Дело № 2 – 2249\2015 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА
30 марта 2015 года гор. Ногинск Московской области
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Поповой Н.А.,
при секретаре Клочковой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Губанова Н. В., Стрелец Е. К. об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство,
Установил:
Заявители: Губанов Н.В. и Стрелец Е.К., являются собственниками по <данные изъяты> доли у каждого земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> (далее - Земельный участок), о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в Администрацию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» (далее - Администрация) с заявлением о выдаче разрешения на строительство производственно-складского комплекса.
Решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Решение) заявителям было отказано в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области», утвержденными Решением Совета депутатов Муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок расположен в зоне А-2 (Зона агрохозяйственной деятельности). Данная зона выделена для обеспечения правовых условий ведения сельского хозяйства и не предусматривает размещение объектов производственно-складского назначения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В результате принятия Администрацией Решения нарушены права заявителей на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением, а также созданы препятствия к осуществлению Заявителем своих прав, что подтверждается следующими доводами.
Земельный участок с кадастровым номером № имеет разрешенное использование: для размещения производственно-складского комплекса (производство мебели) и не мог быть отнесен к территориальной зоне А -2.
Указанный земельный участок был образован путем раздела земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты> Вид разрешенного использования данного земельного участка был изменен с «для сельскохозяйственного производства» на «для размещения производственно-складского комплекса (производство мебели)» Постановлением Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом градостроительного заключения, заключения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу, заключения отдела ГИБДД Межмуниципального Управления «Ногинское».
Решением Совета депутатов Муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Правила землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области» (далее - «Правила землепользования и застройки»), в соответствии с которыми находящийся у заявителей в собственности земельный участок был отнесен к зоне А-2 (Зона агрохозяйственной деятельности).
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером № имеет разрешенное использование: для размещения производственно-складского комплекса (производство мебели) и не мог быть отнесен к территориальной зоне А-2.
Согласно ч. 4 ст. 32 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (п. 3 ч. 2 ст. 34 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 33 ГрК РФ Правила землепользования и застройки должны соответствовать документам территориального планирования, в том числе, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа (ч. 9 данной статьи).
Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ несоответствие правил землепользования и застройки схеме территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа является основанием для внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки.
Таким образом, правила землепользования и застройки, являясь в соответствии со ст. 30 ГрК РФ документом градостроительного зонирования, должны соответствовать документам территориального планирования, в том числе генеральному плану.
Как следует из представленных документов, земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования: для размещения производственноскладского комплекса (производство мебели) и не мог быть отнесен к территориальной зоне А-2 при проведении администрацией города надлежащей проверки проекта Правил землепользования и застройки. Включение в ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, который с ДД.ММ.ГГГГ имеет вышеуказанный вид разрешенного использования в границы территориальной зоны А-2 является прямым нарушением ст. 34 ГрК РФ.
Более того, Постановлением администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден градостроительный план Земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования Земельного участка.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ № земельному участку с кадастровым номером № присвоен новый адрес: <адрес>.
Часть 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (случаи, предусмотренные частями 5 и 6 настоящей статьи к данному делу отношения не имеют).
Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются, в том числе, документы установленные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.
В ч. 10 ст. 51 ГрК РФ указано на недопустимость требования иных документов для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 этой статьи.
Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство законом не предусмотрено.
Так заявителями при обращении в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство были приложены все необходимые документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в том числе градостроительный план земельного участка, утвержденный Постановлением администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Заявители: Губанов Н.В. и Стрелец Е.К. просили суд: признать Правила землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области», утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от
ДД.ММ.ГГГГ №, недействующими в части включения земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование: <данные изъяты>, в границы территориальной зоны А-2 на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки. Обязать Администрацию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» внести изменения в Правила землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования «Город Ногинск Московской области», утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: отнести земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование: <данные изъяты>. Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» в выдаче разрешения на строительство производственноскладского комплекса (производство мебели) на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Обязать Администрацию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» выдать разрешение на строительство производственно - складского комплекса (производство мебели) на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
В ходе судебного разбирательства на усмотрение сторон был поставлен вопрос об оставлении заявления Губанова Н. В., Стрелец Е. К. об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство, без рассмотрения, поскольку заявителями не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Заявители: Губанов Н.В. и Стрелец Е.К. против оставления заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство, не возражал.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Ногинского муниципального района Московской области – Франчук М.А., действующая по доверенности, против оставления заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство, не возражала.
Обсудив заявленное ходатайство, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями абз. 2 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
Судом установлено, что согласно п. 4 Закона Московской области № 107/2014 -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления, муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» подготовка, утверждение градостроительного плана земельного участка, выдача разрешения на строительство, выдача разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных районов, возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов, что касается выдачи разрешений для размещения производственно – складского комплекса (индивидуальные предприниматели, юридические лица), данные полномочия возложены на орган государственной власти в лице Правительства Московской области. Как усматривается из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования «Город. Ногинск Московской области». Заявителям было разъяснено, о том, что необходимо обратиться в отдел архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области». Указанного обращения со стороны заявителей не было.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что права, свободы и законные интересы заявителей нарушены не были, поскольку по вопросу выдачи разрешений для размещения производственно – складского комплекса (индивидуальные предприниматели, юридические лица), заявители в отдел архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» не обращались.
Руководствуясь абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, ст. ст. 223 -225 ГПК РФ, судОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление Губанова Н. В., Стрелец Е. К. об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство, оставить без рассмотрения.
Разъяснить заявителям, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение пятнадцати дней.
Судья: (подпись)