Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1522/2023 ~ М-1184/2023 от 12.07.2023

Дело № 2-1522/2023

УИД – 91RS0004-01-2023-001544-76

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 ноября 2023 года                                         г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Захарова А.В.,

при секретаре судебного заседания – Щербаковой Е.В.,

с участием: помощника прокурора города Алушты Республики Крым – Ореховой А.В.,

лица, в интересах которого обратился прокурор с исковыми требованиями – Прокофьева В.А.,

представителя ответчика - Администрации г. Алушты Республики Крым, третьего лица - отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Алушты Республики Крым – заместителя начальника отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Алушты Республики Крым Краснопевцевой Д.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Алушты Республики Крым Бродского С.И. в защиту нарушенных прав и законных интересов лица, оставшегося без родительского попечения – Прокофьева В.А. к Администрации города Алушты Республики Крым с указанием третьего лица – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и с привлечением судом третьего лица – отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Алушты Республики Крым об обеспечении лица, оставшегося без родительского попечения, благоустроенным жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Алушты Республики Крым Бродский С.И. в защиту нарушенных прав и законных интересов лица, оставшегося без родительского попечения – Прокофьева В.А. обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Алушты Республики Крым с указанием третьего лица – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым об обязании Администрации города Алушты Республики Крым предоставить Прокофьева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к муниципальному образованию городской округ Алушта Республики Крым жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

Прокурор города Алушты Республики Крым Бродский С.И. поданное исковое заявление мотивировал тем, что Прокофьев В.А. отнесён к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, который в силу норм действующего законодательства, в частности Жилищного кодекса РФ, подлежит обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени Прокофьев В.А. Администрацией города Алушты Республики Крым жильём не обеспечен, чем грубо нарушены его жилищные права и законные интересы.

Определением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ при принятию искового заявления к производству к участию к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлёк – орган опеки и попечительства в лице отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Алушты Республики Крым.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора города Алушты Республики Крым Орехова А.В. исковые требования поддержала в полном объёме, настаивала на их удовлетворении, пояснила, что все доводы в обоснование иска изложены в исковом заявлении прокурора г. Алушты Республики Крым.

Лицо, в интересах которого обратился прокурор с исковыми требованиями – Прокофьева В.А., поддержал заявленные иск, пояснил, что никакого жилья в собственности не имеет, проживает у родственников по адресу: <адрес>, работает учителем математики в МОУ «Маломаякская школа» г. Алушты, до настоящего времени жильём, как это указано в законе, не наделён.

Ответчик – Администрация города Алушты Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не обеспечила, о дате, времени и месте рассмотрения дела учреждение извещалось судебной повесткой. В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ было обеспечено участие представителя ответчика - Администрации г. Алушты Республики Крым, третьего лица - отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Алушты Республики Крым – заместителя начальника отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Алушты Республики Крым Краснопевцевой Д.О. Последняя представила суду копии: постановлений Главы Администрации <адрес> Республики Крым Огнёвой Г.И. №№ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В данном списке Прокофьева В.А. числится под № .

От представителя ответчика - Администрации г. Алушты Республики Крым – заместителя начальника юридического управления Администрации города Алушты Республики Крым Юшковой С.А. поступали ДД.ММ.ГГГГ возражения, в которых последняя указывала на то, что Администрация города Алушты Республики Крым не обеспечена бюджетными средствами на покупку жилья для Прокофьева В.А. Для этих целей (обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) Администрация города Алушты Республики Крым неоднократно обращалась в Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым о предоставлении субвенций, однако средства выделяются для определённого лица в ограниченном количестве, не покрывающем потребности муниципального орбразования городского округа Алушта Республики Крым.

                                                                Третье лицо – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела учреждение извещалось судебной повесткой. Представителем министерства – Павловой К.А. в суд были направлены пояснения, суть которых сводится к тому, что предоставление жилого помещения Прокофьеву В.А. вне очерёдности неминуемо приведёт к нарушению жилищных прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а выделенных бюджетных ассигнований на эти цели недостаточно для выполнения всех обязательств по детмя-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. В данных пояснениях содержалось ходатайство о привлечении к участию в деле Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, поскольку именно этим учреждением учитываются заявки на перечисление субвенций органам местного самоуправления. Обсудив данное ходатайство с участниками процесса, которые возражали против его (ходатайства) удовлетворения, считая, что нет необходимости в привлечении к участию в деле всех финансовых служб и учреждений, через которые происходит выделение бюджетных средств, суд отказал в его удовлетворении.

                                                                На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел данное дело при указанной явке.

                                                                Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующее.

                                                                Решением Алуштинского городского суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Прокофьева В.А. и Прокофьев А.М. были лишены родительских прав в отношении Прокофьева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ребёнок был переданы опекуну Прокофьевой Р.В. (л.д. 6). По решению исполнительного комитета Алуштинского городского Совета Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Прокофьева В.А. назначена опекуном Прокофьева Р.В. (оборот л.д. 6).

                                                                Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ Прокофьеву В.А. отказано во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (предоставлена суду заверенная копия постановления представителем органа опеки и поечительства).

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу исковое заявление прокурора города Алушты Республики Крым в интересах Прокофьева В.А. к Администрации города Алушты Республики Крым с указанием третьих лиц – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Алушты Республики Крым, управления имущественных и земельных отношений Администрации города Алушта Республики Крым о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия – удовлетворено. Постановление Администрации города Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении Прокофьева В.А. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» - признано незаконным. На Администрацию города Алушты Республики Крым возложена обязанность включить Прокофьева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Алушта (л.д. 8-9).

                                                                Согласно постановлению Администрации города Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Прокофьева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшийся без попечения родителей, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (предоставлена суду заверенная копия постановления представителем органа опеки и поечительства).

                                                                По информации начальника отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Алушты Республики Крым Шкатула Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ Прокофьев В.А. согласно списку, утверждённому постановлением Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ , стоит под номером 64 (л.д. 12). По информации начальника отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Алушты Республики Крым Шкатула Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в прокуратуру г. Алушты Республики Крым, Прокофьев В.А. согласно списку, утверждённому постановлением Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ , стоит под номером 56 (л.д. 13).

                                                                Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Администрации города Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в приложение к нему (список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями). В этом списке Прокофьев В.А. указан под номером 55 (предоставлены суду заверенная копия постановления и список представителем органа опеки и попечительства).

                                                                Анализируя установленные обстоятельства, суд применяет следующие нормы закона.

                                                                Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

                                                                Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу ст. 8 данного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

                                                                Отношения, связанные с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, а также в части сохранения права пользования жилым помещением и сохранения ранее занимаемых жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регулируются Законом Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014. В силу п.п. 1, 2 ст. 8 Закона № 46-ЗРК/2014 жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребёнка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет. В силу ст. 9 Закона № 46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 10 данного Закона -ЗРК/2014 исполнительные органы Республики Крым при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий предоставляют органам местного самоуправления необходимые для осуществления переданных полномочий финансовые средства и материальные ресурсы. В ч. 1 ст. 11 Закона № 46-ЗРК/2014 отражено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым. В ч. 1 ст. 12 регламентировано, что контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган Республики Крым в сфере образования, науки и молодежи. Контроль за использованием органами местного самоуправления предоставленных на указанные цели финансовых средств осуществляется исполнительным органом Республики Крым в сфере финансового надзора.

                                                                Анализ приведённых выше норм законов даёт основания полагать, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан не обуславливается лишь очерёдностью внутри списка нуждающих. Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списка имеет своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учётом этого суд относится критически к позиции, изложенной в письменных пояснениях представителя Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, о том, что предоставление жилого помещения Прокофьеву В.А. вне очерёдности неминуемо приведёт к нарушению жилищных прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

                                                                Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения. С момента включения Прокофьева В.А. в 2023 году в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, у Администрации г. Алушты Республики Крым возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения. При этом Прокофьеву В.А. необоснованно было отказано в 2021 году во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, в связи с чем в его интересах обращался в суд с исковым заявлением прокурор города Алушты Республики Крым, иск был удовлетворён, судебное решение вступило в законную силу. Необходимости повторного обращения Прокофьева В.А. в Администрацию г. Алушты Республики Крым для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает. С момента обращения Прокофьева В.А. в 2021 году для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот у органа местного самоуправления имелась возможность своевременно предпринять меры к выделению соответствующих денежных средств для исполнения возложенных на него (орган местного самоуправления) обязанностей в 2023 году, в связи с чем суд не считает препятствием к удовлетворению иска недостаточность выделенных бюджетных ассигнований в 2023 году на эти цели, тем более, что после вступления данного решения суда в законную силу его исполнение будет фактически осуществляться в следующем финансовом году.

                                                                На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Алушты Республики Крым являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.

                                                                Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.11.2023.

                                                                Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    исковые требования прокурора города Алушты Республики Крым Бродского С.И. в защиту нарушенных прав и законных интересов лица, оставшегося без родительского попечения – Прокофьева В.А. к Администрации города Алушты Республики Крым с указанием третьего лица – Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и с привлечением судом третьего лица – отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Алушты Республики Крым об обеспечении лица, оставшегося без родительского попечения, благоустроенным жилым помещением – удовлетворить.

    Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым предоставить Прокофьева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу г. Алушты Республики Крым, паспорт гражданина Российской Федерации серии , благоустроенное применительно к условиям муниципального образования городского округа Алушты жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014 от 18.12.2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                        Захаров А.В.

2-1522/2023 ~ М-1184/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Алушты
Прокофьев Владимир Александрович
Ответчики
Администрация г. Алушты
Другие
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Орган опеки и попечительства Администрации города Алушты
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Захаров Александр Владимирович
Дело на странице суда
alushta--krm.sudrf.ru
12.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2023Передача материалов судье
19.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.10.2023Предварительное судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее