Дело № 2а-2239/2024
(УИД 73RS0004-01-2024-004202-37)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 9 июля 2024 года
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Павлова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаталовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Попкова Виталия Игоревича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействия незаконным, признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,
У С Т А Н О В И Л:
Попков В.И. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее по тексту – ФКУ ИК-4) о признании бездействия незаконным, признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Требования мотивированы тем, что Попков В.И. отбывает наказание в ФКУ ИК-4. Попков В.И. из ФКУ ИК-4 10.10.2023 направил обращение адвокату Казминой Е.Б. 11.03.2024 Попков В.И. направил обращение в Заволжский районный суд города Ульяновска. Однако ответов на вышеуказанные обращения он не получил. Поэтому имеются основания полагать, что его обращения не были отправлены.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении.
Административный истец просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившегося в не направлении почтовой корреспонденции, препятствовании в судебной защите, признании условий содержания ненадлежащими, взыскать с ФКУ ИК-4 компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 1 000 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральная служба исполнения наказаний.
Административный истец Попков В.И. в судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи с ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, исковые требования поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить. Пояснил, что он направил 11.03.2024 жалобу в Заволжский районный суд города Ульяновска на постановление от 29.01.2024 о прекращении уголовного дела. При этом 12.04.2024 он, находясь в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, повторно направил данную жалобу в суд. 10.10.2023 он направил письмо своему адвокату, в котором просил следователя принять в отношении него меры государственной безопасности. Кроме того, в данном конверте содержалось еще 2 обращения.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области Сухова А.А. в судебное заседание не явилась, представила возражения на административный иск, в которых просила отказать в его удовлетворении.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службы исполнения наказаний в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав пояснения административного истца Попкова В.И., исследовав письменные материалы дела, суд не находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В силу ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Согласно частям 3,4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
В соответствии с п. 126 Приказа Минюста России от 04.07.2022 N 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» получение и отправление осужденными к лишению свободы за счет собственных средств писем, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности), почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке и в случае необходимости в других доступных для осужденных к лишению свободы местах вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ изымается для отправления корреспонденция.
Как следует из пункта 129 Приказа Минюста России от 04.07.2022 N 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми цензуре не подлежит.
В силу п. 132 Приказа Минюста России от 04.07.2022 N 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» отправление писем, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности), почтовых карточек и телеграмм производится не позднее рабочего дня после осуществления цензуры в соответствии с пунктом 135 настоящих Правил, если этому не препятствуют сложившиеся обстоятельства, в том числе в случаях, при наступлении которых вводится режим особых условий. Квитанция об оплате отправления почтовых карточек, телеграмм приобщается к личному делу осужденного к лишению свободы после его расписки на ней.
В соответствии с п. 135 Приказа Минюста России от 04.07.2022 N 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» получаемые и отправляемые осужденными к лишению свободы письма, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности) с использованием информационных терминалов (при их наличии), почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма (в том числе в электронном виде), почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке и требуют перевода - не более семи рабочих дней.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Попков В.И. отбывает наказание ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Попков В.И. в качестве оснований для взыскания в его пользу компенсации за ненадлежащие условия содержания указал на то, что он 10.10.2023 направил обращение своему адвокату Казминой Е.Б., а 11.03.2024 направил жалобу в Заволжский районный суд города Ульяновска. При этом ответов на вышеуказанные обращения он не получил.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Попковым В.И. была направлена исходящая корреспонденция: П-547 от 10.10.2023 (коллегия адвокатов филиал по Заволжскому району г. Ульяновска), 1301 от 11.03.2024 (Заволжский районный суд г. Ульяновска) (л.д. 19, 20, 22, 23).
Вся корреспонденция Попкова В.И. зарегистрирована, присвоены исходящие номера, направлены соответствующему адресату по месту назначения простой почтой.
Вместе с тем, избранный Попковым В.И. вид отправки почтовой корреспонденции (простая) не предусматривал ее регистрации и учета, что не позволяет достоверно установить конкретные причины возможного неполучения адресатом почтовых отправлений истца.
Администрация учреждения несет ответственность за своевременную регистрацию и передачу исходящей корреспонденции до отделения почты России, а не до указанного адресата.
Правила оказания услуг почтовой связи являются общедоступным для сведения нормативным актом и это позволяет потребителю услуги почтовой связи самостоятельно избирать способ отправки, исходя из условий и порядка обработки и доставки.
Поэтому суд не усматривает какого-либо нарушения прав и законных интересов административного истца.
Оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы Попкова В.И. о ненадлежащих условиях его содержания в ФКУ ИК-4.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для удовлетворения административного иска о признании бездействия незаконным, выразившегося в не направлении почтовой корреспонденции, препятствовании в судебной защите, признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания не имеется.
Руководствуясь ст.ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного иска Попкова Виталия Игоревича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании бездействия незаконным, выразившегося в не направлении почтовой корреспонденции, препятствовании в судебной защите, признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 1 000 000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.Е. Павлов
Решение изготовлено в окончательной форме 22.07.2024