ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
20 мая 2020 г. г. Владикавказ
Кузнецова Дмитрия Николаевича, <данные изъяты> ранее подвергавшегося административным наказаниям за административные правонарушения в области дорожного движения,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении около 14 часов 13 января 2020 г. на 230 км. автодороги Кочубей – Зеленокумск – Минеральные воды Кузнецов управлял автомобилем марки «Лада 211440» с государственным регистрационным знаком № в состоянии опьянения, чем нарушил п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД), то есть совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела Кузнецов вину в совершении данного административного правонарушения не признал, при этом пояснил, что в состоянии опьянения не находился, с результатами медицинского освидетельствования не согласен, поскольку никогда не потреблял наркотических средств или психотропных веществ, а также лекарственных препаратов, обнаруженных в его организме. После освидетельствования и медицинского освидетельствования на состояние опьянения законных оснований для направления биологических объектов на химико-токсикологическое исследование не имелось, ввиду отрицательных результатов. В случае уведомления о наличии оснований полагать о нахождении его в состоянии опьянения он бы провел независимое медицинское исследование, однако о наличии в его биологическом объекте (моче) недопустимых веществ уведомили лишь спустя полтора месяца, что лишило его возможности опровергнуть полученные результаты. При этом он в марте 2020 года по собственной инициативе прошел медицинское освидетельствование, которое подтвердило отсутствие у него наркотических, психотропных и иных веществ в организме.
Выслушав объяснения Кузнецова, исследовав представленные в суд доказательства, установлены следующие обстоятельства.
В 14-ом часу 13 января 2020 г. на 230 км. автодороги Кочубей – Зеленокумск – Минеральные воды, Кузнецову, как водителю автомобиля марки «Лада 211440» с государственным регистрационным знаком №, сотрудником ГИБДД предложено пройти освидетельствование на состояние опьянения. По результатам освидетельствования техническим средством измерения «Алкотектор Юпитер» получен результат 0,000 мг/л алкоголя в выдыхаемом воздухе.
На предложение сотрудников полиции Кузнецов согласился пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, после чего был отстранен от управления транспортным средством.
По результатам медицинского освидетельствования в ГБУЗС «Советская районная больница» (г. Зеленокумск Ставропольского края) клинических признаков, позволяющих предположить нахождение Кузнецова в состоянии опьянения, не обнаружено. Кузнецову возвращено его транспортное средство.
Тем не менее отобранный у него биологический объект (моча) направлен на химико-токсикологическое исследование, которое было проведено в ГБУЗС «Краевой наркологический диспансер» (г. Ставрополь) в период с 18 января по 7 февраля 2020 г. Последнее исследование показало наличие в организме Кузнецова лекарственных препаратов «баклофен» и «габапентин» без указания их концентрации, которые не являются наркотическими средствами или психотропными веществами.
Поскольку в инструкциях по применению этих препаратов указано на необходимость воздержаться от потенциально опасных видов деятельности, связанных с необходимостью повышенного внимания и быстрых психомоторных реакций, инспектором ГИБДД составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, как на лицо, управлявшее транспортным средством в состоянии опьянения.
Изложенные обстоятельства следуют из протоколов об административном правонарушении, освидетельствования на состояние опьянения и чеком к нему, направлении на медицинское освидетельствование, об отстранении от управления транспортным средством и задержании транспортного средства, справки об отсутствии клинических признаков состояния опьянения, справки о результатах химико-токсикологических исследований, акта о медицинском освидетельствовании, а также приобщенных к материалам дела видеозаписей.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ ответственности за административное правонарушение подлежит лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения.
Исходя из примечания к указанной статье, состояние опьянения, влекущее административную ответственность, определяется наличием абсолютного этилового спирта, либо наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Ни абсолютный этиловый спирт, ни наркотические средства либо психотропные вещества в организме Кузнецова не обнаружены по итогам химико-токсикологических исследований.
Тем же примечанием определено, что употребление иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Пунктом 2.7 ПДД установлен запрет водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание.
Следовательно, при изложенных выше обстоятельствах привлечение к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения возможно в случае нахождения Кузнецова в состоянии опьянения, вызванного воздействием лекарственных препаратов, которое может быть установлено по совокупности клинических признаков и результатов химико-токсикологических исследований.
Между тем, по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проведенного 13 января 2020 г., врачом составлена справка о том, что у Кузнецова не обнаружены клинические признаки, позволяющие предположить наличие опьянения.
Справка о результатах химико-токсикологических исследований хотя и содержит сведения о наличии в организме лекарственных препаратов, но не содержит сведений о концентрации таких препаратов. Между тем, концентрация подлежит указанию в соответствии с п. 21 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) и п. 5 Инструкции по заполнению учетной формы № 454/У-06, утвержденных приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н.
Согласно сообщению главного врача ГБУЗС «Краевой наркологический диспансер» от 13 мая 2020 г. № 14-04/2/0721 официально утвержденных методик определения концентрации обнаруженных лекарственных препаратов отсутствуют, положительным результатом (подтверждающим наличие) считается результат при выявлении в биологическом объекте веществ (средств), их метаболитов и аналогов на уровне или выше предела обнаружения используемыми методами.
При таких обстоятельствах, сам по себе факт обнаружения названных лекарственных препаратов в биологическом объекте, при отсутствии клинических признаков опьянения, либо сведений о том, что эти препараты оказали воздействие в виде ухудшения реакции и внимания, не дает оснований признать Кузнецова виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указано на наличие признаков поведения, не соответствующих обстановке. Это же обстоятельство явилось основанием для направления Кузнецова на медицинское освидетельствование.
Между тем, в акте медицинского освидетельствования указано, что Кузнецов адекватен, контактен, опрятен, речь внятная, походка ровная. В суде исследована видеозапись, произведенная в установленном порядке инспектором ГИБДД во время производства по делу. На данной записи не запечатлено поведения привлекаемого лица, которое возможно было бы расценивать как не соответствующее обстановке.
Помимо изложенного имеются и иные основания, не позволяющие суду принять решение о виновности Кузнецова в совершении административного правонарушения.
Правила проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании утверждены приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н (далее – Правила).
Пунктами 8 и 10 Правил определено, что химико-токсикологические исследования пробы биологического объекта (мочи) проводятся в два этапа: первый - предварительные исследования, второй - подтверждающие исследования. По окончании первого этапа химико-токсикологического исследования в случае отсутствия в пробе биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ, лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, метаболитов и аналогов указанных средств, веществ и препаратов выносится заключение об отсутствии в исследованной пробе биологического объекта (моче) вызывающих опьянение средств (веществ), второй этап химико-токсикологического исследования не проводится.
В нарушение указанных требований, при отрицательном результате первого этапа исследований биологического объекта (мочи), в отношении Кузнецова проведен второй этап химико-токсикологических исследований.
Согласно п. 10 и 11 Правил срок доставки образца биологического объекта (мочи) в медицинскую организацию, проводящую подтверждающие исследования, не должен превышать десяти рабочих дней с момента отбора биологического объекта (мочи). Сроки проведения подтверждающих химико-токсикологических исследований не должны превышать трех рабочих дней с момента поступления пробы биологического объекта в лабораторию.
То есть Правилами установлен общий срок исследований, включая пересылку биологического объекта (мочи), который не должен превышать тринадцати рабочих дней.
Такие регламентированные сроки химико-токсикологических исследований при производстве в отношении Кузнецова были нарушены, исследования завершены лишь 7 февраля 2020 г., тогда как биологический объект (моча) отобран 13 января 2020 г.
Таким образом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Кузнецова установлены явные нарушения порядка проведения медицинского освидетельствования.
Кроме того, нарушение порядка медицинского освидетельствования также повлекло нарушение права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, помимо прочего, вправе представлять доказательства.
Как следует из объяснений в суде Кузнецова, отсутствие в его биологическом объекте (моче) запрещенных веществ (средств) по результатам первого этапа химико-токсикологического исследования, а также последующие действия сотрудника полиции, возвратившего ему задержанный автомобиль для дальнейшего следования в качестве водителя, не давали повода принимать меры, направленные на доказывание своей невиновности.
Поскольку по результатам первого этапа химико-токсикологического исследования его биологический объект (моча) согласно п. 10 Правил не подлежал направлению на второй этап исследований, у него не было оснований для самостоятельного проведения медицинского освидетельствования. Однако в случае положительного результата первого этапа исследований он был намерен доказывать свою невиновность таким способом.
О результатах второго этапа химико-токсикологических исследований ему стало известно в конце февраля, то есть спустя около полутора месяцев, когда возможность получения надлежащих доказательств, могущих иметь значение для дела, утрачена.
Тем не менее Кузнецов 12 марта 2020 г. самостоятельно обратился для проведения ему медицинского освидетельствования. По результатам химико-токсикологических исследований его биологического объекта (мочи) наркотические, психотропные и иные средства и вещества не обнаружены.
На основании изложенного, учитывая всю совокупность изложенных обстоятельств, на основании которых следует прийти к выводу об отсутствии состояния опьянения у Кузнецова, а также при нарушении порядка проведения медицинского освидетельствования, в том числе повлекшем нарушение права представлять доказательства, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10, 29.11, 32.5 КоАП РФ,
постановил:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 12.8 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░