Гражданское дело №
УИД: 68RS0№-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 25 января 2024 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Грязневой Е.В.,
при секретарях ФИО2, ФИО3, ФИО4,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика Министерства социальной защиты и семейной политики <адрес> ФИО7, (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, паспорт <данные изъяты>, к Министерству социальной защиты и семейной политики <адрес> о восстановлении срока для включения в список, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты и семейной политики <адрес> о восстановлении срока для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включении его в данный список и предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указав в обоснование, что ФИО1 относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца – ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Отец ФИО1, с которым мать истца расторгла брак 23.07.1991г., находился в местах лишения свободы на основании приговора Никифоровского районного суда <адрес> от 07.03.1995г., приговора Октябрьского районного суда <адрес> от 14.04.2003г., приговора Никифоровского районного суда <адрес> от 03.07.2009г.
На основании постановления главы администрации Знаменской волости <адрес> от 25.10.1994г. истцу был назначен опекун ФИО6 (бабушка истца).
По достижению совершеннолетия ФИО1 его опекун в виду малограмотности не исполнила обязанности по защите жилищных прав истца.
Весной 2023г. ФИО1 в целях реализации права на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в заявлением в Министерство социальной защиты и семейной политики, поскольку только в это время ему стало известно о том, что он как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на улучшение своих жилищных условий.
04.07.2023г. истцу поступил ответ об отказе во включении его в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, отказ мотивирован возрастом истца, с чем он не согласен.
В настоящее время истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве собственности его деду ФИО8, у ФИО1 не имеется в собственности какого-либо недвижимого имущества, более того по договору социального найма жилого помещения истцу не предоставлялось.
Истец считает, что срок для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был пропущен по уважительной причине, в виду отсутствия возможности разрешения данного спора в досудебном порядке, истец обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты и семейной политики <адрес> по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям указанным в письменных возражениях.
Представители третьих лиц Министерства <адрес>, отдела образования <адрес> в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебное заседание третье лицо ФИО8 не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в ходе судебного разбирательства исковые требования поддерживает в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и доказательства по делу в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются: защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и обязанностей.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.
В соответствии с ч.3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ранее действовавшей редакции) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны были осуществлять контроль за использованием жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений
Согласно ст. 1 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и тетей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) следует, что дети, оставшиеся без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З
«О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты), органом исполнительной власти области однократно в соответствии со списком, сформированным в порядке, установленном статьей 6.1 настоящего Закона, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 29 кв. метров и не более 33 кв. метров. При приобретении или участии в долевом строительстве жилого помещения используется средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждаемой постановлением администрации области.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по их письменному заявлению по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока их пребывания в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, медицинских организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по завершению обучения в профессиональных образовательных организациях, при прекращении попечительства, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.3. ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению по данной категории споров, являются:
- относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет;
- имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения;
- состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей, поскольку мать истца – ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО1, с которым мать истца расторгла брак 23.07.1991г., находился в местах лишения свободы на основании приговора Никифоровского районного суда <адрес> от 07.03.1995г., приговора Октябрьского районного суда <адрес> от 14.04.2003г., приговора Никифоровского районного суда <адрес> от 03.07.2009г.
Постановлением главы администрации Знаменской волости <адрес> от 25.10.1994г. истцу был назначен опекун ФИО6 (бабушка истца).
В настоящее время истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве собственности его деду ФИО8, у ФИО1 не имеется в собственности какого-либо недвижимого имущества, более того по договору социального найма жилого помещения истцу не предоставлялось, что подтверждается материалами дела.
Согласно справке, выданной Администрацией Ярославского сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, домовладения на праве собственности, приватизированного жилья по Ярославскому сельсовету, по книгам похозяйственного учета администрации Ярославского сельсовета не зарегистрировано.
В соответствии с ответом на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ из ППК «Роскадастр»- филиала ППК «Роскадастр» по <адрес> отсутствуют сведения о субъекте права-ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
В соответствии с п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Тот факт, что законный представитель оставшегося без попечения родителей истца- ФИО6, не обращалась в уполномоченные органы с заявлением об обеспечении жилым помещением ФИО1, не может быть поставлен в вину истцу и отразиться на его правах, гарантированных законом.
Истец до настоящего времени не воспользовался государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, в силу стечения определенных жизненных обстоятельств.
Таким образом, возможность реализовать своё право на обеспечение жилым помещением для лиц названной категории определяется, в первую очередь, действиями уполномоченных органов исполнительной власти.
Согласно справке, выданной Тамбовским экономическим техникумом, ФИО1 являлся студентом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно действующему законодательству, предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, в связи, с чем подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в случае признания таких причин уважительными, требования истца о включении в Список лиц, имеющих право на социальную льготу, об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежат удовлетворению.
Судом установлено и со стороны ответчика не опровергнуто, что учетное дело ФИО1 не поступало в министерство до достижения 23 лет, в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, не состоит, на момент обращения с заявлением в Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> по вопросу включения в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, и подачи искового заявления достиг возраста 35 лет.
По результатам рассмотрения обращения Министерством социальной защиты и семейной политики <адрес> было отказано во включении в список, что мотивировано возрастом истца, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что истец относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, до 23 лет и до настоящего времени жильем не обеспечен и не имеет в собственности иного жилого помещения, принимая во внимание обстоятельства того, что назначенный опекун ФИО6 не исполнила должным образом своих обязанностей опекуна по защите прав подопечного, что не должно быть поставлено в вину истцу, учитывая, что до настоящего времени истец не воспользовался государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей в силу стечения определенных жизненных обстоятельств, суд приходит к выводу, что приведенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших ФИО1 своевременно реализовать свое право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленный законом срок.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 о восстановлении срока для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности на Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> включить ФИО1 в вышеуказанный список и предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Восстановить ФИО1 срок для включения в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2024г.
Судья: Е.В. Грязнева