Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1147/2023 ~ М-1003/2023 от 26.06.2023

Дело № 2-1147/2023

УИД 33RS0008-01-2023-001783-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2023 года                             г. Гусь-Хрустальный

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой Е.Е., при секретаре судебного заседания Панфиловой О.Б., с участием прокурора Сивцевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Иванищевская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности выделить денежные средства и совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области (далее по тексту администрации МО Гусь-Хрустальный район), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Иванищевская средняя общеобразовательная школа" (далее по тексту МБОУ «Иванищевская СОШ»). Просит возложить на администрацию МО Гусь-Хрустальный район в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда обязанность выделить денежные средства, необходимые для оснащения здания МБОУ «Иванищевская СОШ», расположенного по адресу: Владимирская область, <адрес>, кнопкой для вызова персонала с соответствующим сервисным знаком; возложить обязанность на МБОУ «Иванищевская СОШ» в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда установить при входе в здание МБОУ «Иванищевская СОШ», расположенное по адресу: Владимирская область, <адрес>, кнопку вызова персонала с соответствующим сервисным знаком.

В обоснование иска указано, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов при организации образовательного процесса. В ходе проверки было установлено, что при входе в здание МБОУ «Иванищевская СОШ», расположенное по адресу: Владимирская область, <адрес>, не установлена кнопка вызова персонала с соответствующим сервисным знаком, что подтверждается письмом. Учредителем МБОУ является администрация МО Гусь-Хрустальный район. Таким образом, администрацией МО Гусь-Хрустальный район не были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий инвалидов, а именно: к обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей в жизни общества.

Прокурор Сивцева И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, не возражала в предоставлении ответчикам срока для добровольного исполнения решения суда до 31.03.2024.

Представители ответчиков администрации МО Гусь-Хрустальный район, МБОУ «Иванищевская СОШ» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменные заявления, в которых просили рассмотреть дело без участия представителей, указали, что согласны с заявленными требованиями, просили предоставить время для добровольного исполнения - до 31.03.2024.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относит материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.

Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ –«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям норм вышеназванного Закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В соответствии с п. 6.1.1 Свода правил, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного и надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

Пунктом 4.3.1 ГОСТ Р 59812-2021 «Национальный стандарт РФ. Доступность для инвалидов объектов городской инфраструктуры. Общие требования. Показатели и критерии оценки доступности» определены требования к обеспечению доступности и безопасности входных групп.

Так, п. 4.3.1.7 устанавливает, что кнопку вызова персонала с соответствующим сервисным знаком следует размещать рядом с дверью на стене со стороны дверной ручки, а при наличии ненормативного пандуса или лестницы на входной группе – перед ними. Кнопку вызова персонала следует размещать на высоте 0,85 м от уровня земли (по центру кнопки) под сервисным знаком обозначения кнопки вызова.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Исходя из положений ст.ст. 209, 210, 215 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом, то есть на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие материальные блага подлежат защите в судебном порядке.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Круг лиц, в защиту которых обращается прокурор, не индивидуализирован, поскольку любой гражданин Российской Федерации, вне зависимости от проживания на территории муниципального образования может обратиться в МБОУ «Иванищевская СОШ».

В судебном заседании установлено, что учредителем МБОУ «Иванищевская СОШ» является МО Гусь-Хрустальный район в лице администрации МО Гусь-Хрустальный район, как следует из Устава МБОУ «Иванищевская СОШ» (л.д. 14-45). МБОУ «Иванищевская СОШ» расположено по адресу Владимирская область, <адрес>. МБОУ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, выступает истцом и ответчиком в суде (п.1.10. -1.11. Устава – л.д. 16). МБОУ осуществляет основные виды деятельности: осуществление образовательной деятельности (п.2.1.-2.2. Устава – л.д. 17). Собственником имущества МБОУ является МО Гусь-Хрустальный район, за МБОУ имущество закреплено на праве оперативного управления (п. 1.6., 1.12. Устава – л.д. 15-16). Финансовое обеспечение МБОУ осуществляется МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования» (п. 6.1.3. Устава – л.д. 35). Источниками формирования финансовых средств МБОУ являются субсидии (п. 6.1.2. Устава - л.д. 35).

Кнопка вызова персонала на здании МБОУ «Иванищевская СОШ» по адресу: Владимирская область, <адрес>, отсутствует, что не отрицается ответчиками, исходя из письменных отзывов.

Данное обстоятельство лишает инвалидов доступа наравне с другими гражданами в здание МБОУ «Иванищевская СОШ», которое является объектом социальной инфраструктуры, и нарушает принцип полного и эффективного участия инвалидов в жизни общества.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацией МО Гусь-Хрустальный район и МБОУ «Иванищевская СОШ» не предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий инвалидов, а именно, к обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

До настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения ответчиками не устранены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, суд полагает, что требование прокурора о возложении на ответчиков обязанности установить при входе в здание МБОУ «Иванищевская СОШ» кнопку вызова персонала с соответствующим сервисным знаком, подлежит удовлетворению.

Срок устранения выявленных нарушений до 31.03.2024, о котором просят ответчики, с учетом мнения прокурора, полагавшей возможным предоставление данного срока, суд находит разумным и реальным для исполнения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области (ИНН 3314900103), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Иванищевская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 3314004499) о возложении обязанности выделить денежные средства и совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области (ИНН 3314900103) в срок до 31.03.2024 выделить денежные средства, необходимые для оснащения здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иванищевская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Владимирская область, <адрес>, кнопкой вызова персонала с соответствующим сервисным знаком.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иванищевская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 3314004499) в срок до 31.03.2024 установить при входе в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Иванищевская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: Владимирская область, <адрес>, кнопку вызова персонала с соответствующим сервисным знаком.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской     суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                        Е.Е. Овчинникова

    Мотивированное решение суда изготовлено 21 июля 2023 года.

Судья                                        Е.Е. Овчинникова

2-1147/2023 ~ М-1003/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор
Ответчики
МБОУ "Иванищевская СОШ"
администрация МО Гусь-Хрустальный район
Суд
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области
Судья
Овчинникова Е.Е.
Дело на сайте суда
gus-hrustalsky--wld.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2023Передача материалов судье
28.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее