УИД 0
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 апреля 2023 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Нишуковой Е.Ю., при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «<данные изъяты>» к ФИО1 и ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и пени,
установил:
АО «<данные изъяты>» обратилось с вышеназванным иском к мировому судье судебного участка № <адрес>. Указало, что ДД.ММ.ГГГГ между акционерным обществом "Тамбовская областная сбытовая компания" и ООО "<данные изъяты>" был заключен договор уступки права требования (цессии) №, по условиям которого цедент, имеющий статус управляющей компании и исполнителя коммунальных услуг передал, а цессионарий, имеющий статус ресурсоснабжающей организации, принял право требования к ФИО1 и ФИО2, проживающим по адресу: <адрес> набережная, <адрес>, задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 47 451,55 рублей. Задолженность образовалась в связи с неоплатой ответчиками жилищно-коммунальных услуг за период с января 2020 года по август 2021 года. В соответствии с пунктом 3.2.2 договора цессии уведомление о заключении названного договора было опубликовано АО "<данные изъяты>" в газете «Тамбовская жизнь» (в официальном средстве массовой информации <адрес>) и на официальном сайте АО "<данные изъяты>" www.tosk.tmb.ru, а также путем указания о данном уведомлении в едином платежном документе. Таким образом, ответчики надлежащим образом были уведомлены о состоявшейся уступке АО «<данные изъяты>» права требования и переходе прав кредитора по сложившейся задолженности за коммунальные услуги. За несвоевременную оплату ответчикам была начислена пеня в размере 12 255,80 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № о взыскании с ответчиков суммы задолженности был отменен. По состоянию на дату подачи искового заявления указанная сумма задолженности ответчиками не погашена. Ссылаясь на ст. 153, 155 ЖК РФ, первоначально просило суд взыскать с ответчиков в солидарном порядке задолженность в размере 47 451,55 рублей, а также пени в сумме 12 255,80 рублей; а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 991,00 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истец уменьшил размер исковых требований в части пени, просит суд взыскать с ФИО1 и ФИО2 в солидарном порядке пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (с учетом действовавшего моратория) в сумме 9 611,83 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело передано по подсудности в Октябрьский районный суд <адрес>.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 поддержала исковые требования, пояснив, что при исчислении пени были применены льготный период (первые 30 дней) и период моратория; затем с 30 по 60 день начисляли исходя из ставки 1/300, с 90-го дня – 1/130. С ответчиками было заключено соглашение о взаиморасчетах.
В судебном заседании ответчик ФИО1 признала исковые требования в части основной суммы задолженности, в части пени просила снизить их размер, исходя из материального положения.
Суд разъяснил ответчику последствия частичного признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, в подтверждение чего приобщено её письменное заявление.
В судебное заседание ответчик ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, со слов второго истца – он призван на срочную службу в ВС РФ (не находится в зоне конфликта).
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Как разделить лицевой счет между проживающими в квартире (часть 1).
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1 части 2); нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора (пункт 1.1 части 2); нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (пункт 3 части 2); собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (пункт 5 части 2).
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 26, 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением.
В силу статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 1 части 2).
Пунктом 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354) расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Пунктом 66 Правил № 354 предусмотрено внесение платы за коммунальные услуги ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Таким образом, в силу приведенных норм обязанность нанимателя или собственника жилого помещения по внесению коммунальных платежей, сроки их внесения прямо установлены законом. И даже невыставление платежных документов не освобождает нанимателя или собственника жилого помещения от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности. Действуя добросовестно, он может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в сроки, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации, или обратиться за соответствующими платежными документами в ресурсоснабжающую организацию.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор уступки прав требования (цессии) №, по которому АО «<данные изъяты>» приобрело право требования задолженности за жилищно-коммунальные услуги с физических лиц, указанных в приложении к договору, в том числе в отношении ФИО1 и ФИО2, проживающим по адресу: <адрес> набережная, <адрес> (л.д. 44-45).
Из материалов дела следует, что ответчик ФИО2 является собственником жилого помещения по вышеназванному адресу (выписка из ЕГРН – л.д. 25-27); ответчик ФИО1 – зарегистрирована в нём (адресная справка – л.д. 17). Следовательно, на каждом из них имеется обязанность по своевременной оплате жилищно-коммунальных услуг.
Задолженность ответчика по оплате указанных коммунальных услуг за период, указанный выше, подтверждается расчетом, который ответчики в судебном заседании не оспорил, письменных возражений не направил. Более того, ФИО1 согласилась с размером основной задолженности и в этой части признала иск. В силу ст. 39 ГПК РФ суд принимает её признание иска в этой части, поскольку оно не противоречит требования закона и не нарушает права третьих лиц.
Признавая исковые требования в части основной задолженности, но не признавая сумму начисленной пени, ответчик ФИО1, вместе с тем не представила суду собственный расчет, который ставил бы под сомнение правильность расчета истца.
Расчет пени судом проверен (л.д. 41-43), и оснований сомневаться в его правильности не имеется. При этом суд отмечает, что при расчете истец учел предписание, установленное пунктом 5 постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым предписано, о необходимости приостановления на период с 6 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) при несвоевременном и (или) внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Ответчик ФИО1 просила также уменьшить размер пени (неустойки) ввиду её несоразмерности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Вместе с тем, при разрешении вопроса о снижении размера неустойки суд считает необходимым учесть правовую позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в Определении от 21 декабря 2000 г. N 263-0, о том, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных законом, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции РФ (о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц). Именно поэтому в части 1 статьи 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение статьи 35 Конституции РФ.
Таким образом, учитывая обстоятельства дела, соотношение периода просрочки, за который начислены пени, их размера, а также суммы задолженности; то обстоятельство, что в период с 16 октября 2022 г. по 30 июня 2023 г. собственник квартиры – ФИО2 проходит военную службу и, по сути, лишен материальной возможности исполнять свои обязательства; суд приходит выводу о несоответствии суммы пени последствиям неисполнения ответчиками обязательств и, как следствие, об уменьшении её размера до 4 500 рублей.
Несмотря на частичное удовлетворение исковых требований, правило о пропорциональном распределении судебных расходов, предусмотренное статьей 98 ГПК РФ, в данном случае не действует (пункт 21 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела). Следовательно, с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истцом при обращении в суд, в размере 1 991 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ 68 21 № ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░) ░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ 68 16 № ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░░ 1056882378464, ░░░ 6829017247) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 47 451 (░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 55 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ 4 500 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░; ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1 991 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░