Решение по делу № А79-545/2008 от 12.03.2008

А79-545/2008 #

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-545/2008

12 марта 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2008 года. Полный текст решения изготовлен 12 марта 2008 года.

Арбитражный суд в составе: судьи Андреевой  С.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики,
г. Алатырь Алатырского района Чувашской Республики,

к индивидуальному предпринимателю Максимовой Наталье Александровне,
г. Алатырь Алатырского района Чувашской Республики,

о взыскании 796 рублей 80 копеек,

без участия сторон,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики  (далее – Управление Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Максимовой Наталье Александровне (далее – предприниматель) о взыскании 796  рублей 80 копеек  штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.  

Заявление мотивировано тем, что в ходе проведения проверки установлено непредставление предпринимателем сведений за 2004-2006 годы, предусмотренных статьей  11 Федерального закона от 01.04.1996  № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон от 01.04.1996  № 27-ФЗ).  Сумма страховых взносов, подлежащих уплате за 2002 год, составила 1800 рублей, за 2003 год – 1800 рублей, за 2004 год – 1800 рублей, за 2005 год – 1368 рублей, за 2006 год – 1200 рублей.  По результатам проверки составлен акт, вынесено решение и направлено предпринимателю  требование, которым предложено уплатить штраф в размере 796 рублей 80 копеек. Штраф предпринимателем добровольно не уплачен, в связи с чем Управление обратилось в суд за его взысканием.

Стороны в заседание суда не явились. Заявитель письмом от 11.02.08 заявленные требования поддержал  в полном объеме, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Учитывая, что стороны были извещены о времени и месте заседания суда, дело в соответствии со статьями 123, 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Максимова Наталья Александровна, 15.03.1959 года рождения,  зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 21.03.2000 администрацией г. Алатыря Чувашской Республики, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике 23.12.04 внесена соответствующая запись.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики проведена проверка своевременности представления предпринимателем сведений за 2002-2006 годы, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, в ходе которой установлено, что предприниматель указанные сведения соответственно в срок не позднее 01.03.03, 01.03.04, 01.03.05, 01.03.06, 01.03.07 в орган Пенсионного фонда не представил. Фактически сведения представлены предпринимателем в ходе проверки - 20.08.07.  

Результаты проверки оформлены актом от 20.08.07 № 205. На основании данного акта вынесено решение от 17.09.07 № 115 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в виде штрафа на общую сумму  796 рублей 80 копеек.

Требованием  от 17.09.07 № 115 индивидуальному предпринимателю предложено добровольно уплатить штраф в общей сумме  796 рублей 80 копеек  в срок до 03.10.07. В связи с неуплатой предпринимателем суммы штрафа в добровольном порядке, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики обратилось в суд с данным заявлением.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.

В силу статьи 1 Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ  физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Пунктом 5 статьи 11 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ  предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно статье 19 Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ  инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.

В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318, установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно, до 1 марта, в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.

Из вышеуказанного следует, что индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять в территориальный орган сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, ежегодно до 1 марта. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 2 Инструкции).

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что индивидуальный предприниматель Максимова Н.А., самостоятельно уплачивающая страховые взносы, своевременно не представила в орган Пенсионного фонда Российской Федерации относительно себя сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2002-2006 годы.

Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установлена статьей 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Так, согласно части 3 статьи 17 Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, размер взыскиваемого штрафа напрямую зависит от размера подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем страховых взносов в виде фиксированного платежа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.01
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Пункт 3 данной статьи устанавливает, что минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. – на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

По буквальному смыслу данных нормативных положений, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.

Вместе с тем в определении от 12.04.05 № 164-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и места в системе действующего пенсионного законодательства.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», закрепляющий виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.

Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).

В силу статей 22 и 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин - 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.

Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.

Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.

Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Поскольку индивидуальный предприниматель Максимова Н.А. родилась 15.03.1959, на неё в силу вышеназванного положения не может быть возложена обязанность уплачивать в 2005-2006 годах страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Отсутствие обязанности по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, соответственно, не предполагает начисление штрафа на указанную часть.

Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

Согласно статье 79 названного Федерального конституционного закона определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.05 № 164-О вступило в силу немедленно после его провозглашения, следовательно, с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами данной категории споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда Российской Федерации произвел начисление страховых взносов.

Таким образом, требование о взыскании штрафа за 2005 год в сумме 16 рублей 80 копеек, начисленного на накопительную часть трудовой пенсии, подлежит отказу.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 16 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Законом, в том числе по их учетным данным.

В силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов включены в число участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, названные правоотношения должны регулироваться положениями главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение», определяющими, в том числе, срок давности привлечения к ответственности.

В соответствии со статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.04 № 9-П течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержаться ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта - с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Из материалов дела следует, что по результатам проверки своевременности  представления  индивидуальных сведений органом Пенсионного фонда составлен акт проверки от 20.08.07 № 205, которым  установлен факт несвоевременности представления  предпринимателем сведений за 2002-2006 годы. Решением от 17.09.07 № 115 предприниматель привлечен к ответственности предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Учитывая положения статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации срок  давности привлечения к ответственности за несвоевременное представление сведений за 2002, 2003 года начинает исчисляться соответственно с  01.03.03, 01.03.04   и истекает  01.03.06,   01.03.07, тем самым на момент составления акта проверки - 20.08.07,  срок давности  истек.

Следовательно, привлечение предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ  в виде штрафа в сумме 360 рублей за несвоевременное представление сведений за 2002, 2003 года необходимых для целей персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования является не правомерным.

Требования в части взыскания штрафа за несвоевременное представление сведений за 2004-2006  года в сумме 420 рублей подлежит удовлетворению, как подтвержденные материалами дела.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на предпринимателя Максимову Н.А. пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Максимовой Натальи Александровны, 15.03.1959 года рождения, уроженки г. Алатырь Чувашской Республики, проживающей в г. Алатырь, ул. Московская, д. 123, кв. 128, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя администрацией г. Алатырь Чувашской Республики 21.03.2000,  в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики штраф за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2004-2006 годы в сумме 420 рублей, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 263 рублей 55 копеек.  

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Уплату государственной пошлины Максимовой Н.А. произвести в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины представить в суд. При непредставлении документов, выдать исполнительный лист.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

СудьяС.В. Андреева

А79-545/2008

Категория:
Другие
Статус:
Взыскать обязательные платежи и санкции (ст.216 АПК РФ)
Ответчики
Максимова Наталья Александровна
Суд
АС Чувашской Республики
Судья
Андреева С. В.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее