Производство № 2-786/2024
УИД № 67RS0003-01-2023-005233-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2024 г. г. Смоленск
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Соболевской О.В.,
при секретаре Лебедеве К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска, действующего в интересах Екименкова Валерия Валерьевича к Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению «СпецАвто» о взыскании задолженности по заработной плате,
установил:
заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Екименкова В.В. обратился в суд с иском к СОГБУ «СпецАвто», о взыскании заработной платы. В обоснование исковых требований указал, что работник осуществляет трудовую деятельность в СОГБУ (ранее МБУ) «СпецАвто» в должности тракториста с 17.01.2020. Заработная плата ему установлена по часовому тарифу 69,13 руб. На федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы между Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Федеральным дорожным агентством, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. В письме Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей. Указанное отраслевое соглашение регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организации дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. МБУ «СпецАвто» с 2013 года находилось в отраслевом подчинении структурного подразделения Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска. В соответствии с Уставом МБУ «СпецАвто», утвержденных муниципальных заданий, предприятие приняло на себя обязанность по уборке территорий, включая подметание, полив, очистку от льда и снега, а также посыпание песком, солью улиц и, кроме того, обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе. В процессе своей деятельности МБУ «СпецАвто» не отказывалось от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 годы, соответственно, автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению. Постановлением Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ «СпецАвто», которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением Администрации г. Смоленска от 05.11.2008 № 1821-фдм «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений г. Смоленска», Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы. Считает, что применяемое при регулировании системы оплаты труда в МБУ «СпецАвто» Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ не соответствует фактическому виду экономической деятельности учреждения, нормы Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 года при регулировании системы оплаты труда в учреждении не применяются, размер начисляемой истцу тарифной ставки (оклада) был ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, не соответствовал утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, в нарушение ст.ст. 21, 129, 45 ТК РФ, Отраслевого соглашения расчет заработной платы работникам МБУ «СпецАвто» в 2020-2022 годах произведен неправильно и перед работниками за указанный период имеется задолженность по заработной плате. С 01.01.2023 в результате осуществленной реорганизации Муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто» сменило учредителя и переименовано в Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «СпецАвто», с внесением 23.01.2023 соответствующей записи в ЕГРН, в этой связи просит суд взыскать с СОГБУ «СпецАвто» в пользу Екименкова В.В. задолженность по заработной плате, рассчитанной на основании Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 в размере 206025, 53 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами.
Истец Екименков В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца – помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Поваренкова С.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика СОГБУ «СпецАвто» Терешкова А.П. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, указав, что расчет задолженности сделан перед работником произведен их специалистом и направлен в прокуратуру, при расчете учитывались положения Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству, действующее в спорный период, применен межтарифный коэффициент 0,2. СОГБУ «СпецАвто» и Администрацией г. Смоленска добровольно внесены изменения в локальные нормативные акты учреждения и произведен перерасчет заработной платы работнику за период с 01.08.2022 по 31.12.2022.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, СООО «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» Кулешов В.В.в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, указав, что работодатель не использовал возможности выхода из Отраслевого соглашения в течение 30 дней после публикации предложения Минтруда России о присоединении к Отраслевому соглашению, следовательно заработная плата должна была рассчитываться с учетом Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации Смоленской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области, Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения действующего трудового законодательства относят трудовые отношения к отношениям возмездного характера, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (ст. 15 ТК РФ).
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 56 ТК РФ).
Анализ данных законоположений свидетельствует о том, что регулирование вопросов оплаты труда может выходить из плоскости правоотношений, возникающих между работником и конкретным работодателем, попадая в сферу нормативной деятельности объединений работников и работодателей, уполномоченных на подписание соглашений на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Статья 45 ТК РФ дает понятия соглашения, как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения и общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, устанавливая условия оплаты труда, охраны труда, режима труда и отдыха, а также гарантии и льготы работникам той или иной хозяйственной отрасли, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности организаций, занимающихся отраслевой деятельностью.
11 ноября 2019 г. было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства и устанавливают дополнительные гарантии в сфере оплаты труда работников отрасли.
Инициируя настоящий спор, прокурор, действующий в интересах работника СОГБУ «СпецАвто», настаивает на необходимости применения данного отраслевого Соглашения, полагая, что положения такового распространяются на работников МБУ (СОГБУ), осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск.
Юидически значимым для разрешения настоящего спора является установление фактического вида деятельности, осуществляемой СОГБУ (ранее МБУ) «СпецАвто», с оценкой возможности отнесения таковой к деятельности в сфере дорожного хозяйствамуниципального образования г. Смоленск.
В этой связи, суд принимает во внимание следующее.
Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает понятие дорожной деятельности, определяя таковую, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие «содержание дорог» пп. 12 ст. 3 Закона N 257-ФЗ определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
К действиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения, п. 1 ст. 12 данного Закона относит ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации, а Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») возлагает на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, обязанность по их содержанию в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Такими нормами и правилами, в свою очередь, являются государственные стандарты Российской Федерации, в числе которых, «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст.
Например, п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости, а пункт 8.8, что формирование снежных валов на улицах не допускается ближе 10 м от пешеходного перехода.
Ливневая канализация - наружная канализационная сеть, предназначенная для отведения атмосферных сточных вод, требования к устройству и содержанию которой для автомобильных дорог, определены в ГОСТ Р 59611-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.08.2021 N 689-ст).
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе, и проводимыми мероприятиями по очистке проезжих частей от грязи, мусора, снега и наледи, формировании снежных валов, предотвращении скользкости, сгребании грунтовых наносов, планировке обочин, содержании ливневых канализаций и т.п. мероприятий, в силу чего, выполнение таковых является деятельностью по содержанию автомобильных дорог.
При этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ).
В силу ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В обеспечение реализации данных полномочий, постановлением Администрации г. Смоленска от 20.12.2010 с 01.01.2011 учреждено муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто», путем изменения типа ранее действующего муниципального автономного учреждения «СпецАвто», функции и полномочия учредителя которого, осуществляет Администрация города Смоленска.
Положениями Устава Учреждения, утвержденного Постановлением Администрации города Смоленска от 06.05.2010 № 826-адм. с изменениями, внесенными Постановлением г. Смоленска от 20.12.2010 № 838-адм., Постановлением г. Смоленска от 20.12.2013 № 2314-адм., Постановлением г. Смоленска от 21.12.2016 № 145 определено, что МБУ «СпецАвто» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Смоленска в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 2.1 Устава).
Предметами деятельности Учреждения являются организация, подготовка, проведение мероприятий, а также выполнение работ, оказание услуг в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 22 Устава).
Дополнительными видами деятельности является сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; обработка отходов лома черных металлов; обработка отходов лома цветных металлов; работы столярные и плотничные; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами; организация похорон и связанных с ними услуг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.07.2022 основным видом экономической деятельности учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9). Данный ОКВЭД распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р определен как код видов экономической деятельности, относящейся к бытовым услугам.
Ни вышеприведенные положения Устава МБУ «СпецАвто», ни код вида осуществляемой им экономической деятельности, указанный в ЕГРЮЛ вплоть до 01.07.2022, не свидетельствуют о возможности отнесения МБУ к учреждениям, осуществляющим свою деятельность в области дорожного хозяйства.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Постановлением г. Смоленска от 20.12.2013 № 2314-адм пункт 1.5 Устава МБУ «СпецАвто» был изложен в следующей редакции:
«Учреждение находится в отраслевом подчинении органа Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска».
Решением 10-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 29.04.2016 № 152 утверждено Положение об органе администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска, которым закреплено, что УДХиС является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Смоленска, обеспечивающим реализацию полномочий Администрации города Смоленска по решению вопросов местного значения в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.
Анализ муниципальных заданий, утвержденных начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 г.г. и адресованных МБУ «СпецАвто», свидетельствует о возложении на Учреждение обязанности по выполнению работ, поименованных в заданиях, как «организация капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе». Показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог.
К форме и условиям выполнения таких работ отнесены: посыпка улиц и площадей противогололедными материалами, сдвигание снега, подметание территорий, сгребание в валы или кучи дорожными машинами и тракторами. Сгребание снега с формированием вала, сгребание снега на перекрестках, удаление снежного вала шнекороторными снегоочистителями. Сбор мусора вдоль дорог, погрузка и вывоз на полигон. Погрузка и вывоз снега с улиц города, утилизация снега на свалке. Ручная уборка снега – подметание, очистка от снега и наледи, зачистка после механизированной уборки, посыпка тротуаров. Механизированная уборка – подметание, посыпка ПСС. Механическое подметание проезжей части и прилотковой части. Мойка проезжей части, мойка прилотковой части, поливка проезжей части. Механическое подметание щеткой. Сгребание грунтовых наносов, планировка обочин.
Уборка тротуаров и островков безопасности: ручная уборка – подметание, зачистка после механизированной уборки, мойка тротуаров.
Содержание ливневой канализации включает в себя следующие виды работ: промывка трубопроводов, установка и чистка решеток, ремонт колодцев, замена люков, очистка лотков и кюветов с вывозом ила.
Содержание остановок общественного транспорта – подметание снега, мусора, очистка от наледи, посыпка ППС, очистка урн с вывозом на полигон, ремонт остановок.
Соглашениями о предоставлении субсидии из бюджета г. Смоленска МБУ «СпецАвто» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания выделяются субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Учредителю как получателю средств бюджета г. Смоленска по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации 0409 (в объеме 99,4 % от общего финансирования на 2022 год) и 0503 (в объеме 0,6 % от общего финансирования на 2022 год).
Статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что дорожный фонд - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования. К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования местного значения относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, городского округа.
В этой связи, Министерство финансов Российской Федерации соответствующим письмом сообщает, что с 2012 года в раздел III «Классификация расходов бюджетов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации вносятся следующие изменения.
1. Описание подраздела 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» классификации расходов излагается в следующей редакции:
«Подраздел 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» включает расходы на обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих управление в сфере дорожного хозяйства, расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значений, местного значения и искусственных сооружений на них, расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сфере дорожного хозяйства, расходы на государственную (муниципальную) поддержку в указанной сфере, а также расходы на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в целях софинансирования содержания и развития дорожного хозяйства».
2. Описание подраздела 0503 «Благоустройство» излагается в следующей редакции:
«По подразделу 0503 «Благоустройство» подлежат отражению расходы на благоустройство муниципальных образований в границах населенных пунктов, включающие уличное освещение, озеленение, расходы, связанные с содержанием и уборкой территорий улиц, площадей, тротуаров (за исключением придомовых территорий), транспортных и пешеходных тоннелей, мостов, путепроводов, виадуков, а также иные расходы по содержанию объектов благоустройства.
Кроме того, по данному подразделу подлежат отражению расходы по организации и содержанию мест захоронения (кладбищ), мест захоронения бытовых отходов, а также другие расходы по благоустройству в границах муниципальных образований».
3. Пункт 1 раздела III «Классификация расходов бюджетов» дополняется абзацем следующего содержания:
«Расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значений, местного значения, в том числе в границах населенных пунктов муниципальных образований, и искусственных сооружений на них необходимо отражать по соответствующим разделам, подразделам классификации расходов бюджетов, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение выполнения функций органом государственной власти (местного самоуправления) или учреждением, за которым на праве оперативного управления закреплены вышеуказанные дороги (органом (учреждением), являющимся заказчиком строительства вышеуказанных дорог)».
Согласно п.1.6 Положения об органе Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска, Управление является главным распорядителем бюджетных средств, в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.
В статье 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.
Вышеизложенное приводит суд к убеждению, что подавляющее большинство видов деятельности МБУ «СпецАвто» субсидируется как деятельность, осуществляемая в области дорожного хозяйства, что в совокупности с вышеприведенными нормами бюджетного законодательства в части исполнения финансовой дисциплины свидетельствует о необходимости отнесения МБУ к отраслевому учреждению дорожного хозяйства.
Кроме того, суд принимает во внимание, что с 01.07.2022 путем внесения изменений в ЕРГЮЛ, изменен ОКВЭД, определяющий виды экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Таковой обозначен под номером 52.21.22 - деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
Суд также принимает во внимание, что письмом ФНС России от 22.08.2019 № СА-17-2/229@ разъяснено, что видам экономической деятельности хозяйствующих субъектов присваиваются коды в соответствии с ОКВЭД, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (подпункт «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Как указано во введении к ОК029-2014 - Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них.
Следовательно, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что кодирование по ОКВЭД не является определяющим в экономической деятельности учреждения, видовая принадлежность которого к той или иной сфере хозяйственного ведения, определяется фактическим доминирующим видом такой экономической деятельности.
Совокупность представленных доказательств приводит суд к убеждению об установлении вида фактической деятельности МБУ «СпецАвто» в течение всего периода действия отраслевого соглашения, которой является деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения.
Кроме того, Законом Смоленской области от 21.04.2022 № 25-з «О перераспределении полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности между органами местного самоуправления города Смоленска и органами государственной власти Смоленской области», определено, что с 01.01.2023 полномочия органов местного самоуправления города Смоленска по осуществлению дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска вплоть до 01.01.2028 осуществляются органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 29.12.2022 № 2076-р/адм утвержден Устав СОГБУ«СпецАвто», положениями которого определено, что основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных федеральным и областным законодательством полномочий исполнительных органов Смоленской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Предметом деятельности Учреждения является организация и осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Смоленска.
Основными видами деятельности Учреждения являются осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Смоленска, инженерно-техническое проектирование, геолого-разведочные и геофизические работы, геодезическая и картографическая деятельность.
При этом стороны не оспаривали, что, вплоть до настоящего момента времени фактическая деятельность Учреждения не изменилась.
Согласно положениям ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Статьей 48 ТК РФ определено, что соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Как было указано выше, 11.12.2019 подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019.
Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Положения Соглашения распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 1.2. документа определено, что Сторонами Соглашения являются:
работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза;
работодатели в лице их представителей:
Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);
Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей «АСПОР», и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);
Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение настоящего Соглашения от их имени).
1.3. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года включительно.
1.4. Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Следствием оценки норм данного Соглашения, является вывод суда об отнесении такового к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», выступающего со стороны работодателей.
Из представленной суду информации усматривается, что Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.
В своей профессиональной деятельности Ассоциация «РАДОР» руководствуется нормами российского законодательства и положениями Устава Ассоциации «РАДОР».
Согласно Уставу Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».
Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами. Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.
Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (Протокол ЛЗ 39 от 05 июня 2019 года) Управление дорожного хозяйства и строительств г. Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».
Устав предписывает Ассоциации «РАДОР» представлять и осуществлять защиту прав и интересов ее членов по их поручениям в любых организациях и учреждениях в соответствии с действующим законодательством.
Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.
Положениями ст. 48 ТК РФ закреплен порядок заключения и подписания отраслевых соглашений, а также механизм распространения таковых на работодателей, осуществляющих свою деятельность в той или иной хозяйственной отрасли.
Прямым способом участия в соглашении является возможность подписания такового через непосредственное членство или делегирование полномочий в сообществе отраслевых объединений работодателей, в данном случае, таких как Федеральное дорожное агентство, Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР, Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР».
Дополнительно ст. 48 ТК РФ определено, что по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в данном случае Министр труда и социальной защиты Российской Федерации, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Анализируя вышеприведенные положения ст. 48 ТК РФ, суд приходит к убеждению, что при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.
При этом обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с обращением Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от 30.08.2019 № Э3 - 210 письмом от 09.09.2019 № ИС-407 Ассоциация «РАДОР» предложила своим членам для рассмотрения и предложений проект Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы.
7 февраля 2020 г. письмом № ИС-73 (Л2 ИС-73-2 для ассоциированных членов) Ассоциация «РАДОР» проинформировала членов Ассоциации о заключении на федеральном уровне Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы. Информация направлялась для использования в работе.
Письмом Минтруда России от 11.03.2020 N 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.
Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 г., регистрационный N 17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).
Обращено внимание работодателей на положения ст. 48 ТК РФ и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Вышеизложенное свидетельствует о надлежащем информировании Администрации г. Смоленска о принятом на федеральном уровне отраслевом Соглашении по дорожному хозяйству, которая, мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направила, следствием чего, является вывод о распространении данного Соглашения на ответчика.
Приходя к такому выводу, суд дополнительно учитывает положения ст. 45 ТК РФ, определяющие, что соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
В обоснование своей позиции Администрация г. Смоленска указывает, что согласно ч. 2 ст. 47 ТК РФ заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Будучи принятым на федеральном уровне, данное Соглашение содержит обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых, будет осуществляется за счет средств муниципального бюджета, в силу чего, оно должно заключаться с обязательным участием соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом, указанные органы выступают стороной соглашения, т.е. являются представителями работодателя.
В противном случае работодателями может быть использован вышеописанный законодательный механизм, гарантирующий возможность мотивированно отказаться от присоединения к соглашению. Иными словами, работодатель, осуществляющий деятельность в соответствующей хозяйственной отрасли и по каким-либо причинам не имеющий возможности принять на себя финансовые обязательства по федеральному отраслевому соглашению, в том числе и силу непосильного бремени на муниципальный бюджет, должен использовать процедуру отказа от присоединения к отраслевому соглашению.
Поскольку в трудовом законодательстве отсутствуют критерии оценки мотивов отказа работодателя, а у Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации нет полномочий по признанию отказа не мотивированным, суд приходит к убеждению об отсутствии механизма непринятия подобного рода отказа, реализация которого является основополагающей гарантией защиты прав работодателя.
Данная позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определенииот 16.10.2017 N 723-О-О по делу администрации муниципального образования «Котлас» и муниципального учреждения «Служба благоустройства МО «Котлас» об оспаривании конституционности положений частей седьмой и восьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом же случае, Администрация г. Смоленска, будучи своевременно проинформированной об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы, предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.
Следствием вышеизложенного и является вывод суда о том, что на Администрацию г. Смоленска, МБУ «СпецАвто» и работников данной организации распространялись положения отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г., условия которого, работодателем не исполнялись.
Оценивая позицию истца о взыскании в его пользу недополученной за период действия Соглашения заработной платы, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законном минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании трудового договора № 5 от 17.01.2020 истец Екименков В.В. принят в МБУ «СпецАвто» на должность тракториста в подразделении Специализированная уборка территории города, оплата труда установлена по часовому тарифу – 69,13 руб. и при условии добросовестного и качественного выполнения должностных обязанностей возможной выплатой премиального вознаграждения в соответствии с Положением о премировании и коллективным договором учреждения.
В настоящее время Екименков В.В. продолжает осуществлять трудовую деятельность в СОГБУ «СпецАвто» (ранее – МБУ «СпецАвто»).
Согласно исковым требованиям, оплата труда работников осуществляется на основании локальных нормативных актов Учреждения, однако, ее начисление и выплата с 01.01.2020 осуществлялась без учета дополнительных гарантий и льгот, установленных отраслевым Соглашением, так как размер установленной тарифной ставки (оклада) ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих третьего разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Также не соответствует, по мнению истца, утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, работодателем неверно исчислялись тарификационные оклады работников и положенные им компенсационные (оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни) и стимулирующие (премиальные) надбавки.
Локальный нормативный акт - это внутренний документ работодателя, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий права и обязанности учреждения, всех или отдельных категорий его работников в части, не урегулированной трудовым законодательством (статья 8 ТК РФ).
Механизм оплаты труда работников МБУ «СпецАвто» в спорный период времени был установлен положениями Коллективного договора на 2020-2023 г.г., принятого на общем собрании трудового коллектива 18.03.2020, Положениями об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм., Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто», утвержденного Генеральным директором МБУ «СпецАвто» 01.10.2019, штатными расписаниями Учреждения.
В соответствии с п. 1.3. Положений об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто» система оплаты труда работников учреждения, включающая в себя размеры тарифных ставок, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Система оплаты труда работников учреждения устанавливается с учетом: Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; профессиональных стандартов; государственных гарантий по оплате труда; рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; мнения соответствующих профсоюзных органов и объединений работодателей (п. 1.4 Положений).
Руководитель учреждения несет ответственность за своевременную и правильную оплату труда работников учреждения в соответствии с действующим законодательством (п. 1.5 Положений).
Пунктом 1.6 Положений об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто» определено, что оплата труда работников учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п.1.7)
Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто» предусмотрено текущее и единовременное премирование (п. 2.1). Размеры премий и показатели премирования приведены в приложении № 1.
В коллективном договоре указано, что в учреждении действует повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата труда работников учреждения производится по часовым тарифным ставкам, должностным окладам, размеры которых, устанавливаются согласно штатного расписания.
Расходы на оплату труда работников (рабочих) учреждения осуществляются в пределах средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения из средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на соответствующий финансовый год, и от иной приносящей доход деятельности (п. 1.9. Положений).
Фонд оплаты труда работников (рабочих) учреждения состоит из должностных окладов (тарифных ставок), выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностные оклады (тарифные ставки) работников (рабочих) учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием учреждения. Штатное расписание формируется в пределах установленного фонда оплаты труда, согласовывается с начальником Управления дорожного хозяйства и строительства Администрации г. Смоленска и заместителем Главы г. Смоленска по городскому хозяйству. При формировании фонда оплаты труда работник (рабочих) учреждения сверх суммы средств, направляемых для выплаты 12 должностных окладов (тарифных ставок), предусматриваются средства для следующих стимулирующих выплат в расчете на год: для работников учреждения – премиальные выплаты по итогам работы – в размере 6,0 должностных окладов; для рабочих по специализированной уборке города, хозяйственного отдела и хозяйственного парка – премиальные выплаты по итогам работы – в размере 6,05 тарифной ставки; для рабочих учреждения заправочной станции «Днепр», операторов, грузчиков, учетчиков, рабочих по содержанию гидротехнических сооружений, ремонтно-механической мастерской, отдела инженера-энергетика премиальные выплаты по итогам работы – в размере 6,15 тарифной ставки; (п. 2.1, 2.2, 2.3 Положений).
Работникам учреждения осуществляются следующие виды компенсационных выплат: выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных)
Рабочим учреждения осуществляются следующие виды компенсационных выплат: выплаты рабочим, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). К выплатам симулирующего характера, как работникам, так и рабочим учреждения относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы за месяц (квартал, год) (Раздел 3 и 4 Положений).
В соответствии с п. 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Указанный в пункте 3.1. Соглашения размер базовой (минимальной) тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2.
Конкретные размеры минимальных тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1. настоящего Соглашения.
Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1 к настоящему Соглашению. В федеральных государственных унитарных предприятиях дорожного хозяйства приведенная в приложении № 1 тарифная сетка по оплате труда работников обязательна для применения при определении конкретных размеров тарифных ставок (окладов) работников.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что применяя настоящее Отраслевое соглашение, работодатель должен самостоятельно установить размер минимальных тарифных ставок (окладов), при этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2. Однако, поскольку работодатель вплоть до 01.08.2022 не предпринимал мер по установлению размеров минимальных тарифных ставок (окладов), а также тарифных коэффициентов, суд считает необходимым применить Отраслевую тарифную сетку, являющуюся приложением № 1 к Отраслевому соглашению.
Работодатель СОГБУ «СпецАвто» по поручению прокурора представил расчет недополученного заработка истца, за период, заявленный в исковом заявлении, представив также правовую позицию по вопросу расчета задолженности по заработной плате в соответствии с положениями Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 г.г. в отношении работника учреждения, перечень составных частей начислений судом проверен и подтвержден соответствующими приказами работодателя, согласно которым задолженность перед Екименковым В.В. (тракторист Бел. 892) за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 составила 206025,53 руб. руб.:
- за июнь 2021 г. – 11243,37 руб.;
- за июль 2021 г. – 15956,79 руб.;
- за август 2021 г. – 5334,27 руб.;
- за сентябрь 2021 г. – 14874,35 руб.;
- за октябрь 2021 г. – 11774,41 руб.;
- за ноябрь 2021 г. – 11913,06 руб.;
- за декабрь 2021 г. – 13230,93 руб.;
- за январь 2022 г. – 23649,35 руб.;
- за февраль 2022 г. – 13482,81 руб.;
- за март 2022 г. – 18048,83 руб.;
- за апрель 2022 г. – 8413,16 руб.;
- за май 2022 г. – 15742,75 руб.;
- за июнь 2022 г. – 18502,33 руб.;
- за июль 2022 г. – 23859,12 руб.
Представленные расчеты суд принимает за основу и считает необходимым взыскать с СОГБУ «СпецАвто» в пользу работника недополученную заработную плату в установленных размерах.
Статьей 13 ГПК РФ определено, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Во исполнение настоящего решения суда, работодатель – СОГБУ «СпецАвто» понуждается к выплате истцу недополученной заработной платы.
Положениями ст. 123.21 ГК РФ определено, что Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. от 14.07.2022).
В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 29.12.2022 № 2076-р/адм принято в государственную собственность Смоленской области на безвозмездной основе являющееся муниципальной собственностью города Смоленска муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто».
В связи с этим, Муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто» переименовано в Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «СпецАвто» с внесением 23.01.2023 в ЕГРН соответствующей записи.
В силу положений ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В рассматриваемом случае лицом, ответственным за выплату заработной платы является работодатель. Каких-либо доказательств неспособности СОГБУ «СпецАвто» исполнить обязанность перед истцом не представлено, в связи с чем на работодателя возлагается обязанность выплате работнику недополученной заработной платы.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска, действующего в интересах Екименкова Валерия Валерьевича, удовлетворить.
Взыскать со Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «СпецАвто» (<данные изъяты>) в пользу Екименкова Валерия Валерьевича (<данные изъяты>) недополученную работником за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 206 025,53 рублей.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Соболевская