УИД № 38RS0003-01-2022-003046-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2022 года город Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,
при секретаре Кобрысевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3041/2022 иску Самусенко Е.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области о взыскании недоплаченной суммы компенсации, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Самусенко Е.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области (далее Межрайонная ИФНС № 23 по Иркутской области) в котором, с учетом уточнений, просит взыскать недоплаченную сумму компенсации за пятый и шестой месяцы после увольнения в размере 131 133,34 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы на юридические услуги в размере 10 000 руб.
В обоснование исковых требований Самусенко Е.А. указала, что она работала в Межрайонной ИФНС №15 по Иркутской области. 30.10.2022 была уволена по сокращению численности штата. При увольнении ей было выплачено 4х месячное денежное содержание и компенсация за неиспользованный отпуск. Однако данные выплаты были произведены без учета средств материального стимулирования выплаченных ей.
Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 15.04.2022 года по гражданскому делу 2-89/2022 исковые требования истцов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Самусенко Е.А., ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Иркутской области о взыскании недоначисленного денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации четырехмесячного денежного содержания, компенсации за задержку причитающихся выплат, компенсации морального вреда удовлетворены частично с ответчика в пользу истцов было взысканы денежные средства недоначисленное денежное содержание на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за год предшествующий обращению в суд с учетом сроков исковой давности заявленной ответчиком, компенсации за неиспользованный отпуск (с удержанием НДФЛ) компенсацию четырехмесячного денежного содержания с учетом средств материального стимулирования выплаченных работникам и компенсацию морального вреда.
При обращении с исковыми требованиями в Падунский районный суд Иркутской области срок выплаты работодателем за 5 и б месяц еще не наступил. Ответчик произвел выплату за 5 и 6 месяц уже после принятого указанного решения судом.
Она своевременно обращалась в ОГКУ «Центр занятости населения г. Братска».
ОГКУ «Центр занятости населения г. Братска» было принято решение о выплате ей среднемесячного заработка за 5 и 6 месяц. Решение ею было получено и передано в бухгалтерию Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №23 по Иркутской области, однако выплата произведена ей не в полном объеме без учета выплаченных средств материального стимулирования.
Истец Самусенко Е.А. в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена, согласно заявления, просит рассматривать дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Кашуба К.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам и основаниям изложенным в иске, суду дала пояснения аналогичные содержанию искового заявления, просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Межрайонной ИФНС № 23 по Иркутской области Шевнина Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании и в письменных возражениях, исковые требования не признала, указала, что Самусенко Е.А. на основании приказа замещала должность <данные изъяты>. Приказом от 18.10.2021 с Самусенко Е.А. расторгнут служебный контракт, она освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органа на основании п.8.2 4.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ.
Все составляющие денежного содержания государственного гражданского служащего были учтены при расчете истцам выплат при увольнении.
Истец указывают, что выплаченные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда суммы материального стимулирования (далее - материальное стимулирование) включаются в состав денежного содержания государственного гражданского служащего и неправомерно не учтены Инспекцией при расчете выплат за 5,6 месяцы. На данный довод Инспекция сообщает, что в соответствии с действующим законодательством выплата денежного содержания государственных гражданских служащих осуществляется за счет средств федерального бюджета, лимит которых доводится до государственного органа в виде фонда оплаты труда.
Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа России.
Таким образом, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службы в федеральном бюджете соответствующие периоды, в связи с чем, средства материального стимулирования не могут являться гарантированной выплатой обязательного характера предусмотренной системой оплаты труда. Средства, выплаченные гражданским служащим в дополнительного материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания и не учитываются при исчислении размера денежного содержания, в том числе при исчислении денежного содержания в период нахождения государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Истец полагает, что спорные суммы средств материального стимулирования являются иными дополнительными выплатами, предусмотренными частью 10 статьи Федерального закона № 79-ФЗ, которые в силу части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ формируют фонд оплаты труда, соответственно, такие выплаты учитываются расчете денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Данные доводы являются необоснованными и не соответствуют нормам действующего законодательства.
Таким образом, истцу оплата выплат, полагающихся при увольнении, выплачена в полном объеме, задолженность перед истцом у налогового органа отсутствует. Кроме того размер компенсации морального вреда не является разумным, а расходы на услуги представителя не обоснованы.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
На дату прекращения трудовых отношений 18.10.2021, 02.11.2021 действовала редакция Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ от 02.07.2021 года.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежногосодержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил, месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:
1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе;
2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;
3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (в редакции от 21.09.2021) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа, органа публичной власти федеральной территории "Сириус" формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должностиРоссийской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 подп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п. 1Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка, материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 года, в 2008-2012 годах и в 2013 году.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007-2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Материальное стимулирование, указанное в пункте 1 настоящего Постановления, осуществлять в Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов (п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти").
Материалами дела установлено, что межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области создана и зарегистрирована 15.12.2004 с присвоением основного государственного регистрационного номера 1043800922967, 01.11.2021 деятельность налоговой прекращена путем реорганизации в форме присоединения на основании приказа о реорганизации инспекции и переименовании от 20.07.2021, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, сформированной по состоянию на 17.12.2021.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 20.07.2021 N 07-02-09/136@ с 01.11.2021 межрайонная ИФНС России № 15 по Иркутской области реорганизована путем присоединения к ИФНС по Центральному округу г. Братска Иркутской области, которая является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области. ИФНС по Центральному округу г. Братска Иркутской области переименована в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области.
С 10.01.1997 Самусенко Е.А. состояла с ответчиком в трудовых отношениях, в том числе с 16.08.2005 в должности <данные изъяты>, что подтверждается служебным контрактов, с дополнениями к нему, приказом ТС-09-02/1л от 10.01.1997.
Из служебного контракта истца от 16.08.2005, и дополнительных соглашений к нему, следует, что в состав ежемесячного денежного содержания входят: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада); месячный оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 100 процентов этого оклада; иные надбавки: районный коэффициент в размере 30 процентов денежного содержания; процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 процентов денежного содержания; ежемесячное денежного поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (п. 9).
Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 10).
Согласно расчетным листкам истца Самусенко Е.А. за период с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года, помимо прочих выплат ей производились начисления в виде материального стимулирования.
Приказом № 02-02-05/187 от 18.10.2021 служебный контракт с Самусенко Е.А. расторгнут, она освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органа на основании п.8.2 4.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ.
Согласно расчетному листку за октябрь 2021 года, при увольнении Самусенко Е.А. начислена компенсация денежного содержания в размере 203 946,24 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 23 217,32 руб., премия в размере 102 607,20 руб.
Факт получения выплат в размере, указанном в расчетных листках, а также справках по форме 2-НДФЛ с кодом вида дохода налогоплательщика «2002» (суммы премий, выплачиваемых за производственные результаты и иные подобные показатели, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (выплачиваемые не за счет средств прибыли организации, не за счет средств специального назначения или целевых поступлений)), истец не оспаривала.
Согласно расчетным листкам на имя истца, спорные денежные суммы поименованы в них как «материальное стимулирование». Таким образом, истец являлась получателями денежных сумм материального стимулирования, которые выплачивались ей за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда, на основании ежеквартального распределения бюджетных ассигнований согласно поквартальным приказам УФНС по Иркутской области и приказов межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области.
При увольнении истцу выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в размере денежного содержания, компенсация за неиспользованный отпуск, которые рассчитаны без учета средств материального стимулирования. Также в период трудовой деятельности истцу предоставлялся ежегодные оплачиваемые отпуска, при расчете отпускных выплат суммы материального стимулирования также не учитывались.
Как установлено судом из вступившего в законную силу решения Падунского районного суда Иркутской области от 15.04.2022 по гражданскому делу № 2-89/2022 по исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Самусенко Е.А., ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №23 по Иркутской области о взыскании задолженности по денежному содержанию на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за задержку причитающихся выплат, недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, недоплаты по четырехмесячному денежному содержанию и компенсации морального вреда, согласно копии выписки из протокола заседания Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от 01.12.2020 №9дсп определен механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 3 квартал 2020 года.
В соответствии с Приложением № 1 к указанному протоколу, материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных ФНС во 2 полугодии 2020 года. Указанное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России.
Приказами УФНС России по Иркутской области в соответствии с решениями Комиссии УФНС России по Иркутской области по оценке эффективности деятельности подведомственных инспекций и сотрудников аппарата Управления и во исполнение приказов ФНС России «О материальном стимулировании» утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов УФНС России по Иркутской области сверх установленного фонда оплаты труда (материальное стимулирование) за I-IV кварталы 2020 года, I-II кварталы 2021 года.
Во исполнение указанных приказов УФНС России по Иркутской области, в соответствии с решениями Комиссии УФНС России по Иркутской области по оценке эффективности деятельности подведомственных инспекций и сотрудников аппарата, межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области изданы приказы о материальном стимулировании сотрудников инспекции за I-IV кварталы 2020 года, I-II кварталы 2021 года, которыми утверждены Протоколы заседаний Комиссии межрайонной ИФНС России №15 по Иркутской области по оценке эффективности деятельности и распределению средств материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим инспекции, распределены средства материального стимулирования из фонда начальника сотрудникам инспекции. Выплата производилась в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на материальное стимулирование, в том числе истцу.
Суд находит установленным, что из приведенных выше нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих, в связи с чем, материальное стимулирование должно учитываться при расчете компенсации денежного содержания, оплаты отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск.
Из материалов данного гражданского дела следует, что выплаченное истцу материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, на основании чего в 2020-2021 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизациейили ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.
Учитывая изложенное, вывод представителя ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы представителя ответчика межрайонной ИФНС России № 23 по Иркутской области о том, что разъяснения, содержащиеся в указанном письме Министерства финансов Российской Федерации, не подлежат применению к спорным правоотношениям, являются несостоятельными.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н, разработанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611.
Кроме того, документы, подтверждающие, что спорные суммы выплачивались истцу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика не представлены.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 5 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации по п. 3.1 ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Довод стороны ответчика о том, что Механизмом распределения бюджетных ассигнований предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального гражданского служащего территориальных органов ФНС России, не влечет исключения данных выплат из фонда оплаты труда и состава денежного содержания. Стимулирующие выплаты в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих носили систематический характер, имели целевую направленность - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы.
Указание в Механизме распределения бюджетных ассигнований на то, что материальное стимулирование не входит в денежное содержание противоречит ч.ч. 2 и 5 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, согласно которым, фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих. Соответственно в этой части Механизм распределения бюджетных ассигнований применению не подлежит, как противоречащий нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Доводы стороны ответчика о том, что пункт 2 Правил от 06 сентября 2007 года №562 устанавливает исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, и материальное стимулирование не относится к премиям, суд считает несостоятельными.
Определяя порядок исчисления денежного содержания гражданских служащих, пункт 2 Правил устанавливает исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, который соответствует частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и не препятствует возможности учета средств, выплачиваемых гражданскому служащему за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, при условии объективной и правильной системы распределения этих средств непосредственно в каждом федеральном государственном органе с соблюдением установленной системы оплаты труда (денежного содержания).
Федеральным законодателем определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Частью 10 статьи 50 указанного Федерального закона предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов. Постановления Правительства Российской Федерации не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим. Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, учитываются при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами.
Таким образом, суммы материального стимулирования подлежат включению в расчет денежного содержания за период нахождения в очередном отпуске, при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере денежного содержания, в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ.
Кроме того, суд учитывает, что решением Падунского районного суда г.Братска Иркутской области от 15.04.2022 по гражданскому делу № 2-89/2022 в том числе удовлетворены исковые требования Самусенко Е.А., в пользу Самусенко Е.А. взыскана задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных отпусках за период с 01.12.2020 по 17.09.2021 в сумме 94 363,76 руб. (с учетом удержания НДФЛ в размере 14100 руб.); недоплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 27 297,57 руб. (с учетом удержания НДФЛ в размере 4079 руб.), недоплата по четырехмесячному денежному содержанию в размере 262 666,68 руб. и компенсация морального вреда в сумме 3000 руб., а всего 387 328,01 руб.
Анализируя вышеуказанные нормы законодательства, суд приходит к убеждению, что требования истцов о взыскании недополученной суммы компенсации за пятый и шестой месяцы после увольнения подлежат удовлетворению.
Так, Самусенко Е.А. была выплачена компенсация за 5 и 6 месяц в размере 101 973,12 руб. С учетом средств материального стимулирования компенсация за 5 и 6 месяц должна быть выплачена в общей сумме 233 306,46 руб. Недоплата компенсации за 5 и 6 месяцы составляет 131 333,34 руб.
Истцом представлен подробный расчет взыскиваемых сумм, с которым суд соглашается, поскольку он проверен судом, является арифметически верным и произведен в соответствии с действующим правовым регулированием. Кроме того, представителем ответчика данный расчет не оспаривался.
При указанных обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения в размере 131 133,34 руб.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10"Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" указано, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Факт нарушения права истца на получение денежного содержания в полном объеме подтвержден в ходе судебного разбирательства. Учитывая конкретные обстоятельства дела, степень нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в пользу каждого истца в размере 5000 рублей. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Согласно п. 13 указанного выше постановления Пленума ВС РФ, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Суд полагает, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 67 ГПК РФ, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что с учетом сложности работы, выполненной представителем истца Самусенко Е.А. - Кашуба К.В., которая подготовила исковое заявление, с уточнением к нему, участвовала в судебных заседаниях, учитывая то обстоятельство, что заявленные исковые требования удовлетворены, а ответчик доказательств наличия чрезмерности судебных расходов в суд не представил, суд приходит к убеждению, что заявленные истцом судебные расходы в размере 10 000 руб., являются разумными и подлежат взысканию с ответчика, поскольку указанные расходы связаны с защитой прав и законных интересов истца, а именно: расходов связанных с консультированием истца, составлением искового заявления, представительства в суде. Заявленные истцом расходы подтверждены квитанцией серии АА № 000047 от 16.07.2022, что опровергает доводы представителя ответчика об отсутствии доказательств несения расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самусенко Е.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области в пользу Самусенко Е.А. недоплаченную сумму компенсации за пятый, шестой месяцы после увольнения в размере 131 333,34 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, судебные расходы за оказание юридических услуг в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Самусенко Е.А. в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Иркутской области компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Л.М. Шаламова