Дело № 2-115/2024
УИД: 41RS0008-01-2024-000212-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Большерецк Камчатского края 04 июня 2024 года
Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Кротовой Е.С., при секретаре Титовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Большерецкая средняя общеобразовательная школа №5», Администрации Усть-Большерецкого муниципального района о возложении обязанности приобрести средства индивидуальной защиты для работников учреждения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Большерецкого района Камчатского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Большерецкая средняя общеобразовательная школа №5» (далее – МБОУ «Большерецкая СОШ №5»), Администрации Усть-Большерецкого муниципального района, в обоснование которого указывает, что прокуратурой Усть-Большерецкого района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны труда и образования в МБОУ «Большерецкая СОШ №5». В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Большерецкая СОШ №5» на должность повара принято два работника, на должность уборщика служебных помещений принято 7 работников; на должность заведующего хозяйством принят один работник, на должность библиотекаря принят один работник. Вопреки требованиям трудового законодательства и Приказа Минтруда России от 09.12.2014 N 997н указанные работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты, а именно: повар – костюмом (халатом) для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, нарукавниками из полимерных материалов; уборщики служебных помещений - костюмами (халатами) для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием, перчатками из полимерных материалов; заведующий хозяйством - халатом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием; библиотекарь – костюмом (халатом) для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. На основании изложенного, истец просит обязать МБОУ «Большерецкая СОШ №5» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести соответствующие средства индивидуальной защиты для указанной категории работников.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Клетенкова О.В. настаивала на исковых требованиях, с учетом уточнения требований, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Большерецкая СОШ №5» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Представитель ответчика Администрации Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил в суд письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого против удовлетворения исковых требований не возражает, однако, просит установить срок для приобретения средств индивидуальной защиты до 31 декабря 2024 года, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В силу ст. 167 ГПК РФ препятствий для рассмотрения дела при данной явке не имеется.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствие с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно абз. 4 ст. 21 ТК РФ работник помимо других прав имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
В соответствии с абз. 1, 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу ч. 1 ст. 209 ТК РФ охраной труда является система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
Под условиями труда в ч. 2 ст. 209 ТК РФ понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (ч. 3 ст. 209 ТК РФ).
В соответствии со ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Согласно ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (часть 1). Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (часть 2).
Статьей 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (абз. 10 ч. 2), обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (абз. 7 ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
На основании ст. 220 ТК РФ условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно п. 122 указанных Типовых норм повар должен иметь: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт.); фартук из полимерных материалов с нагрудником (2 шт.); нарукавники из полимерных материалов (до износа).
Согласно п. 171 указанных Типовых норм уборщик служебных помещений должен иметь: костюм (халат) для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1шт.), перчатки с полимерным покрытием (6 пар), перчатки резиновые или из полимерных материалов (12 пар).
Согласно п. 32 указанных Типовых норм заведующий хозяйством должен иметь: костюм (халат) для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт.); перчатки с полимерным покрытием (6 пар).
Согласно п. 30 указанных Типовых норм библиотекарь должен иметь: костюм (халат) для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт.).
Из материалов дела следует, что штатная численность работников по должностям в МБОУ «Большерецкая СОШ №5» составляет: повар – 2 человека; уборщик служебных помещений – 7 человек; заведующий хозяйством - 1 человек; библиотекарь – 1 человек. Никому из указанных сотрудников средства индивидуальной защиты в 2023 – 2024 гг. не выдавались в связи с отсутствием финансирования (л.д. 10).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено неисполнение МБОУ «Большерецкая СОШ №5» законодательно закрепленной обязанности по обеспечению средств индивидуальной защиты работников общеобразовательного учреждения.
В связи с вышеизложенным, суд соглашается с мнением прокурора о том, что выявленные нарушения трудового законодательства в области охраны труда в условиях производства создают угрозу повышенного производственного травматизма, что непосредственно затрагивает права и законные интересы работников, а также может негативно отразиться на гигиенических условиях учащихся школы. Само по себе отсутствие денежных средств, основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение образовательной организацией требований по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты с ее финансовыми возможностями. Факт отсутствия финансирования мероприятий не может служить основанием для несоблюдения требований указанных выше нормативных правовых актов.
Согласно п. 27 постановления Пленума ВС РФ N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Кроме того, следует учитывать, что общеобразовательная школа является муниципальным бюджетным учреждением, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Правовой статус указанного учреждения предусмотрен положениями ст. 123.22 ГК РФ, в рамках которых установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
В силу ч. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Собственником имущества ответчика в лице МБОУ «Большерецкая СОШ №5» является Усть-Большерецкий муниципальный район Камчатского края в лице администрации района, в связи с чем, на указанный орган местного самоуправления следует возложить субсидиарную ответственность за исполнение решения суда в случае недостаточности денежных средств для приобретения средств индивидуальной защиты для работников МБОУ «Большерецкая СОШ №5».
С учетом изложенного, суд полагает возможным ходатайство ответчика Администрации Усть-Большерецкого муниципального района удовлетворить, установив срок для приобретения средств индивидуальной защиты для работников учреждения – до 31 декабря 2024 года.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большерецкая средняя общеобразовательная школа №5» обязанность в срок до 31 декабря 2024 года приобрести средства индивидуальной защиты: для повара - костюм (халат) для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (2 штуки), фартук из полимерных материалов с нагрудником (4 штуки), нарукавники из полимерных материалов (2 пары); для уборщиков служебных помещений - костюмы (халаты) для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (7 штук), перчатки с полимерным покрытием (42 пары), перчатки резиновые или из полимерных материалов (84 пар); для заведующего хозяйством - халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 штука), перчатки с полимерным покрытием (6 пар); для библиотекаря – костюм (халат) для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 штука).
На Администрацию Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края возложить обязанность при недостаточности денежных средств для приобретения средств индивидуальной защиты для работников муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большерецкая средняя общеобразовательная школа №5» осуществить для этого финансовое обеспечение.
Решение суда может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края.
Судья Е.С. Кротова