РЕШЕНИЕ
а. Кошехабль 07 февраля 2023 года
Судья Кошехабльского районного суда Республики Адыгея ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника Кошехабльского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея с жалобой на постановление начальника Кошехабльского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ которым он привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
При этом указал, что постановление начальника Кошехабльского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ которым в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В соответствии со ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение судом с момента течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин в установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения.
Такая административная ответственность предусмотрена ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субьектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях необходимо исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При этом, в силу ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, помимо прочего, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
Поскольку постановление о привлечении к административной ответственности является актом государственного порицания (осуждения) лица за совершенное правонарушение, запрещенное административным законодательством, то к его оформлению и содержанию предьявляются особые требования.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, место, время совершения и событие административного правонарушения, обьяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2, частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ объективная и субьективная стороны правонарушения должны быть полно и четко описаны в процессуальных документах, составляемых (издаваемых) административным органом при производстве по делу об административном правонарушении. Подобное описание не должно допускать неоднозначного их толкования, вызывать сомнения или неясности во вменяемых лицу обстоятельствах совершенного правонарушения, его виновности.
В силу со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых судья, в производстве которого находится дело устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производстве по делу об административном правонарушении, иными документами, вещественными доказательствами и должны быть отражены в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Никаким указанным требованиям постановление о привлечении к ответственности от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует. Указанный процессуальный документ не содержит сведений о времени, месте совершения правонарушения, описания иных признаков объективной и субъективной сторон, исходя из диспозиции ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, а именно: сведения об исполнительном производстве, о дате вынесения постановления о наложения исполнительского сбора и его получения должником, о дате вынесения требования о необходимости исполнения судебного акта с установлением срока и его получения должником, о наличии смягчающих и отягчающих обстоятельств, о времени и месте составления протокола, о надлежащем уведомлении лица о времени и месте рассмотрения дела, принятые меры к исполнению судебного акта и их недостаточность и т.д.
Привлечение должностного лица к административной ответственности возможно только в случае совершения административного правонарушения связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей(ст. 2.4 КоАП РФ), что также должно найти отражение протоколе и постановлении о привлечении к ответственности. Однако оспариваемое постановление таких сведений не содержит.
Частью 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
В том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Аналогичным образом применяются указанные положения к любым
органам и должностным лицам, рассматривающим дело об административном правонарушении.
Однако, старшим судебным приставом при получении материалов настоящего дела надлежащая подготовка к рассмотрению дела в порядке, предусмотренном ст. 29.4 КоАП РФ, не проводилась.
Учитывая, что в настоящее время возможность установления обстоятельств совершения правонарушения отсутствует (так как эта стадия прошла), основания для отмены постановления о привлечении к административной ответственности и возвращения протокола лицу, его составившему, утрачена (ввиду отсутствия возможности принятия подобных решений по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке ст. 25.1 КоАП РФ), но имеются основания для принятия решения о прекращении производства по делу ввиду отсутствия события правонарушения.
Более того, должностным лицом, вынесшим постановление привлечении к административной ответственности, нарушены его права как лица, привлекаемого к административной ответственности, установленные ст.25.1, 25.15, 28.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разьясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. В силу ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статьей 25.15 КоАП РФ установлен порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, согласно которой указанные лица извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Однако уведомление о составлении протокола по делу об административном правонарушении, копия протокола, а также уведомление о дате и времени его рассмотрения в его адрес не поступали, а действия по составлению указанных процессуальных документов в его отсутствие и без надлежащего его уведомления о времени совершения соответствующих процессуальных действий, полностью противоречат требованиям КоАП РФ и нарушают право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для его привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановление о привлечении его к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ поступило на его домашний адрес простой почтовой корреспонденцией только ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В связи с изложенным, срок для принесения жалобы на постановление старшего судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ, полученное им ДД.ММ.ГГГГ, не истек.
На основании изложенного просил отменить постановление начальника Кошехабльского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, на судебное заседание не явился. В своем письменном ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть жалобу без участия представителя администрации МО «Дмитриевское сельское поселение».
Начальник Кошехабльского РОСП УФССП России по РА ФИО3 извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, на судебное заседание не явилась, представила суду копию исполнительного производства.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника Кошехабльского РОСП УФССП России по РА ФИО3 установлено, что ФИО1 за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора совершил административное правонарушение по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Постановлено наложить штраф в размере 10000 рублей. При этом в вводной, описательной и мотивировочной частях постановления не указана должность ФИО2 исполняя обязанности на которой последний не исполнил требования судебного пристава, кроме того в резолютивной части постановления не указано какое лицо привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, то есть физическое или должностное, либо юридическое лицо, по какой статье, части и какого кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Из обжалуемого постановления № от ДД.ММ.ГГГГ невозможно установить сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, статью, по которой указанное лицо привлечено к административной ответственности.
Таким образом, постановление начальника Кошехабльского РОСП УФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в связи с ненадлежащим оформлением следует отменить, исполнительное производство с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ возвратить в Кошехабльское РОСП УФССП России по <адрес> для устранения допущенных процессуальных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░3 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 17.15 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░3 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 17.15 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 30.12 ░░░░ ░░.
░░░░░ /░░░░░░░/