Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-512/2020 (3а-2862/2019;) ~ М-2496/2019 от 27.12.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 января 2020 года                             г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-512/2020 по административному исковому заявлению Бондаренко С.Ю. об установлении кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка в размере рыночной стоимости,

с участием представителя Бондаренко С.Ю. по доверенности Иневаткиной Т.Н.,

У С Т А Н О В И Л :

    

Бондаренко С.Ю. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость:

- нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1182,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 1829 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации магазина, расположенного по адресу ориентира: <адрес>.

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером установлена по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 30 932 726 рублей 50 копеек, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2013 года в размере 3 698 238 рублей.

Административный истец не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью объектов недвижимости, считает ее завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика земельного налога и налога на имущество.

Согласно отчетам об оценке от 05 декабря 2019 года и от 04 декабря 2019 года, подготовленным независимым оценщиком ФИО1, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 06 июня 2011 года составила 16 540 215 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2013 года в размере 2 031 624 рубля.

При таких обстоятельствах, Бондаренко С.Ю. полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в судебном порядке.

На основании изложенного административный истец просит установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером равной рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 16 540 215 рублей, земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2013 года в размере 2 031 624 рубля.

В судебном заседании представитель административного истца Иневаткина Т.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области заинтересованные лица: Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация городского округа Тольятти в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело без их участия.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск Бондаренко С.Ю. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что Бонадренко С.Ю. на праве собственности принадлежат:

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 1182,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 1829 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации магазина, расположенный по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 30 932 726 рублей 50 копеек.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» по состоянию на 01 января 2013 года в размере 3 698 238 рублей.

Бондаренко С.Ю., будучи собственником спорных объектов недвижимости, является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. Налоговой базой для исчисления данных налогов является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Таким образом, административный истец, являясь собственником указанных выше объектов недвижимости, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости спорных объектов в размере их действительной рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Не согласившись с кадастровой стоимостью объектов недвижимости, Бондаренко С.Ю. 27 декабря 2019 года с пропуском срока обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик нежилого здания с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером , повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.

Ввиду этого обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года и на 01 января 2013 года, то есть на даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование своих требований представлены отчеты об оценке от 05 декабря 2019 года и от 04 декабря 2019 года, подготовленные независимым оценщиком ФИО1

Из отчета об оценке от от 05 декабря 2019 года усматривается, что объектом оценки являлся нежилое здание с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 06 июня 2011 года составляет 16 540 215 рублей.

Из отчета об оценке от 04 декабря 2019 года, итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2013 года составляет 2 031 624 рубля.

Исследовав отчеты об оценке, подготовленные оценщиком, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также – отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика в отношении нежилого здания с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке, подготовленные оценщиком Трушиной Л.И., не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

С учетом изложенного, суд полагает возможным принять отчеты об оценке от 05 декабря 2019 года и № 137/19 от 04 декабря 2019 года, подготовленные независимым оценщиком ФИО1, в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов настоящего административного дела следует, что датой обращения Бондаренко С.Ю. в суд является 27 декабря 2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

    Требования Бондаренко С.Ю. удовлетворить.

    Восстановить Бондаренко С.Ю. пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1182,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 06 июня 2011 года в размере 16 540 215 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1829 кв. м., расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 2 031 624 рубля.

    Датой обращения Бондаренко С.Ю. в суд считать 27 декабря 2019 года.

    Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2020 года.

3а-512/2020 (3а-2862/2019;) ~ М-2496/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бондаренко С.Ю.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация городского округа Тольятти Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.12.2019Регистрация административного искового заявления
30.12.2019Передача материалов судье
30.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2020Судебное заседание
03.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее