Дело № 5-973-2022
УИД 18 RS0011-01-2022-003957-95
Постановление
12 декабря 2022 года г.Глазов
Судья Глазовского районного суда Удмуртской Республики Рубанова Н.В., с участием помощника Глазовского межрайонного прокурора Сунцова Д.Н., представителя Русских Т.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении Администрации МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики», зарегистрированной и расположенной по адресу: Удмуртская Республика, г.Глазов, <адрес>, ИНН №, ОГРН №, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Глазовский районный суд УР поступило постановление Глазовского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ в отношении Администрации МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики».
Согласно постановлению, по результатам проверки в деятельности Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» выявлены нарушения действующего законодательства в части санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики» направлено представление № об устранении нарушений законодательства о водоснабжении, которое получено ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ответ от Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» в установленный законом срок не представлен, письменные документы, подтверждающие факт устранения нарушений федерального законодательства в Глазовскую межрайонную прокуратуру в месячный срок со дня вручения представления не направлялись. Данное обстоятельство послужило поводом для вынесения настоящего постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Помощник Глазовского межрайонного прокурора Сунцов Д.Н. в судебном заседании доводы, изложенные в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, поддержал, считал необходимым привлечь Администрацию МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики» к административной ответственности.
Представитель Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» Русских Т.С. суду пояснила, что нарушения устранены. Правонарушение совершено впервые. Просила вынести предупреждение.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и организациями.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Федеральный закон о прокуратуре РФ) установлено, что предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу части 1 ст.22 Федерального закона о прокуратуре РФ прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от организаций документов, материалов и иных сведений, необходимых для осуществления надзора.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона о прокуратуре РФ требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно положений ч.1 ст.24 Федерального закона о прокуратуре РФ в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела, Глазовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Администрации МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики» в части отсутствия холодного водоснабжения в <адрес>, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Аквафонд» зарегистрированы сообщения жителей <адрес> Удмуртской Республики. Вопрос о необходимости подвоза питьевой (технической) воды населению Администрацией МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики» своевременно не решен.
Кроме того, согласно информации ТО «Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г.Глазове, в адрес территориального отдела сообщений от ООО «Аквафонд» Администрации МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики» о возникновении аварийной ситуации на сетях водоснабжения в <адрес> УР не поступало.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В указанных целях органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Таким образом, Администрацией МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики»" нарушены нормы действующего законодательства о водоснабжении.
По результатам проверки межрайонным прокурором в адрес Администрации МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики»" внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства о водоснабжении, с требованием о принятии конкретных мер, указано требование об уведомлении Глазовской межрайонной прокуратуры о времени и месте рассмотрения представления с целью обеспечения участия прокурора в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 7 ФЗ "О прокуратуре РФ". Данное представление было вручено Администрации ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на последний возможный день для рассмотрения представления, уведомление о дате, времени и месте его рассмотрения в прокуратуру не поступили. Требования прокуратуры Администрацией МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики» проигнорированы.
Факт не рассмотрения представления прокурора Администрации МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики», а также не уведомления прокурора о дате рассмотрения представления, соответственно, наличие в действиях Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены достаточной совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают и Администрацией МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики» не оспариваются.
Факт совершения Администрацией МО «Муниципальный округ Глазовский район Удмуртской Республики» административного правонарушения и виновность подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: представлением Глазовского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ; справкой Глазовского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями Русских Т.С.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вина юридического лица Администрации МО «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики» ИНН №, ОГРН № в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, доказана совокупностью вышеприведенных доказательств.
Исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
При назначении вида и размера административного наказания суд принимает во внимание характер совершенного правонарушения, личность виновного лица, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд признает признание вины, раскаяние в содеянном, совершение административного правонарушения впервые, принятие мер к устранению причин административного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренную ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
В материалах дела доказательства того, что администрация муниципального образования "Муниципальный округ «Глазовский район» ранее привлекалась к административной ответственности, доказательства причинения вреда или наличия реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не имеются.
Также отсутствуют доказательства причинения нарушением администрацией реального имущественного ущерба и доказательства предъявления иска о возмещении такого вреда.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Статей 4.1.1. КоАП РФ предусмотрено: некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5.2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.
Согласно частям 2 и 3 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 1563-О).
Как выше было указано, администрацией муниципального образования "Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики» впервые совершено административное правонарушение, вину в совершении административного правонарушения признала, приняты меры к устранению причин административного правонарушения.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, судья приходит к выводу о назначении администрации муниципального образования "Муниципальный округ «Глазовский район» административного наказания с учетом ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения, поскольку администрацией впервые совершено административное правонарушение, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб в результате совершения данного правонарушения. Кроме того, ст. 17.7 КоАП РФ не подпадает под перечень статей, перечисленных в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, при совершении которых замена штрафа на предупреждение не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
признать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ «Глазовский район Удмуртской Республики» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, назначить административное наказание с применением положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Глазовский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Рубанова