12-645/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Якутск 12 июля 2023 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Л.А. Николаева, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Трегубова Владимира Владимировича на постановление мирового судьи судебного участка №48 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица генерального директора АО СЗ «РИА» Трегубова Владимира Владимировича, ____ года рождения, уроженца города Якутска, проживающего по адресу: г. Якутск, ул. ____,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №48 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2023 года генеральному директору АО СЗ «РИА» Трегубову В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 541374,24 руб..
Не согласившись с вынесенным постановлением, Трегубов В.В. обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, изменить, заменив назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение. В обоснование протеста ссылается на те обстоятельства, что мировым судьей нарушены нормы процессуального и материального права, не выявлены причины и условия способствовавшие совершению административного правонарушения.
В судебном заседании Трегубов В.В., его представитель Клименко А.В., Оболова Я.М. по доверенности доводы жалобы поддержали.
В судебном заседании прокурор Малюта Е.И. с жалобой не согласна.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из представленных материалов, Трегубов В.В., будучи генеральным директором АО СЗ «РИА», не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом на выполнение работ, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, а именно не передал в установленный срок в муниципальную собственность муниципального образования городского округа «город Якутск» 8 жилых помещений (благоустроенных квартир) по адресу: г. Якутск, Покровское шоссе, 7 км., действия (бездействие) Трегубова В.В. не повлекли уголовно наказуемого деяния. Согласно информации МКУ «Департамент жилищных отношений», сумма неисполненных обязательств по этапу 2021 года составляет 10 827 484,80 рублей.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.02.2023, прокуратурой города Якутска проведена проверка по факту нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В рамках реализации республиканской программы «Обеспечение качественным жильем и. повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», для обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории г. Якутска АО СЗ «РИА» осуществляется строительство многоквартирных домов по адресу: г. ____ км.. Так, между МКУ «Департамент жилищных отношений» и АО СЗ «РИА» по этапу 2021 года заключен один муниципальный контракт (№ №) от 20 декабря 2021 г. на приобретение 8 жилых помещений (благоустроенных квартир) в строящихся многоквартирных домах на общую сумму 27 068 712,00 рублей, со сроком передачи жилых помещений не позднее 30.11.2022 г.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 911-6 от 23.09.2022 г. срок исполнения контрактов продлен до 29.12.2022 г.
Многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию, по состоянию на 24.04.2023 г., государственный контракт исполнен в полном объеме, 8 жилых, помещений (благоустроенных квартир) переданы МКУ «Департамент жилищных отношений» по акту приема-передачи.
Вместе с тем, в нарушение требований закона и условий контракта застройщиком- АО СЗ «РИА» 8 жилых помещений (благоустроенных квартир) в многоквартирных домах в муниципальную- собственность муниципального образования городского округа «город Якутск», в установленный срок не переданы.
При назначении наказания мировой судья, руководствуясь положениями ч.3.5 ст.4.1 КоАП РФ, пришел к выводу, что Трегубовым В.В. совершено правонарушение с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, в связи, с чем счел возможным назначить наказание в виде штрафа в размере 5% стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ административным правонарушением признаются действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 7 ст.7.32 КоАП РФ в соответствии с которой действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействия) не влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет, а на юридических лиц-от однократного до трёхкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Мировой судья на основании анализа представленных доказательств, пришел к выводу о наличии в действиях Трегубова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ.
Согласно статьям 74, 96 и 97 Федерльного конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» проверяя по жалобе объединения граждан конституционность закона, иных нормативных актов или отдельных их положений, примененных в конкретном деле и затрагивающих конституционные права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл оспариваемых положений, так и смысл придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм, не будучи связанным при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в жалобе.
По ч.7 ст.7.32 КоАП РФ является предметом рассмотрения Конституционного суда РФ по настоящему делу в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о привлечении к административной ответственности лица, допустившего просрочку исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
Необходимость установления юридической в том числе административной и гражданско- правовой ответственности физических и юридических лиц предопределена взаимосвязанными предписаниями ст.1 (ч.1), 2,15 (ч.20), 17 (ч.3), 18,19 (ч.1 и 2), 54 (ч.2), 55 (ч.3), 71 (пункты а и о), 72 (пункт к части 1) 76 (ч.1 и 2) Конституции РФ, предполагающих осуществление прав и свобод человека и гражданина без нарушения прав и свобод других лиц, а также допускающих ограничения прав и свобод исключительно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Регламентируя основания, условия и сроки привлечения к юридической ответственности, законодатель должен исходить из того, что она может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями. Наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов ответственности, а его системообразующие признаки, как и содержание конкретных составов правонарушений, должны согласовываться с конституционным принципом равенства всех пере законом и иными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности.
Общепризнанное условие привлечения к ответственности во всех отраслях права-наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из этого правила должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть предусмотрено непосредственно в законе. Любое правонарушение и санкции за его совершение должны быть четко сформулированы в законе, а неопределенность правовых норм способна породить противоречивую правоприменительную практику, умаляющую гарантии государственной защиты прав и свобод.
Отношения, связанные с исполнением обязательств при поставке товаров для государственных и муниципальных нужд, регулируются гражданским законодательством, прежде всего параграфом 4 главы 30 ГК РФ, а также Федеральным Законом от 05 апреля 2013 года №44 –ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Определяя понятие обязательств и устанавливая общие правила их исполнения и прекращения, данный Кодекс традиционно разделяет неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательства, а равно в качестве отдельного нарушения называет просрочку должника, которая, по общему правилу, не влечет безусловного прекращения договорных обязательств и тем более не исключает необходимость (или допустимость) их исполнения за пределами договорных сроков, несмотря на то, что к должнику могут быть применены меры гражданско-правовой ответственности, предусмотренной договором или законом.
Этот подход распространяется и на договорные отношения поставки, в том числе поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Так Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закрепляет необходимость включения в контракт обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за что исключая просрочку исполнения обязательства начисляется штраф, размер которого устанавливается контрактом в порядке, определенном Правительством РФ, за исключением случаев, если законодательством установлен иной порядок начисления штрафов. Просрочка исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств как отдельного вида нарушения, то за нее подлежит начислению пеня в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за исключением случаев, если законодательством установлен иной порядок начисления пени.
С учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности, исполнения предписания государственного органа, в целях исключения избыточного ограничения прав возможно назначение должностному лицу Трегубову В.В. административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 7 статьи 7.32 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №48 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 22.05.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица генерального директора АО СЗ «РИА» Трегубова Владимира Владимировича, подлежит изменению путем назначения наказания в виде административного штрафа в размере 270687,12 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление мирового судьи судебного участка №48 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 22.05.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица генерального директора АО СЗ «РИА» Трегубова Владимира Владимировича, 23.02.1982 года рождения, уроженца города Якутска, проживающего по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 30, кв.23- изменить.
Назначенное должностному лицу генеральному директору АО СЗ «РИА» Трегубову Владимиру Владимировичу административное наказание в виде штрафа снизить с 541374,24 рублей до 270687,12 рублей.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка №40 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 22.05.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица генерального директора АО СЗ «РИА» Трегубова Владимира Владимировича, 23.02.1982 года рождения, уроженца города Якутска, проживающего по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 30, кв.23- оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня получения или вручения копии постановления.
Судья п/п Л.А. Николаева
Копия верна
Судья Л.А. Николаева
Копия верна
ФИО8