направлена заявка от 16 июля 2020 года на предоставление денежных средств в размере 1280073,00 руб., из них 1267278,12 руб. - за счет средств федерального бюджета, 6397,41 руб. - за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и 6397,41 руб. - за счет средств местного бюджета (т.1 л.д. 226).
В подтверждение направления заявки в Министерство образования Чувашской Республики Ивановой С.Л. в июле 2021 года представлены скриншоты почтовых отправлений по электронной почте <данные изъяты>, согласно которым заявка по ремонту спортзала <данные изъяты> была направлена в Министерство образования 16 июля 2020 года (т.1 л.д. 227-228).
20 июля 2020 года в адрес Министерства, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, также направлена заявка по ремонту спортзала <данные изъяты>, фото (т.1 л.д. 228).
4 августа 2020 года в адрес Министерства отправлена заявка по ремонту спортзала с отметкой замена, а также капремонт спортзала <данные изъяты>, повтор (л.д. 229).
Между тем судом первой инстанции указанным обстоятельствам оценка не дана, заявки от 16 и 20 июля, 4 августа 2020 года не исследовались, в материалах дела заявок от 20 июля и 4 августа 2020 года не имеется.
По запросу судьи Верховного Суда Чувашской Республики и.о. министра Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики представлена информация от 12 января 2020 года, согласно которой заявка администрации Аликовского района на предоставление средств из республиканского бюджета Чувашской Республики, датированная 16 июля 2020 года, поступила в Министерство 27 июля 2020 года (л.д. 133-134).
Допрошенная в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля заместитель начальник отдела ресурсного обеспечения Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики ФИО2 пояснила, что в Министерстве сведений о дате поступления заявки администрации Аликовского района Чувашской Республики на предоставление средств из республиканского бюджета Чувашской Республики не имеется, поскольку в журнале заявки не регистрировались, скриншоты почтовых отправлений с электронной почты не сохранились. Работник (ФИО3.), который занимался проверкой заявки администрации, в Министерстве уже не работает. По просьбе Ивановой С.Л., обратившейся в Министерство, она выдавала ей сведения о дате поступления заявки администрации Аликовского района Чувашской Республики на предоставление средств республиканского бюджета Чувашской Республики. На заявке, имевшейся в финансовом отделе Министерства, был указан номер ее поступления - 27 июля 2020 года.
Согласно ответу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на запрос судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 24 ноября 2021 года заявка администрации Аликовского района на финансирование выполненных работ не поступала. Письмом Министерства от 1 июня 2020 года определен порядок предоставления заявок на финансирование и перечисления субсидий (на бумажном носителе).
Судья районного суда установил, что исследованные доказательства, хотя и подтверждают факт предоставления Ивановой С.Л, заявки на предоставление средств из республиканского бюджета в Минобразования 16 июля 2020 года и перечисление денежных средств только10 августа 2020 года, однако, само по себе, не свидетельствует об отсутствии вины в нарушении срока оплаты выполненных работ по контракту.
При этом указал, что Ивановой С.Л. не приняты исчерпывающие меры по соблюдению обязанности заказчика по оплате выполненных работ, в том числе путем заблаговременного планирования предстоящих выплат и взаимодействия с участниками бюджетного процесса.
Однако данный вывод не мотивирован, так не указано - какие доказательства свидетельствовали бы о том, что Иванова С.Л. планировала предстоящие выплаты.
Судом первой инстанции также сделан вывод о том, что в период с 16 июля 2020 года по 31 июля 2020 года Иванова С.Л. каких-либо действий направленных на ускорение перечисления денежных средств не предпринимала, напоминаний в Министерство не направляла, в то время как в Соглашении от 22 января 2020 года не были определены конкретные сроки для рассмотрения заявок о предоставлении денежных средств.
Между тем, согласно п. 2.7 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджетаМинобразования Чувашии в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов проверяет эти документы, принимает решение о предоставлении субсидии и готовит документы на ее перечисление либо принимает решение о необходимости представления недостающих документов (в случае представления неполного комплекта документов) и (или) уточнения содержащихся в заявке сведений и направляет уведомление о принятом решении получателю субсидии.
В уведомлении Минобразования Чувашии указываются причины принятия соответствующего решения, перечень документов, которые необходимо представить, и сведений, которые требуют уточнения.
Получатель субсидии представляет недостающие документы и (или) уточненные сведения в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 2.7 настоящих Правил (п. 2.8).
Согласно п. 2.9 Приложения Минобразования Чувашии в течение трех рабочих дней со дня поступления недостающих документов и (или) уточненных сведений проверяет их полноту и достоверность, принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии.
Из показаний свидетеля ФИО4, работника «<данные изъяты>», следует, что 16 июля 2020 года по поручению директора МАОУ «Карачуринская основная общеобразовательная школа» Аликовского района Ивановой С.Л. она направила в Министерство образования по электронной почте заявку на предоставление денежных средств из республиканского бюджета. 20 июля 2020 года дополнительно направила фотоснимки объекта, где были произведены работы. Однако предоставленные в Министерство 16 июля 2020 года документы находились на проверке вплоть до 4 августа 2020 года, хотя ранее такие документы проверялись фактически в тот же день. 4 августа 2020 года в представленной заявке от 16 июля 2020 года выявлены неточности, в связи с чем в тот же день в Министерство направлена исправленная заявка (т.1 л.д. 34-37).
Судьей районного суда оценка данным показаниям не дана, не выяснено, какие обстоятельства привели к задержке по оплате выполненных работ по муниципальному контракту, не установлено какие неточности были допущены в заявке.
Таким образом, вывод судьи районного суда о недостаточности предпринятых заявителем мер для оплаты работ по контракту надлежащим образом не мотивирован.
Также при рассмотрении жалобы не выяснялось, когда поступала в Министерство заявка администрации Аликовского района Чувашской Республики на выделение средств из республиканского бюджета Чувашской Республики; какое было принято решение по заявке, направлялось ли в адрес администрации Аликовского района уведомление о принятом решении, когда направлялось и когда получено получателем субсидии; принималось ли решение о приостановлении предоставления субсидии в соответствии с п. 4.1.5 Соглашения между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и администрацией Аликовского района о предоставлении средств из республиканского бюджета Чувашской Республики, в связи с чем в Министерство образования администрацией направлялась повторная заявка на предоставление средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Кроме того, следует отметить, что судьей районного суда при новом рассмотрении дела не выполнены требования судьи Верховного Суда Чувашской Республики, изложенные в решении от 4 июня 2021 года, об отмене решения судьи районного суда от 10 марта 2021 года и направлении дела на новое рассмотрение.
Отменяя решение судьи районного суда от 10 марта 2021 года, судья Верховного Суда Чувашской Республики указывал, что дата поступления в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики заявки администрации Аликовского района о выделении бюджетных ассигнований от 16 июля 2020 года, не установлена, должностное лицо Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по факту получения Министерством заявки от 16 июля 2020 года не опрошено.
Из содержания решения судьи районного суда от 23 июля 2021 года не следует, что должностное лицо, ответственное за прием заявок, было вызвано и опрошено в судебном заседании, что в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики по факту получения заявки от 16 июля 2020 года были направлены какие - либо запросы.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению жалобы судом первой инстанции не приняты.
При таких обстоятельствах решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 23 июля 2021 года подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Красноармейского районного суда Чувашской Республики.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 23 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МАОУ «Карачуринская основная общеобразовательная школа» Аликовского района Чувашской Республики Ивановой С.Л. отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение судье Красноармейского районного суда Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова