Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3461/2023 ~ М-2460/2023 от 11.07.2023

Дело № 2-3461/2023

УИД № 44RS0001-01-2023-003190-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2023 года                         г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.,

при секретаре П.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Островского района в интересах Б.Р. к Департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении медицинскими изделиями,

установил:

Прокурор Островского района обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском в интересах Б.Р., требования обоснованы тем, что прокуратурой Островского района проведена проверка по обращению Б.Р., в ходе которой установлено, что Б.Р., <дата> года рождения, надлежащим образом не обеспечивается необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, хотя он является инвалидом ... (... ), с <дата> года состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «...» с диагнозом: «...», в период с <дата> по <дата> Б.Р. находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени К», где по окончании лечения ему поставлен диагноз: .... ...». Рекомендовано, среди прочего, соблюдать режим питания (диета ), самоконтроль гликемии не менее 4 раз в сутки (120 тест-полосок в месяц), инсулин гларгин 300 мг или гларгин 100 мг при отсутствии гипогликемии ночью и перед сном, инсулин ..., препараты альфа-липоевой кислоты (октолипен, берлитион) по 600 мг - 3 месяца 2 раза в год, витамины группы В курсами 2 раза в год, периндоприл 2 (4) мг вечер, аторвастатин 10 мг вечер, сулодексид (Весел ДуэФ) - 2 месяца, курсы 2 раза в год, контроль OAK, БАК, ОАМ, МАУ 1 раз в 6 месяцев, ЭКГ, ФЛГ не реже 1 раза в год, контроль ТТГ через 6 месяцев. По информации ОГБУЗ «Островская РБ» следует, что он состоит на диспансерном учете, регулярно наблюдается у участкового терапевта ОГБУЗ «Островская РБ», обращается на амбулаторный прием для выписки сахароснижающих препаратов, а также иных льготных лекарственных средств. При этом Б.Р. вовсе не обеспечивалсья средствами диагностики по заболеванию диабет, а именно тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови. В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №323-Ф3) доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В силу ст. ст. 37, 43 Закона № 323-Ф3 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден Перечень социально-значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому, заболевание сахарный диабет включено в перечень социально значимых заболеваний. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2020 № 2299 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в соответствии с которой, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно». В указанный Перечень включена категория заболевания «диабет», наличие которого предоставляет право на бесплатное приобретение всеми необходимыми лекарственными средствами, инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики. Из информации ОГБУЗ «Островская РБ» от 22.06.2023 следует, что лекарственные препараты заказываются больницей в пределах выделенных лимитов. В соответствии с рекомендациями Департамента здравоохранения Костромской области из медицинских изделий в заявку включаются только тест-полоски для измерения уровня сахара в крови для детей. Реальной возможности выписать Б.Р. рецепты на получение льготных медицинских изделий (тест-полосок) нет, так как аптечный пункт отпуска льготных лекарственных препаратов тест-полоски поступают только для детей до 18 лет и для пациентов по решению суда. В связи с тем, что Б.Р. не обеспечивался в полном объеме вышеуказанными лекарствами, медицинскими изделиями, он вынужден приобретать их самостоятельно за счет личных средств, поскольку употребление данных препаратов, ежедневный самоконтроль гликемии, являются для Б.Р. необходимым. В результате Б.Р. понес расходы на приобретение тест-полосок в размере 585 рублей 90 коп в (товарный чек от <дата> прилагается).

Истец просит обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Б.Р. <дата> г.р., средствами диагностики - тест-полосками для определения сахара в крови по медицинским показаниям в полном объеме, взыскать с департамента здравоохранения Костросмкой области расходы понесенные Б.Р. на приобретение тест-полосок ... в размере 585,90 руб..

В судебном заседании зампрокурора Островского района В.Р. не присутствовал, извещен надлежащим образом.

Истец Б.Р. в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика П.П. иск не признал, поддержал доводы письменных возражений, указывал, что вина Департамента в необеспечении истца тест-полосками отсутствует, поскольку Островской больницей не выписывались льготные рецепты на данные медицинские изделия, расходы истца по приобретению тест-полосок по этой же причине не могут быть возложены на ответчика.

Третьи лица ГУП «Костромская областная аптечная база», ОГБУЗ ...», Департамент финансов Костромской области, Управление Росздравнадзора по Костромской области будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвуют.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Согласно ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2).

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», заболевание «сахарный диабет» (Е10-Е14) включено в перечень социально значимых заболеваний.

Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Пунктом 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

Разделом V Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов утв. Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497, определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно разделу VII Федеральной программы, территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

В абзаце 5 раздела I (Общие положения) Федеральной программы содержится предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой.

Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, лицам с заболеванием «диабет» предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств, этилового спирта, инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.

В соответствии с Федеральным законом №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

В силу положений части 2 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ, порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа, утвержденным приказом Минздрава России от 01.10.2020 N 1053н, в числе медицинских услуг для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением (разд. 2 Стандарта), предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови, в том числе без проведения непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара, а также при проведении непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях и/или применения многопользовательского глюкометра/лабораторного анализатора в условиях стационара или дневного стационара.

Перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз (разд. 3 Стандарта) предусмотрено предоставление инсулинов короткого действия и их аналогов для инъекционного введения.В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, относятся, в частности, иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.

В соответствии с положениям ч.1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.

Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

К полномочиям департамента относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27); координация деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории Костромской области (п. 28).

Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Согласно материалов дела, что Б.Р. обратился к прокурору Островского района по факту не обеспечения его тест-полосками бесплатно, как лица, страдающего заболеванием «сахарный диабет».

Прокурором Островского района проведена проверка в целях установления фактов нарушения законодательства о здравоохранении, в том числе об обеспечении медицинскими изделиями.

Из ответа ОГБУЗ «...» усматривается, что с <дата> Б.Р. состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ ...» с диагнозом: ...», в период с <дата> по <дата> Б.Р. находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ОГБУЗ «....», При выписке рекомендован самоконтроль гликемии не менее 4 раз в сутки (120 тест-полосок в месяц).

Из письма Отделения ФПСС РФ по Костромской области следует, что Б.Р. является инвалидом ...

По информации ОГБУЗ «Островская РБ» следует, что Б.Р. состоит на диспансерном учете, рецепты на льготное получение медицинских изделий (тест-полосок) Б.Р. не выписывались, в аптечный пункт отпуска льготных лекарственных препаратов тест-полоски поступают только для детей до 18 лет и для пациентов по решению суда.

Как следует из счета пациента, медицинскими изделиями, а именно: тест-полосками Б.Р. не обеспечивается своевременно и в полном объеме по медицинским показаниям.

Из счета пациента по состоянию на <дата> следует, что льготный рецепт на тест-полоски от <дата> находится на отсроченном обеспечении.

Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20 декабря 2018 года № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении.

В соответствии с пунктами 1.3.6, 1.5, 2.1 Порядка под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).

Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов.

Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка).

Согласно п. 2.7 Порядка отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяемая ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлечение на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска).

Уполномоченная фармацевтическая организация обеспечивает наличие в аптечной организации (пунктах отпуска) необходимого ассортимента и количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии заявкам медицинской организации и разнарядками департамента.

Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти.

Ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тест-полосками не отвечает требованиям закона.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 г. № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.

К полномочиям Департамента относится защита прав человека в области охраны здоровья (п. 16), организация оказания населению Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области, подведомственных Департаменту (п. 19), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50 % за счет средств областного бюджета, в том числе своевременной обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27).

Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, к числу которых отнесен сахарный диабет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».

Постановлением Администрации Костромской области 30.12.2022 N 680-а утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

В качестве Приложения № 2 к программе утвержден Перечень лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Пунктом 87 данного Перечня предусмотрено предоставление средств диагностики - тест-полосок для определения сахара в крови, системы непрерывного мониторинга глюкозы в крови и расходных материалы к ним (для детей до 18 лет).

Установление Территориальными программами Костромской области гарантий оказания медицинской помощи в меньшем объеме, чем это предусмотрено федеральным законодательством, не может умалять права гражданина на обеспечение его медицинскими изделиями в соответствие с медицинскими показаниями.

Поскольку в рамках рассмотрения дела подтвержден факт нарушения прав истца вследствие необеспечения тест-полосками, согласно медицинским показаниям, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что Б.Р. не обеспечивался в полном объеме вышеуказанными лекарствами, медицинскими изделиями, он вынужден приобретать их самостоятельно за счет личных средств, поскольку ежедневный самоконтроль гликемии, является для Б.Р. необходимым.

В результате Б.Р. понес расходы на приобретение тест-полосок ... в размере 585 рублей 90 коп в (товарный чек от <дата> прилагается).

В силу положений ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В соответствии с п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Поскольку материалами дела подтверждено несение истцом расходов на самостоятельное приобретение медицинских изделий, исковые требования о взыскании данных убытков подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что не обеспечение Б.Р. медицинскими изделиями имело место по вине ... больницы в связи с невыдачей льготного рецепта, судом во внимание не принимаются как необоснованные и расцениваются судом как способ защиты, при этом вины лечащего врача в отсутствии надлежащего обеспечения лекарственными препаратами суд не усматривает.

Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства факт того, что Б.Р. в необходимом объеме не обеспечивался средствами диагностики, нес расходы на приобретение медицинских изделий, которыми на Департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность организовать обеспечение, нашел свое подтверждение, что свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Островского района в интересах Б.Р. удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Б.Р. <дата> года рождения тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови в необходимом объеме по медицинским показаниям.

Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Б.Р. <дата> года рождения, понесенные на приобретение тест-полосок ... в размере 585,90 руб..

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья

решение суда в окончательной форме изготовлено 13.10.2023 года

2-3461/2023 ~ М-2460/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Островского района Костромской области
Бегунов Руслан Валерьевич
Ответчики
Департамент здравоохранения КО
Другие
Управление Росздравнадзора по Костромской области
ОГБУЗ "Островская районная больница"
Департамент финансов Костромской области
ГУП "Костромская областная аптечная база"
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Комиссарова Елена Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.08.2023Предварительное судебное заседание
03.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.10.2023Предварительное судебное заседание
02.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.10.2023Предварительное судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
13.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее