Дело № 5-1196/2020
УИД: 32RS0033-01-2020-002167-37
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 июля 2020 года город Брянск
Судья Фокинского районного суда города Брянска Михалева О.М., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Морозовой Н.А., ее защитника ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Морозовой Н.А., <...>
УСТАНОВИЛ:
13 мая 2020 года в 17 часов 30 минут по <адрес> установлено, что Морозова Н.А. нарушила постановление Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 05 мая 2020 года № 932 о нахождении в режиме самоизоляции в течение 14 дней в период с 30 апреля 2020 года по 13 мая 2020 года по месту регистрации (проживания), находясь 06 мая 2020 года с 08 часов 00 минут до 20 часов 00 минут на рабочем месте <...> по <адрес>
В судебном заседании Морозова Н.А. вину в совершении указанного правонарушения не признала, указав, что виновных действий или бездействий при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении, не совершала. Пояснила, что на основании приказа главного врача ГАУЗ <...> от <дата> № (приложение №), изданного во исполнение Предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области от 05 мая 2020 года № 4340, 06 мая 2020 года находилась (проживала) в лечебном учреждении в отделении дневного стационара по <адрес>. Указала, что постановление Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 05 мая 2020 года № 932 о нахождении в режиме самоизоляции по месту жительства в период с <дата> по <дата> получено ею только <дата>, СМС-оповещение обнаружено и прочитано после составления протокола об административном правонарушении <дата>. За период установленного режима самоизоляции дважды (<дата>, <дата>) проводились исследования на наличие у нее коронавирусной инфекции COVID-19, получены отрицательные результаты, в связи с чем опасности для окружающих не представляла, вредных последствий не наступило.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании позицию Морозовой Н.А. поддержала, указав, что ввиду отсутствия у Морозовой Н.А. <дата> сведений о необходимости самоизоляции по месту жительства, имеющиеся в деле доказательства не подтверждают факта умышленного невыполнения законного предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области, что указывает на отсутствие в ее действиях вины и влечет необходимость прекращения производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава. Пояснила, что о вынесении постановления № от <дата> лицу, привлекаемому к административной ответственности, стало известно только <дата>, что подтверждается отметкой ФГУП «Почта России» на почтовом конверте, вместе с тем в соответствии с приказом главного врача ГАУЗ <...> от <дата> № (приложение №), режим изоляции был обеспечен Морозовой Н.А. по месту ее работы, проведено обследование на наличие РНК коронавирусов 2019-CoV, в результате которых заболевание коронавирусной инфекцией у Морозовой Н.А. не установлено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении и приложенных материалов следует, что Морозова Н.А., в нарушение постановления Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 05 мая 2020 года № 932 о нахождении в режиме самоизоляции в течение 14 дней в период с <дата> по <дата> по месту регистрации (проживания) по <адрес>, 06 мая 2020 года с 08 часов 00 минут до 20 часов 00 минут находилась на рабочем месте <...> по <адрес>.
Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, Морозова Н.А. трудоустроена в ГАУЗ <...> в должности буфетчика.
06 мая 2020 года на основании приказа главного врача ГАУЗ <...> изданного во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 05 мая 2020 года № 13, предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области от 05 мая 2020 года № 4340, Морозова Н.А. проживала в лечебном учреждении в отделении дневного стационара по <адрес> <...>
При этом, <дата>, <дата> проведены исследования биологического материала Морозовой Н.А. на наличие РНК коронавирусов 2019-CoV, в результате которых заболевание коронавирусной инфекцией у Морозовой Н.А. не установлено.
Из диспозиции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административная ответственность по указанной норме наступает за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, если указанные действия (бездействие) совершены в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) либо не выполнены в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В силу разъяснений, изложенных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года), перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных Постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи, привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановление Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 05 мая 2020 года № 932 о необходимости нахождения Морозовой Н.А. в режиме самоизоляции по месту жительства в период с <дата> по <дата> по месту проживания по <адрес>, получено лицом, привлекаемым к административной ответственности, <дата>, что подтверждается отметкой ФГУП «Почта России» на почтовом конверте, SMS-оповещение прочитано <дата>. Допустимых доказательств, достоверно подтверждающих своевременное получение Морозовой Н.А. указанного постановления, СМС-оповещения о применении режима самоизоляции по месту жительства, его прочтение, в материалы дела не представлено.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, несвоевременное вручение Морозовой Н.А. постановления Главного государственного санитарного врача по Брянской области от 05 мая 2020 года № 932 о нахождении в режиме самоизоляции по месту регистрации (проживания) исключает виновные действия лица, привлекаемого к административной ответственности, в его умышленном неисполнении.
Принимая во внимание, что режим изоляции Морозовой Н.А. был обеспечен работодателем по месту ее трудоустройства в соответствии с приказом главного врача ГАУЗ <...> от <дата> №, неоспоримых доказательств нарушения указанного режима не представлено, постановление Главного государственного санитарного врача по Брянской области от <дата> № получено Морозовой Н.А. только <дата>, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях Морозовой Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Морозовой Н.А. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.М. Михалева