Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4673/2023 ~ М-4266/2023 от 02.11.2023

УИД 74RS0017-01-2023-005719-91             Дело № 2-4673/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 декабря 2023 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего     Максимова А.Е.,

при секретаре             Бухмастовой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа к Кочетковой Марине Владимировне о взыскании задолженности за услуги отопления и горячего водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа (далее - МУП "Коммунальные сети" ЗГО) обратилось в суд с иском к Кочетковой М.В. о взыскании задолженности за услуги отопления и горячего водоснабжения за период с 01.10.2018г. по 31.12.2022г. в сумме 111 260,69 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 425,21 руб., почтовых расходов в сумме 88,50 руб. (л.д. 4-5, 12).

В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с постановлением Администрации ЗГО №425-п от 17.11.2011 МУП «Коммунальные сети» ЗГО является единой теплоснабжающей организацией на территории ЗГО. Согласно выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес> зарегистрированы Кочеткова А.С. и Кочеткова М.В., последняя является собственником данного жилого помещения. Задолженность по лицевому счету , открытому по указанной квартире за оказанные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, за период с 01.10.2018г. по 31.12.2022г. составила 111 260,69 руб. Начисление произведено на общую площадь квартиры 42,3 кв. м (л.д. 4-5).

Определением судьи от 10.11.2023г. в порядке подготовки к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кочеткова А.С. (л.д. 1-2).

Представитель истца МУП "Коммунальные сети" ЗГО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие (л.д. 4 оборот, 60).

Ответчик Кочеткова М.В., третье лицо Кочеткова А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 49,60).

В письменном заявлении ответчик просила применить к требованиям истца последствия пропуска срока исковой давности, дело рассмотреть в свое отсутствие. Возражая против иска, указала, что истцом не предоставлен заключенный с ней договор на теплоснабжение, исковое заявление подписано и подано лицом, полномочия которого не удостоверены надлежащим образом. Кроме того, просила исключить Кочеткову А.С. из числа лиц, участвующих в деле, а также признать недостоверным доказательством Постановления, которыми утверждены тарифы (л.д. 57-59).

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК), частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

По запросу суда Управлением Росреестра по Челябинской области предоставлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости, заверенные электронной подписью в соответствии с действующими правилами электронного документооборота, о правах, переходе прав и основных характеристиках объекта недвижимости, согласно которым Кочеткова М.В. с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время являлся собственником квартиры по адресу: <адрес> площадью 42,3 кв. м, право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи (выписки из ЕГРН - л.д. 61-65).

В указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время зарегистрированы Кочеткова М.В. и Кочеткова А.С. (адресные справки - л.д. 45-46).

По запросу суда отделом ЗАГС администрации Златоустовского городского округа предоставлена копия записи акта о рождении Кочетковой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которой ответчик Кочеткова М.В. является матерью Кочетковой А.С. (л.д. 43-44).

Возражая против иска, ответчик ссылается на то, что Кочеткова А.С. имеет временную регистрацию и проживает в другом регионе (л.д. 59).

Ответчиком не представлено доказательств того, что Кочеткова А.С. имеет регистрацию по месту пребывания в другом регионе. Судом указанных сведений из отдела по вопросам миграции ОМВД РФ по Златоустовскому городскому округу не получено.

Вместе с тем, судом принимаются письменные пояснения ответчика о том, что Кочеткова А.С. фактически в спорной квартире совместно с истцом не проживает.

Согласно ч.3 ст. 31 ЖК дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (ч.1 ст. 31 ЖК).

Учитывая позицию ответчика о том, что Кочеткова М.В. и Кочеткова А.С. не проживают совместно в принадлежащей ответчику квартире, суд не усматривает оснований для возложения на Кочеткову А.С. солидарной ответственности по обязательствам по оплате коммунальных услуг.

На основании пункта 1 статьи 153 ЖК граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, среди прочего, плату за коммунальные услуги (п.2 ч.2 ст.154 ЖК).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст.154 ЖК).

В силу ч. 1 ст. 155 ЖК, п. 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК).

В силу требований ст.ст.309,310 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 548 ГК к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией применяются правила о договоре энергоснабжения.

В силу ст. 539 ГК по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно ст. 540 ГК в случае, когда по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Исходя из положений ст. 540 ГК, судом отклоняются возражения ответчика Кочетковой М.В. об отсутствии письменного договора между нею и истцом, как основание для отказа в иске. Доказательств того, что Кочеткова М.В. обращалась к истцу по вопросу заключения договора теплоснабжения и ей в этом было отказано, Кочетковой М.В. не представлено.

На отношения по договору теплоснабжения распространяются как общие положения о договорах, содержащиеся в ГК (главы 27 - 29, параграф 6 главы 30), так и специальные, которые содержатся в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, ст. 15), и разделе III Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила теплоснабжения). Общие положения о договорах применяются с учетом специальных норм, в части, не урегулированной и не противоречащей им.

По договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (п. 20 Правил теплоснабжения).

Сторонами такого договора могут выступать:

а) потребитель тепловой энергии (мощности), теплоносителя, которым может быть среди прочего гражданин, использующий тепловую энергию для бытового потребления по квартире, расположенной в многоквартирном жилом доме;

б) теплоснабжающая организация. В роли такой организации выступают единая теплоснабжающая организация согласно схеме теплоснабжения, либо организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии.

Договор теплоснабжения гражданина-потребителя с единой теплоснабжающей организацией (далее также - ЕТО) считается заключенным с даты подключения его теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения (п. 42 Правил теплоснабжения). Как было указано выше, в п. 1 ст. 540 ГК содержится аналогичное положение о том, что договор энергоснабжения с абонентом-потребителем считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. При этом, если иное не установлено соглашением сторон, договор считается заключенным на неопределенный срок.

Применимы в отношении изменения и расторжения договора теплоснабжения и правила ст. 546 ГК в части, не противоречащей специальным нормам о теплоснабжении. Согласно п. 1 названной статьи допускается односторонний отказ от договора энергоснабжения, например потребитель-гражданин вправе расторгнуть договор при условии полной оплаты использованной энергии. Для этого потребитель направляет соответствующее уведомление энергоснабжающей организации.

Однако, гражданским законодательством не предусмотрено право теплоснабжающей организации в одностороннем порядке расторгнуть с исполнителем коммунальной услуги договор снабжения тепловой энергией, поскольку конечными потребителями ресурса являются граждане. В таком случае расторжение договора признается незаконным (Определение Верховного Суда РФ от 13.07.2015 N 307-ЭС15-8973 по делу N А26-4198/2014).

Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных Законом о теплоснабжении (ч. 9 ст. 15). Порядок расчетов установлен п. п. 33, 34 Правил о теплоснабжении.

Под тарифами в сфере теплоснабжения понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 23 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

Тарифы на теплоснабжение подлежат частичному государственному регулированию. Основные положения о госрегулировании тарифов установлены гл. 3 Закона о теплоснабжении. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении регулируются следующие виды цен (тарифов):

1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;

2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

5.1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

8) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

Перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат (ч. 2 ст. 8 Закона о теплоснабжении).

Государственное регулирование тарифов осуществляется (ст. 7 Закона о теплоснабжении):

а) федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

В частности, к его полномочиям ч. 2 названной статьи отнесено утверждение методических указаний по расчету цен, установление единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций; установление предельных уровней тарифов; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в части обоснованности установления и изменения цен (тарифов) и др.;

б) органами исполнительной власти субъектов РФ, которын непосредственно регулируют тарифы в пределах границ субъекта РФ, в частности утверждают предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), а также осуществляют региональный контроль (надзор) в части обоснованности установления и изменения цен и тарифов и иные полномочия, указанные в ч. 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении;

в) органами местного самоуправления.

Законом субъекта РФ таким органам могут передаваться полномочия на (ч. 7 ст. 7 Закона о теплоснабжении):

- утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения;

- государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (за исключением тепловой энергии (мощности), производимой электростанциями в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.

Также органы местного самоуправления в порядке осуществления полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения обращаются в орган исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования цен (тарифов) с предложением о принятии решения об отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность) (ч. 5 ст. 7 Закона о теплоснабжении).

Регулирование тарифов осуществляется на основании:

1) Закона о теплоснабжении (гл. 3);

2) Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым, в частности, утверждены:

- Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования);

- Правила регулирования цен (тарифов).

При этом государственные органы и органы местного самоуправления руководствуются Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2).

Цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются (ч. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении):

- в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения;

- в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Тариф на тепловую энергию (мощность) может быть одноставочным или двухставочным. Тариф на теплоноситель - одноставочным (ч. 1, 2 ст. 11 Закона о теплоснабжении). При этом тарифы могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования (ч. 3 ст. 11 Закона о теплоснабжении), например могут учитываться вид теплоносителя и его параметры, системы теплоснабжения, схемы подключения теплопотребляющих установок, категории потребителей и др. (п. 23 Основ ценообразования).

При регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы (ст. 9 Закона о теплоснабжении, п. 16 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения):

а) метод экономически обоснованных расходов (затрат) - используется, как правило, при установлении тарифа в отношении организации или вида деятельности впервые, если ранее не осуществлялось госрегулирование тарифа (п. 17 Основ ценообразования);

б) метод обеспечения доходности инвестированного капитала;

в) метод индексации установленных тарифов;

г) метод сравнения аналогов.

Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. В случае отсутствия названных документов тарифы устанавливаются с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями (п. 22 Основ ценообразования).

При установлении тарифов учитываются, в частности:

- затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя, за исключением случаев, когда теплоснабжающая организация осуществляет реализацию с использованием только собственных тепловых сетей (ч. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении);

- нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии (ч. 3 ст. 9 Закона о теплоснабжении).

Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней - не менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства РФ. Также исключение предусмотрено для случаев, когда между теплоснабжающей организацией и потребителем заключается долгосрочный договор теплоснабжения - тогда устанавливается долгосрочный тариф (ч. 2, 3 ст. 10 Закона о теплоснабжении). Цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования (п. 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075).

Таким образом, под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем. При этом количество и качество поставляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя подлежит коммерческому учету. Учету подлежат энергия, теплоноситель, поставляемые за определенный период. Для этого используются приборы учета или расчетный путь учета. Теплоснабжение производится в соответствии со схемой теплоснабжения, которая определяет основные параметры теплоснабжения в населенном пункте или его части (районе). Потребители тепловой энергии, теплоносителя заключают с теплоснабжающей организацией договор теплоснабжения, который в большинстве случаев (для ЕТО) является публичным.

Согласно представленной копии Устава, МУП «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа осуществляет деятельность, направленную на оказание услуг населению Златоустовского городского округа по тепло-, водоснабжению и водоотведению, получение прибыли от осуществляемых видов деятельности (л.д. 39-40). С 01.01.2012г. МУП «Коммунальные сети» ЗГО присвоен статус единой теплоснабжающей организации на период до 2025 года (постановление Главы ЗГО № 425-п от 17.11.2011г. - л.д. 20).

Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области», а также Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области вынесены постановления об утверждении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду (л.д.21-37).

Согласно расчету (л.д. 17) и пояснений к нему (л.д. 18-19), по <адрес> задолженность за период с 01.10.2018г. по 31.12.2022г. за отопление равна 77 359,38 руб., за горячее водоснабжение – 33 901,31 руб., всего за оказанные услуги по теплоснабжению – 111 260,69 руб.

В <адрес>, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и по квартире ответчика, не оборудованной индивидуальным прибором учета горячей воды, начисление за отопление произведено, исходя из площади квартиры 42,3 кв. м. Начисление за ГВС произведено исходя из количества собственников (1 человек) за период с 01.10.2018г. по 27.03.2019г., количества зарегистрированных лиц (2 человека) за период с 28.03.2019г. по 31.12.2022г., норматива потребления тепловой энергии на 1 человека, равного 3,19 куб. м, исходя из расчета: 105 л в сутки х 365 дн. /12 мес., и тарифов, утвержденных постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области за соответствующие периоды.

Судом отклоняются доводы ответчика Кочетковой М.В. о том, что представленные истцом в материалы распечатки постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области являются недостоверным доказательством по делу, так как на них отсутствует печать, заверяющая подпись министра Кучиц Т.В. на том основании, что все постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области обнародованы путем официального опубликования в газете "Южноуральская панорама", находятся в свободном доступе. Распечатки постановлений, имеющиеся в материалах дела, носят информационный характер и не являются копиями документов в значении этого понятия, придаваемого ему гражданским процессуальным законодательством. Таким образом, подпись министра в заверении печатью не нуждается.

Кочетковой М.В. заявлено ходатайство о применении к требованиям истца срока исковой давности.

В соответствии со ст. 195, 196 ГК исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК.

Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст. 199 ГК).

В силу п. 1 ст. 200 ГК, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 29.09.2015г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет". В случае своевременного исполнения истцом требований, изложенных в определении судьи об оставлении искового заявления без движения, а также при отмене определения об отказе в принятии или возвращении искового заявления, об отказе в принятии или возвращении заявления о вынесении судебного приказа такое заявление считается поданным в день первоначального обращения, с которого исковая давность не течет (пункт 17).

По смыслу статьи 204 ГК начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в случае отмены судебного приказа. В случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК) (пункт 18 Постановления).

Согласно пункта 1 статьи 200 ГК течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу (пункт 24).

Жилищным законодательством предусмотрены периодические платежи по оплате за содержание жилья и коммунальные услуги (ч.1 ст. 155 ЖК).

МУП "Коммунальные сети" ЗГО 17.03.2023г. обратилось мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кочетковой М.В. задолженности по оказанным услугам по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01.06.2018г. по 31.12.2022г. в сумме 111 260,69 руб. Мировым судьей судебного участка № 7 г. Златоуста 17.03.2023г. вынесен судебный приказ № 2-1072/2023 о взыскании с Кочетковой М.В. указанной задолженности. Судебный приказ отменен определением мирового судьи от 25.04.2023г. в связи с поступившими от Кочетковой М.В. возражениями относительно его исполнения (л.д. 14).

Исковое заявление поступило в суд 02.11.2023г. (л.д. 4), то есть за пределами 6-ти месяцев со дня отмены судебного приказа.

Таким образом, исчисление срока исковой давности необходимо производить от даты обращения с настоящим иском с учетом срока судебной защиты на период действия судебного приказа: 02.11.2023г. – 3 года – 01 месяц 08 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = 25.09.2020г.

Следовательно,    на момент обращения истца в суд с иском срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг не истек по обязательствам о выплате начисленных за сентябрь 2020 года со сроком уплаты до 10.10.2020г. и последующих платежей. Срок исковой давности за более ранние периоды с 01.10.2018г. по 31.08.2020г. истек.

При этом основания для восстановления срока исковой давности, согласно ст. 205 ГК, отсутствуют, так как доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин для восстановления срока в последние шесть месяцев этого срока истцом, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены.

Судом произведен расчет задолженности по оплате за теплоснабжение за период с 01.09.2020г. по 31.12.2022г.

Расчет задолженности по оплате за услугу «отопление» в размере 43 650,55 руб., произведенный истцом (л.д. 17оборот-19) судом проверен, является арифметически верным, выполнен истцом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в соответствующей редакции), согласно которым размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода определяется по формуле 2(3):

где:

Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 2(5);

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) размера платы за коммунальную услугу по отоплению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме определяется, как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления или в которых в соответствии со схемой теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии;

NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

TТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Плата за услугу «горячее водоснабжение» рассчитывается на основании вышеназванных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, как произведение норматива потребления горячей воды в жилом помещении, количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев 1 куб. м воды, и тарифа на тепловую энергию по формуле:

Pi = V х qkp x Tkp,

где V = NТ (норматив потребления коммунальной услуги на подогрев воды) х mn (количество проживающих граждан) = 3,194 куб. м х 2 чел. = 6,388 куб. м;

qkp - норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев 1 куб. м воды = 0,05973 Гкал;

Tkp - тариф на тепловую энергию, равный 1 810,1 руб. за период с сентября 2020 года по июнь 2021 года, 1 871,45 руб. – за период с июля 2021 года по июнь 2022 года, 1 928,09 руб. – с июля 2022 года по ноябрь 2022 года, 2 085,65 руб. – за декабрь 2022 года.

На основании изложенного, размер задолженности за ГВС за период с 01.09.2021г. по 30.06.2021г. составляет 6 906,53 руб., за период с 01.07.2021г. по 30.06.2022г. – 8 568,73 руб., за период с 01.07.2022г. по 30.11.2022г. – 3 678,36 руб., за декабрь 2022 года – 795,78 руб., а всего: 19 949,40 руб.

Общий размер задолженности: 43 650,55 руб. (отопление) +19 949,40 руб. (ГВС) = 63 599,95 руб.

Собственного расчета задолженности ответчиком, третьим лицом не представлено.

Как следует из искового заявления, не оспорено ответчиком и третьим лицом, до настоящего времени задолженность по оплате услуг по отоплению и ГВС не погашена.

Доказательств обратного, то есть отсутствия задолженности, либо ее наличия в иной (меньшей) сумме суду не представлено.

Таким образом, с Кочетковой М.В. подлежит взысканию 63 599,95 руб. в погашение задолженности по коммунальным услугам за отопление и горячее водоснабжение.

Относительно доводов ответчика Кочетковой М.В. об исключении Кочетковой А.С. из числа лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Порядок привлечения к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, установлен ч. 1 ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК).

Исходя из данной нормы, названные лица могут вступить в дело на стороне истца или ответчика, в том числе по инициативе суда тогда, когда судебный акт может повлиять на их права или обязанности (материальные или процессуальные) по отношению к одной из сторон.

Из произведенного судом расчета усматривается, что в расчете учтено количество лиц, зарегистрированных в принадлежащей ответчику Кочетковой М.В. квартире, а именно два человека – Кочеткова М.В и Кочеткова А.С.

В п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснено, что разрешение при подготовке дела к судебному разбирательству вопроса о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (пункт 4 части 1 статьи 150 ГПК РФ), необходимо для правильного определения состава лиц, участвующих в деле. Невыполнение этой задачи в стадии подготовки может привести к принятию незаконного решения, поскольку разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену решения суда в апелляционном и кассационном порядке (часть 1 статьи 330, пункт 4 части 2 статьи 364 ГПК РФ).

Указанные требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ судом выполнены путем привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кочетковой А.С, так как при разрешении данного спора затрагиваются права и законные интересы Кочетковой А.С., зарегистрированной по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>, и с учетом которой произведено начисление задолженности.

Относительно доводов ответчика Кочетковой М.В. о фальсификации полномочий представителя истца Мисюковой Л.Н. суд считает необходимым отметить следующее.

Исковое заявление подписано и подано в суд представителем истца Мисюковой Л.Н., полномочия которой удостоверены доверенностью от 01.10.2023г. со сроком действия по 31.12.2023г. за подписью исполняющего обязанности директора МУП "Коммунальные сети" ЗГО Баранова Е.В.

Баранов Е.В. назначен исполняющим обязанности директора МУП "Коммунальные сети" ЗГО распоряжением Администрации ЗГО кадр от 18.09.2023г.

Указанной доверенностью Мисюкова Л.Н. уполномочена представлять интересы МУП "Коммунальные сети" ЗГО во всех судах общей юрисдикции с правом совершения от имени юридического лица всех процессуальных действий, которые предоставлены законом истцу, в том числе с правом подписания искового заявления. В доверенности имеются подписи Баранова Е.В., Мисюковой Л.Н., печать МУП "Коммунальные сети" ЗГО, доверенность изготовлена на бланке указанного юридического лица. Таким образом, доверенность выдана и заверена в соответствии с требованиями ч.4 ст. 185.1 ГК.

В дело представлена копия указанной доверенности (л.д. 7), оригинал доверенности предъявлен на личном приёме уполномоченному сотруднику суда при подаче иска.

Достоверность доверенности ответчиком какими-либо доказательствами не опровергнута, в связи с чем оснований сомневаться в полномочиях представителя истца Мисюковой Л.Н. у суда не имеется.

В соответствии со ст. 88, 98 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Почтовые расходы в силу ст. 94 ГПК отнесены к судебным издержкам.

Из представленного в материалы дела кассового чеков ФГУП «Почта России» (л.д. 12) следует, что истец во исполнение требований ст.132 ГПК направил Кочетковой М.В. исковое заявление с приложениями, при этом понес почтовые расходы в сумме 88,50 руб.

Кроме того, истцом при подаче искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 3 425,21 руб. (л.д. 10-11).

Учитывая, что истцом заявлено о взыскании долга в размере 111 260,69 руб., взыскана сумма 63 599,95 руб., требования удовлетворены на 57,16%.

Исходя из принципа пропорционального взыскания судебных издержек, с Кочетковой М.В. в пользу истца подлежат возмещению денежные средства на оплату государственной пошлины в размере 1 957,85 руб., исходя из расчета: 3 425,21 руб. х 57,16% и почтовые расходы в размере 50,59 руб., исходя из расчета: 88,50 руб. х 57,16%.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа (ОГРН удовлетворить частично.

Взыскать с Кочетковой Марины Владимировны (паспорт гражданина Российской Федерации ) в пользу Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа задолженность за услуги отопления и горячего водоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 63 599 рублей 95 копеек, в возмещение почтовых расходов 50 рублей 59 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 957 рублей 85 копеек, а всего 65 608 рублей 39 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований в сумме 47660 рублей 74 копейки Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Председательствующий                     А.Е. Максимов

Мотивированное решение изготовлено 09.01.2024г.

2-4673/2023 ~ М-4266/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МУП "Коммунальные сети"
Ответчики
Кочеткова Марина Владимировна
Другие
Кочеткова Арина Сергеевна
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Судья
Максимов Александр Евгеньевич
Дело на сайте суда
zlatoust--chel.sudrf.ru
02.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2023Передача материалов судье
10.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее