Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1735/2024 от 19.02.2024

2-1735/2024

44RS0001-01-2023-005062-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2024 года                                                                  г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Ковунева А.В., при секретаре Подкопаеве В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Жиганкова Л.В. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,

установил:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с вышеуказанным иском, требования обоснованы тем, что здание по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX - нач. ЮС в.». Постановлением главы администрации <адрес> от <дата> «Об объявлении находящихся на территории <адрес> объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» объект поставлен под государственную охрану. Приказом Минкультуры России от <дата> -р объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный . Описание памятника представлено в паспорте и учетной карточке объекта культурного наследия от <дата>. В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости собственником жилого дома с кадастровым номером (Объект) является Жиганкова Л.В. с <дата>. Между департаментом культурного наследия <адрес> и Жиганкова Л.В. заключен охранный договор (обязательство) по недвижимому памятнику истории и культуры от <дата> . Актом технического состояния Объекта от <дата> установлено, что Объект требует проведения работ по его сохранению. В 2018 году выдавалось разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Вместе с тем, приемка работ не осуществлялась. Информации о проведении работ отсутствует. В период с 2018-2023 гг. иных разрешений на проведение работ по сохранению объекта не выдавалось. Собственниками объекта игнорируются требования законодательства о проведении работ по сохранению объекта. В свою очередь, Объект требует принятия безотлагательных мер по его сохранению. Указанные обстоятельства являются основанием для обращения Инспекции с настоящим исковым заявлением о понуждении ответчиков исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия. Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого ответчиками на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате. На основании изложенного истец просит обязать Жиганкова Л.В. исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX - нач. XX в.», расположенного по адресу: <адрес>, в натуре, а именно: организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документаций на проведение работ по сохранению Объекта, в срок до <дата>; организовать выполнение работ по сохранению Объекта, в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в срок до <дата>; установить информационную надпись на Объект в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом (макетом) в срок до <дата>.

Заочным решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Жиганкова Л.В. удовлетворены. Суд обязал Жиганкова Л.В. исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX – нач. ХХ в.», расположенного по адресу: <адрес>:

организовать разработку и согласование, в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ (ремонтно-реставрационных работ) по сохранению объекта культурного наследия в срок до <дата>;

организовать проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в срок до <дата>;

установить на объекте культурного наследия информационные надписи и обозначения в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до <дата>.

Определением Свердловского районного суда г.Костромы от <дата> заочное решение отменено.

В судебном заседании представитель Инспекции не участвует, извещались судом надлежащим образом, ходатайствовали о проведении судебного заседания в своё отсутствие.

Ответчик Жиганкова Л.В. в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом, её представитель Федорова С.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала возражения на исковое заявление, в которых указано, что согласно акту технического состояния от 16.10.2023г., представленного Истцом, состояние объекта культурного наследия - удовлетворительное. Указывается описание технического состояния архитектурно-конструктивных элементов здания, из которого следует, что здание не является аварийным, не представляет опасность для жизни и здоровья окружающих лиц, а так же строений, нет угрозы разрушения самого объекта охраны. Из приложенных к акту фотографий также прослеживается прекрасное состояние объекта культурного наследия, как с технической точки зрения — отсутствуют просадки фундамента, трещины на стенах здания с раскрытием, отшелушивание штукатурно-покрасочного слоя и т. д., свойственные объектам аналогичным данному по периоду возведения, так и с эстетической точки зрения. Срок для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, заявленный Истцом, является ничем необоснованным, чрезмерно коротким. Учитывая, что для определения перечня необходимых работ по объекту, созданию и разработке проекта проведения работ По сохранению, проведения историко-культурной экспертизы проектной документации, требуется не менее 12 месяцев. А учитывая, что для согласования проектной документации в гос.органе требуется также несколько месяцев, с возможной его корректировкой, сроки, указанные в требованиях физически не выполнимы. Для производства работ требуются определенные погодные условия, что тоже невозможно предугадать. Также просили учесть, что указание определенной даты в решении суда, до которой необходимо выполнить требуемые работы по сохранению объекта культурного наследия, является, по моему мнению, некорректным, поскольку срок вступления в законную силу решения, с учетом возможного, предусмотренного законодательством, обжалования в вышестоящей инстанции, определить невозможно на дату вынесения решения суда. Просила также учесть тот факт, работы по проектированию и сохранению являются весьма дорогостоящими. Ответчик такими денежными средствами не обладает, требуется время для их сбора. Полагаю, что целесообразно установить следующие сроки выполнения работ: -    организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта, в течение 24 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; -организовать выполнение работ по сохранению Объекта, в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в течение 24 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; - установить информационную надпись на Объект в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом (макетом) в течение 24 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. Просила Суд обратить внимание на то, что состояние объекта не является аварийным, критичным, отсутствует угроза повреждения или уничтожения памятника архитектуры. Учитывая складывающуюся судебную практику в регионе по аналогичным спорам, когда в решениях суда устанавливаются сроки более длительные, нежели чем заявленные Истцом в настоящем споре, полагаю целесообразным установить сроки, указанные выше.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия являются Особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля (надзора) за проведением работ.

При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (ч. 1 ст. 47.3 названного Федерального закона).

Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от <дата> «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» признан объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX – нач. ХХ в.».

Приказом Минкультуры России от <дата> -р вышеуказанный объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный ).

Жиганкова Л.В. вышеуказанный жилой дом, кадастровый , принадлежит на праве собственности с <дата> (л.д. 14).

Между департаментом культурного наследия Костромской области и Жиганкова Л.В. заключен охранный договор (обязательство) по недвижимому памятнику истории и культуры от <дата> .

Выписка из ЕГРН в отношении жилого дома содержит сведения о наличии у него статуса объекта культурного наследия и вышеуказанного охранного обязательства.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 данного Федерального закона.

В силу ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.

Таким образом, собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Вышеуказанным охранным обязательством предусмотрена обязанность ответчика производить ремонтно-реставрационные, консервационные и благоустроительные работы, предусмотренные перечнем необходимых ремонтно-реставрационных и иных работ со сроками выполнения (п.4).

Пунктом 6 охранного обязательства от <дата> предусмотрена обязанность собственника объекта культурного наследия: разработать и согласовать проектно-сметную документацию по ремонту и реставрации, выполнить ремонтно-реставрационные работы.

Как указывает истиц в дополнительных пояснениях, в 2011 года лицензированной организацией ООО «БЭСТ» разработан проект ремонта и реставрации с приспособлением под общественные цели названного жилого дома, проект был согласован департаментом государственного имущества и культурного наследия <адрес> за от <дата>, работы в соответствии с названной проектной документацией не выполнены, требования к составу и содержанию научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия изменилось и в настоящее время стандарту не соответствуют

<дата> при проведении сотрудниками Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области обследования жилого дома было установлено необходимость проведения работ по его сохранению (акт от <дата>).

Статьей 27 Закона № 73-ФЗ установлено, что на объектах культурного наследия, включенного в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, согласно требованиям действующего законодательства, возлагается на собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия.

Однако эти требования ответчиками выполнены не были.

Таким образом, в рамках рассмотрения спора установлено, что ответчиками выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия до настоящего времени не организовано. Доказательств свидетельствующих о проведении строительных работ в полном объеме и в соответствии с требованиями действующего законодательства суду не представлено. Суд так же соглашается с доводами истица, что в настоящий момент техническое состояния объекта культурного наследия могло измениться, необходимо дополнительное обследование, поэтому работы, которые были запланированы для сохранения объекта культурного наследия в 2011 году неактуальны и требуется разработка проектной документации в соответствии с требованиями действующего законодательства. Ответчиком в свою очередь не опровергнуто данных доводов истица, и не представлено доказательств, подтверждающих, что объект культурного наследия не требует проведения работ по его сохранению, установленных вышеприведенными нормами законодательства.

Статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.

Исходя из совокупности норм права, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе № 73-ФЗ, правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению объекта культурного наследия.

Учитывая, что ответчиками до настоящего времени в полном объеме работы по сохранению объекта культурного наследия не проведены, что может привести к его утрате, суд считает требования истца в отношении ответчика подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 2006 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Определяя срок для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, суд учитывает мнение истца и ответчика, сроки, в течение которых проводятся работы, которые истец просит возложить не ответчик, и полагает, что ответчиком объективно подтверждено, что установление срока по организации и разработке проекта, организации выполнения работ, а также установлению информационной надписи на Объекте в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является законным, обоснованным и соответствующим балансу интересов сторон в рассматриваемом деле. При этом суд так же исходит из того, что сам истец определят состояния здания в своем акте обследования от <дата> как удовлетворительное, сведений о том, что оно является аварийным или представляет угрозу для жизни и здоровья граждан материалы дела не содержат, так же как и сведений о том, что требуются немедленные или скорейшие действия в сроки заявленные истцом для проведения работ по сохранению данного объекта культурного наследия.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Жиганкова Л.В. удовлетворить.

Обязать Жиганкова Л.В. исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX – нач. ХХ в.», расположенного по адресу: <адрес>:

организовать разработку и согласование, в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ (ремонтно-реставрационных работ) по сохранению объекта культурного наследия в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу

организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

установить на объект культурного наследия информационную надписи в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом (макетом) в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                     А.В.Ковунев

Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2024 года.

2-1735/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Охранкультуры Костромской области
Ответчики
Жиганкова Лада Валерьевна
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Ковунев Андрей Викторович
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
19.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.02.2024Передача материалов судье
26.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.03.2024Предварительное судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее