УИД: 63RS0025-01-2021-004225-27
№2-393/2022 (2-3971/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2022 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Фоминой А.В., при помощнике судьи Илюхиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-393/2022 по иску Авакян Л.Г. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в страховой, общий и специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Авакян Л.Г. обратилась в суд к ответчику о включении периодов работы в страховой, общий и специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что <дата> обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии.
На основании решения Пенсионного фонда № *** от <дата> Авакян Л.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
При определении права на досрочную страховую пенсию, в страховой, общий и специальный трудовой стаж заявителя не засчитаны следующие периоды работы: с <дата> по <дата> в качестве лаборанта химического кабинета школы № ***, с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в детском саду № ***, поскольку работа осуществлялась на территории Республики Узбекистан, и на момент вынесения решения, не были получены ответы на запросы о подтверждении стажа на территории Республики Узбекистан.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п.5 названного Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, граждан государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР, в том числе за время до вступления в силу Соглашения.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 203 №203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Для включения в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочную пенсию, в выписке из индивидуального лицевого счета проставляется код льготы. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Представленная в пенсионное дело справка Самаркандского областного государственного архива № *** от <дата> подтверждает трудовую деятельность и размер заработной платы истца.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, Авакян Л.Г. просит обязать ответчика засчитать в страховой, общий трудовой стаж период работы с <дата> по <дата> в качестве лаборанта химического кабинета школы № ***; в страховой, общий трудовой и специальный стаж в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ-400 период работы с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в детском саду № ***; в специальный стаж в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 период обучения на курсах повышения квалификации – <дата>; обязать ответчика определить дату возникновения права Авакян Л.Г. на назначение досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» - <дата> и назначить досрочную пенсию (страховую) с <дата>.
Определением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> произведена замена ненадлежащего ответчика Отдел установления пенсии №6 ГУ – ОПФР по Самарской области на надлежащего ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области в связи с реорганизацией.
В судебном заседании истец Авакян Л.Г. и ее представитель Белова А.С., заявленные требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме, просили об их удовлетворении, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении доводы.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области по доверенности Шульга Е.А. относительно заявленных требований возражала, поддержав изложенные в письменных возражениях.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Судом установлено, что <дата> обратилась с заявлением в УПФР в г. Сызрани Самарской области о назначении страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии.
Решением УПФР в г. Сызрани Самарской области от <дата> Авакян Л.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Документально подтвержденный общий трудовой и страховой стаж на дату обращения за назначением досрочной пенсии составил 20 лет 3 мес. 01 дн., специальный стаж – 18 лет 02 мес. 01 дн., что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 19 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
При этом, в страховой, общий трудовой стаж Авакян Л.Г. не включен период: с <дата> по <дата> в качестве лаборанта химического кабинета школы № ***; в специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности не включен период работы истца с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в детском саду № ***, поскольку работа осуществлялась на территории Республики Узбекистан, необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений, однако документы о трудовом (страховом) стаже и заработке из компетентных органов Республики Узбекистан не поступали; период нахождения на курсах повышения квалификации <дата>, поскольку Постановлением Правительства от <дата> № *** возможность зачета поименованного периода в стаж на соответствующих видах работ не предусмотрена.
Согласно копии трудовой книжки серии ГТ-I № ***, Авакян Л.Г. в период с <дата> (приказ №№ *** от <дата>) по <дата> (приказ № *** от <дата>) работала в должности лаборанта хим.кабинета школы № ***; с <дата> (приказ № *** п.6 от <дата>) по <дата> (приказ № *** п.2 от <дата>) в должности воспитателя в детском саду № ***, в указанные периоды работа протекала на территории Республики Узбекистан.
Факт работы в спорный период также подтверждается справкой о заработке от <дата>. № ***, выданной Самаркандским областным государственным архивом Республики Узбекистан, справка имеет основание выдачи, заверена подписью директора архива и печатью архива.
Также, работа Авакян Л.Г. в должности воспитателя в детском саду № *** подтверждается почетными грамотами.
В соответствии с Соглашением от 08.12.1991г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. №2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991.
Таким образом, до распада СССР и после принятия республиками своего внутреннего законодательства действовали принятые в ССР нормы, регулирующие возникновение права на досрочное назначение пенсии.
Спорный период работы Авакян Л.Г. в должности воспитателя в детском саду № ***, подпадает под действие Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров ССР от 17 декабря 1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).
При этом спорный период времени работы приходится, в том числе на период существования СССР, когда действовали единые нормы пенсионного законодательства, а также на период его распада и существования Республики Узбекистан, как самостоятельного государства.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 5 Соглашения данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств – участников Соглашения.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств -участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Таким образом, спорный период работы Авакян Л.Г. подпадает под действие Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), который предусматривал право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью работу в должности «воспитатель» в школах всех типов и наименований.
Вместе с тем, закон Республики Узбекистан от 03.09.1993 №938-ХII «О государственном пенсионном обеспечении граждан», вступил в силу 1 июля 1994г., в соответствии с которым Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 №250 утверждены Списки производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста (Список №1), с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет (Список №2), с уменьшением общеустановленного срока на 5 лет (Список №3).
Согласно п. «к» ст. 12 указанного Закона, право на пенсию с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, на 5 лет независимо от места последней работы имеют учителя специализированных общеобразовательных учреждений для детей-инвалидов, домов «Мехрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний при назначении специального стажа работы не менее 25 лет (Список №3. Часть VII).
Таким образом, из вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что для определения права на досрочную пенсию по законодательству РФ в связи с работой граждан в государствах –участниках названного соглашения периоды работы могут быть учтены в специальный страховой стаж только при наличии схожих с пенсионным законодательством РФ условий, при которых определяется право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст.ст. 30-32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашения, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) или при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств, поскольку при рассмотрении заявлений о назначении досрочных пенсий по старости периоды работы с даты отмены в иностранных государствах института досрочных пенсий в специальный стаж не засчитываются.
Принимая во внимание представленные доказательства и установленные обстоятельства, суд полагает, что период работы Авакян Л.Г. в должности воспитателя в детском саду № *** Республики Узбекистан частично с <дата> по <дата> подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Также установлено, что с <дата> и по настоящее время Авакян Л.Г. работает ГБУ СОШ № *** им. Героя Советского Союза В.Н. Банцекина г.о. <адрес> в должности воспитателя, что подтверждается записями трудовой книжки и Справкой, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по льготной работе в связи с педагогической деятельностью, выданной ГБОУ СО СОШ № *** г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области.
В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В связи с чем, суд полагает необходимым включить в специальный стаж Авакян Л.Г. в связи с педагогической деятельностью период нахождения на курсах повышения квалификации – <дата> (пр. № *** от <дата>).
Разрешая требования Авакян Л.Г. в части включения периодов работы в страховой, общий трудовой стаж с <дата> по <дата> в качестве лаборанта химического кабинета школы № ***, с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в детском саду № ***, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» от <дата> № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Вместе с тем, в соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» от <дата> № ***, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> № ***, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно архивной справке от 24.07.2018г. № ***-А, выданной <адрес> государственным архивом Республики Узбекистан на имя Авакян Л.Г. (Макаровой) Л. (так в арх.зап.) работавшей в Средней школе № *** Темирюлского района за 1990-1991г.г., Средней школе № *** за <дата>. Багишамальского района, истцу начислялась заработная плата. В то же время, в представленной справке отсутствуют сведения о начислении истцу заработной платы и уплаченных страховых взносов в период с мая по сентябрь 1998г.
С учетом установленных обстоятельств, суд полагает возможным включить в страховой, общий трудовой стаж Авакян Л.Г. периоды работы с <дата> по <дата> в качестве лаборанта химического кабинета школы № ***, а также с <дата> по <дата> в качестве воспитателя в детском саду № ***.
При этом доводы Авакян Л.Г. о необходимости включения в страховой, общий трудовой стаж период нахождения Авакян Л.Г..Г. в отпуске по беременности и родам включительно по сентябрь 1998, не нашли своего подтверждения, представленная в материалы дела справка о заработной плате № *** таких сведений не содержит, иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено.
Принимая во внимание, что с учетом включенных периодов работы в должности воспитателя в детском саду № *** и нахождения истца на курсах повышения квалификации -<дата>, требуемый специальный стаж не образуется, в связи с чем суд полагает, что отсутствуют правовые основания для возложения на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области обязанности назначить Авакян Л.Г. досрочную страховую пенсии по старости с - ФИО13
На основании изложенного и руководствуясь ст.194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Авакян Л.Г. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области включить в страховой, общий трудовой стаж Авакян Л.Г. период работы с <дата> по <дата> в качестве лаборанта химического кабинета школы № ***; с <дата> по 30.04.1998г. в качестве воспитателя в детском саду № ***.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области включить в стаж Авакян Л.Г., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с <дата> по <дата> в должности воспитателя в детском саду № ***, а также период нахождения на курсах повышения квалификации – <дата>.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2022 года.
Судья: Фомина А.В.