Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1702/2023 ~ М-1075/2023 от 04.07.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                             18 октября 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,

с участием представителя административного истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1702/2023 по административному исковому заявлению ФИО6 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости

- земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 372 401 376 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 19 772 204 рубля,

- земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 35 353 819 рублей,

- земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 17 291 820 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, кадастровая стоимость которых утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2022 № 2181 по состоянию на 01.01.2022 в размере 566 154 920, 70 рублей, в размере 28 522 237, 34 рублей, в размере 53 345 780, 48 рублей, в размере 24 208 660 рублей соответственно. Установленная кадастровая стоимость указанных объектов значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке ООО «Логика». Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земель, несоответствием рыночной стоимости объектов нарушаются прав и затрагиваются интересы административного истца как плательщика земельного налога.

В судебном заседании представитель административного истца Сафина В.М., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, администрация г.о. Самары, министерство имущественных отношений Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», а также заинтересованные лица ППК Роскадастр в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области извещены о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.

В письменном отзыве на иск с учетом дополнительных пояснений ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость земельных участков, определенная в отчете об оценке и в заключении эксперта, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимого имущества.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения явившегося представителя административного истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административный истец является правообладателем объектов недвижимого имущества

- земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 621 347 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под производственным корпусом,

- земельного участка с кадастровым номером №, местоположение по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 16 498 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под производственными корпусами,

- земельного участка с кадастровым номером №, местоположение по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 34189 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под производственными корпусами,

- земельного участка с кадастровым номером №, местоположение по почтовому адресу ориентира: <адрес>у, площадью 14000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для производственных зданий.

Актом определения кадастровой стоимости ГБУ Самарской области «Центр кадастровой     оценки» № АОКС-63/2023/0000475 от 21.03.2023 определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 566 154 920, 70 рублей, о чем в ЕГРН сведения внесены 27.03.2023.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2022 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2022 утверждена кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № в размере 28 522 237, 34 рублей, в размере 53 345 780, 48 рублей, в размере 24 208 660 рублей соответственно, о чем сведения внесены в ЕГРН в январе 2023 года.

Административный истец, будучи собственником указанных объектов, является плательщиком земельного налога. Установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 03.07.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 0072-01/23 (2) от 06.06.2023 оценщика Ильиной О.А. независимой оценочной компании ООО «Логика» об определении итоговой величины рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 земельных участков

с кадастровым номером № в размере 17 291 820 рублей,

с кадастровым номером № в размере 35 353 819 рублей,

с кадастровым номером № в размере 19 772 204 рублей,

с кадастровым номером № в размере 372 401 376 рублей.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследовав отчет об оценке объекта недвижимости, по инициативе заинтересованного лица ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» и в связи с возникшими сомнениями судом первой инстанции с целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № назначена судебная экспертиза определением суда от 27.07.2023, производство которой поручено ООО «СНЭК». При этом, замечаний, сомнений в выводах оценщика Ильиной О.А. экспертного учреждения ООО «Логика» о рыночной стоимости объектов с кадастровыми номерами №, №, № у участников дела и суда не возникло.

Заключением эксперта от 20.09.2023 эксперта Самойловой Е.А. ООО «СНЭК» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2022 определена в размере 375 293 588 рублей.

Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы от участников процесса не поступило, представитель административного истца в судебном заседании не возражал в принятии заключения эксперта для определения рыночной стоимости объекта с кадастровым номером №.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы о рыночной стоимости объектов с кадастровыми номерами №, №, № на дату определения кадастровой стоимости не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости каждого объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что при оценке объекта недвижимого имущества эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта основывается на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответы на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности.

Суд полагает, что заключение эксперта о рыночной стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № является полным и аргументированным, отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, будучи предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заинтересованность в исходе дела не установлена.

При таких обстоятельствах, суд принимает в качестве допустимых доказательств рыночной стоимости рассматриваемых земельных участков с кадастровым номером № заключение эксперта ООО «СНЭК», с кадастровыми номерами №, №, № отчет об оценке № 0072-01/23 (2) от 06.06.2023 ООО «Логика»

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение их в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого земельного участка равной их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта и в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 03.07.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░18 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2022, ░ ░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ 375 293 588 ░░░░░░,

░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ 19 772 204 ░░░░░,

░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ 35 353 819 ░░░░░░,

░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ 17 291 820 ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ 03.07.2023.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.10.2023.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-1702/2023 ~ М-1075/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ПАО "ОДК-Кузнецов"
Ответчики
Администрация городского округа Самара
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
ГБУ СО "ЦКО"
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
04.07.2023Регистрация административного искового заявления
04.07.2023Передача материалов судье
06.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2023Судебное заседание
04.10.2023Производство по делу возобновлено
18.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.12.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.12.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
29.12.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.12.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.01.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее