А79-545/2008 #
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-545/2008
12 марта 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2008 года. Полный текст решения изготовлен 12 марта 2008 года.
Арбитражный суд в составе: судьи Андреевой С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики,
г. Алатырь Алатырского района Чувашской Республики,
к индивидуальному предпринимателю Максимовой Наталье Александровне,
г. Алатырь Алатырского района Чувашской Республики,
о взыскании 796 рублей 80 копеек,
без участия сторон,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики (далее Управление Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Максимовой Наталье Александровне (далее предприниматель) о взыскании 796 рублей 80 копеек штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Заявление мотивировано тем, что в ходе проведения проверки установлено непредставление предпринимателем сведений за 2004-2006 годы, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Сумма страховых взносов, подлежащих уплате за 2002 год, составила 1800 рублей, за 2003 год 1800 рублей, за 2004 год 1800 рублей, за 2005 год 1368 рублей, за 2006 год 1200 рублей. По результатам проверки составлен акт, вынесено решение и направлено предпринимателю требование, которым предложено уплатить штраф в размере 796 рублей 80 копеек. Штраф предпринимателем добровольно не уплачен, в связи с чем Управление обратилось в суд за его взысканием.
Стороны в заседание суда не явились. Заявитель письмом от 11.02.08 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Учитывая, что стороны были извещены о времени и месте заседания суда, дело в соответствии со статьями 123, 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Максимова Наталья Александровна, 15.03.1959 года рождения, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 21.03.2000 администрацией г. Алатыря Чувашской Республики, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике 23.12.04 внесена соответствующая запись.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики проведена проверка своевременности представления предпринимателем сведений за 2002-2006 годы, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, в ходе которой установлено, что предприниматель указанные сведения соответственно в срок не позднее 01.03.03, 01.03.04, 01.03.05, 01.03.06, 01.03.07 в орган Пенсионного фонда не представил. Фактически сведения представлены предпринимателем в ходе проверки - 20.08.07.
Результаты проверки оформлены актом от 20.08.07 № 205. На основании данного акта вынесено решение от 17.09.07 № 115 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в виде штрафа на общую сумму 796 рублей 80 копеек.
Требованием от 17.09.07 № 115 индивидуальному предпринимателю предложено добровольно уплатить штраф в общей сумме 796 рублей 80 копеек в срок до 03.10.07. В связи с неуплатой предпринимателем суммы штрафа в добровольном порядке, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики обратилось в суд с данным заявлением.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.
В силу статьи 1 Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пунктом 5 статьи 11 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно статье 19 Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318, установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно, до 1 марта, в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.
Из вышеуказанного следует, что индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять в территориальный орган сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, ежегодно до 1 марта. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 2 Инструкции).
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что индивидуальный предприниматель Максимова Н.А., самостоятельно уплачивающая страховые взносы, своевременно не представила в орган Пенсионного фонда Российской Федерации относительно себя сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2002-2006 годы.
Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установлена статьей 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Так, согласно части 3 статьи 17 Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, размер взыскиваемого штрафа напрямую зависит от размера подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем страховых взносов в виде фиксированного платежа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.01
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Пункт 3 данной статьи устанавливает, что минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
По буквальному смыслу данных нормативных положений, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.
Вместе с тем в определении от 12.04.05 № 164-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», закрепляющий виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).
В силу статей 22 и 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин - 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Поскольку индивидуальный предприниматель Максимова Н.А. родилась 15.03.1959, на неё в силу вышеназванного положения не может быть возложена обязанность уплачивать в 2005-2006 годах страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Отсутствие обязанности по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, соответственно, не предполагает начисление штрафа на указанную часть.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.
Согласно статье 79 названного Федерального конституционного закона определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.05 № 164-О вступило в силу немедленно после его провозглашения, следовательно, с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами данной категории споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда Российской Федерации произвел начисление страховых взносов.
Таким образом, требование о взыскании штрафа за 2005 год в сумме 16 рублей 80 копеек, начисленного на накопительную часть трудовой пенсии, подлежит отказу.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 16 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Законом, в том числе по их учетным данным.
В силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов включены в число участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, названные правоотношения должны регулироваться положениями главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение», определяющими, в том числе, срок давности привлечения к ответственности.
В соответствии со статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.04 № 9-П течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержаться ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта - с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки своевременности представления индивидуальных сведений органом Пенсионного фонда составлен акт проверки от 20.08.07 № 205, которым установлен факт несвоевременности представления предпринимателем сведений за 2002-2006 годы. Решением от 17.09.07 № 115 предприниматель привлечен к ответственности предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Учитывая положения статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации срок давности привлечения к ответственности за несвоевременное представление сведений за 2002, 2003 года начинает исчисляться соответственно с 01.03.03, 01.03.04 и истекает 01.03.06, 01.03.07, тем самым на момент составления акта проверки - 20.08.07, срок давности истек.
Следовательно, привлечение предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 360 рублей за несвоевременное представление сведений за 2002, 2003 года необходимых для целей персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования является не правомерным.
Требования в части взыскания штрафа за несвоевременное представление сведений за 2004-2006 года в сумме 420 рублей подлежит удовлетворению, как подтвержденные материалами дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на предпринимателя Максимову Н.А. пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Максимовой Натальи Александровны, 15.03.1959 года рождения, уроженки г. Алатырь Чувашской Республики, проживающей в г. Алатырь, ул. Московская, д. 123, кв. 128, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя администрацией г. Алатырь Чувашской Республики 21.03.2000, в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики штраф за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2004-2006 годы в сумме 420 рублей, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 263 рублей 55 копеек.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Уплату государственной пошлины Максимовой Н.А. произвести в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины представить в суд. При непредставлении документов, выдать исполнительный лист.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
СудьяС.В. Андреева