копия Дело №
№
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 апреля 2023 г.
Судья Приволжского районного суда <адрес> Курбанова Р.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего в городе Казани, по <адрес>,
у с т а н о в и л :
В Приволжский районный суд <адрес> поступили материалы с протоколом по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.1 КоАП РФ в отношении ФИО1
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 14.04.2023г. в 13 часов 45 минут находясь в ГАУЗ ЦГКБ № по адресу <адрес> выражался нецензурной бранью, вел себя агрессивно, размахивал руками, громко кричал, на замечания не реагировал, тем самым нарушил общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу.
В судебном заседании ФИО1 свою виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ не признал, пояснив о том, что общественного порядка не нарушал, что подтверждается представленной им видеозаписью.
Выслушав пояснения лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, заслушав пояснения свидетелей ФИО3 и ФИО4, исследовав письменные материалы административного расследования, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном этим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений, регламентированных частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо может быть привлечено к административной ответственности только на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из этого следует, что лицо может быть привлечено к административной ответственности в том случае, если совершенные им деяния содержат все признаки состава конкретного административного правонарушения.
При отсутствии в указанных в протоколе об административном правонарушении деяниях, всех признаков состава конкретного административного правонарушения, производство по делу, исходя из требований пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит прекращению.
Из диспозиции части 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административно-противоправным и наказуемым признается мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является обязательная совокупность двух признаков - основного (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного из трех факультативных - названное нарушение должно сопровождаться либо нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 года N 45, явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним.
Наличие в действиях привлекаемого к административной ответственности лица только основного признака объективной стороны либо одного из факультативных (агрессивное поведение в общественном месте, равно как и нецензурная брань в общественном месте) состава мелкого хулиганства не образуют.
Из объяснений допрошенных судом в качестве свидетелей ФИО3 и ФИО4 следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 45 минут находясь в приемной главного врача ГАУЗ ЦГКБ № по адресу <адрес> выражался нецензурной бранью, вел себя агрессивно, размахивал руками, громко кричал, на замечания не реагировал, в связи с чем и были вызваны сотрудники полиции.
Вместе с тем, кроме выражения нецензурной бранью, размахивание руками и агрессивное поведение, иные альтернативные признаки, из числа предусмотренных частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ, сопровождающие нарушение общественного порядка, ФИО1 не вменялись.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в нем, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения. Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Таким образом, признание ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.21 КоАП РФ, возможно в случае выявления реальной общественной опасности его действий, что связано с необходимостью установления в них всех признаков объективной стороны вменяемого привлекаемому к ответственности лицу административного правонарушения, выяснения того, имело ли место оскорбительное приставание к гражданам, было ли нарушение общественного порядка, вызванное приставанием к гражданам, таковым, что оно действительно выражало явное неуважение к обществу.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Административным органом, при составлении протокола в отношении ФИО1, в нарушение приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выяснены все обстоятельства дела, позволяющие сделать вывод о наличии в действиях ФИО1 состава мелкого хулиганства.
Как указывалось, мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, так как именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Важным элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей.
Как следует из пояснений допрошенных свидетелей Шафеевой и Гайсин, они указывают о том, что ФИО1 заходил в приемную главного врача ГАУЗ ЦГКБ № и вел себя агрессивно, однако не конкретизируют какие именно действия ФИО1 были восприняты ими как агрессия и явное неуважение к обществу.
К тому же, в чем выразилось агрессивное поведение ФИО1, по материалам не установлено.
Те события, которые зафиксированы в показаниях свидетелей, подтверждают наличие конфликтной ситуации, которые не могут быть квалифицированы в соответствии с частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ как мелкое хулиганство.
Содержание рапорта сотрудника полиции, который давал юридическую оценку действиям ФИО1, соответствует объяснениям свидетелей ФИО3 и ФИО4, однако ни в письменных объяснениях указанных свидетелей, ни в указанном рапорте не содержится сведений о том, в чем выразилось агрессивное поведение ФИО1 и на чьи замечания он не реагировал.
При этом, выражение лицом нецензурной бранью само по себе не образует состав мелкого хулиганства.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что материалами дела об административном правонарушении объективно не подтверждается факт совершения ФИО1 действий, которые бы демонстрировали проявление им неуважения к обществу, при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении, что исключает наличие в его действиях состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по части 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г. Казани в течение 10 дней.
Судья (подпись) Курбанова Р.Б.
Копия верна: Судья: Курбанова Р.Б.