Дело № 2-312/2021
УИД 55RS0011-01-2021-000419-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., при секретаре судебного заседания Гущанской Н.И., с участием при организации и подготовке судебного разбирательства помощника судьи Жаргаковой Д.Е., рассмотрев 21.06.2021 в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское Омской области гражданское дело по иску и.о. прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Краснополянская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности разработать план мероприятий доступности для инвалидов объектов и услуг,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Горьковского района Омской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обратился в суд с настоящим иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Краснополянская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Краснополянская СОШ»), мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Краснополянская СОШ» имеется паспорт доступности, вместе с тем «дорожная карта» не разработана и не принята. По результатам проверки и.о. прокурора района 17.05.2021 в адрес Комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области внесено представление. Просит обязать МБОУ «Краснополянская СОШ» разработать план мероприятий («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599.
В судебном заседании прокурор Буйный А.Г. исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика - МБОУ «Краснополянская СОШ», представитель третьего лица - Комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, не просили об отложении судебного разбирательства, в связи с чем судья согласно ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть заявленные требования при имеющейся явке в суд.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов.
В соответствии с ч. 1,4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В соответствии с п.15 ч. 3, п.п. 2, 3 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
На основании п. 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
Согласно п. 16 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - «дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 599.
В целях исполнения приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» Министерством образования и науки РФ разработано письмо от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг». Данное письмо носит рекомендательный характер, вместе с тем в нем указано, что в приказе Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1903 регламентировано, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного движения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией. В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в «дорожную карту» с указанием срока, когда эти условия будут созданы.
В силу п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 599, план мероприятий должен содержать: а) обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также мероприятий по их достижению в установленные сроки; б) таблицу повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг по форме согласно приложению № 2;
в) перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг по форме согласно приложению № 3.
Пункт 9 Правил определяет, что показатели доступности для инвалидов объектов и услуг, ожидаемые результаты повышения их значений, перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, и сроки их реализации определяются утверждающим план мероприятий органом исполнительной власти, местной администрацией исходя:
а) из разделов свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
б) из анализа текущего состояния доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствующих сферах деятельности;
в) из государственных (муниципальных) программ, а также из стратегий развития в соответствующих сферах деятельности;
г) из бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, предусмотренных в целях повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Горьковского района проводилась проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МБОУ «Краснополянская СОШ», по результатам которой Комитету по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
Из ответа и.о. председателя Комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области следует, что данное представление и.о. прокурора района было рассмотрено, план мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в МБОУ «Краснополянская СОШ» запланировано разработать и утвердить в IV квартале 2021 года.
Обеспечение доступной среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических проблем, необходимость решения которой, закреплена законодательством Российской Федерации.
Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни.
В современных условиях поддержание активности инвалидов в сфере труда, образования, общественной деятельности, в культурно-досуговой сфере представляется не только как форма удовлетворения индивидуальных потребностей инвалидов, но и как укрепление человеческого потенциала страны и его социально-экономического развития.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Из вышеизложенного следует, что все, независимо от наличия ограниченных возможностей организма, имеют равные права на получение образования. Игнорирование ответчиком указанных требований в сфере социальной защиты нарушает право неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями организма на получение образования в равных условиях с другими гражданами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные и.о. прокурора Горьковского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Краснополянская СОШ» необходимо удовлетворить.
На основании ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец, на основании подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобожден, суд взыскивает с ответчика, который не освобожден от уплаты судебных расходов, в доход бюджета Горьковского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 300 рублей, определенном судом на основании подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ («░░░░░░░░ ░░░░░») ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 17.06.2015 № 599.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ 25.06.2021