УИД 59RS0013-01-2021-000644-60
Судья Никулина Л.Н.
Дело № 7-491/2022 / 21-265/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 22 марта 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев жалобу Толстова Тараса Викторовича на постановление и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 12 августа 2021 г., решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 17 января 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Толстова Тараса Викторовича,
у с т а н о в и л:
постановлением и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 12 августа 2021 г. № 02-05/79-21 индивидуальный предприниматель Толстов Т.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 17 января 2022 г., вынесенного по результатам рассмотрения жалобы Толстова Т.В., вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, Толстов Т.В. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании в краевом суде Толстов Т.В., извещенный надлежащим образом, участие не принимал.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 8.32 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Как следует из части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01 января 2022 г., порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила, действовавшие до 01 января 2021 г.), устанавливающие единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 13 апреля 2020 г. № СЭД-30-01-02-426 на территории Очерского лесничества был открыт пожароопасный сезон с 27 апреля 2020 г.
Постановлением Правительства Пермского края от 25 июня 2020 г. № 448-п установлен особый противопожарный режим в лесах на территории Пермского края до 10 сентября 2020 г.
Как следует из материалов дела, в период с 06 марта 2019 г. по 05 марта 2020 г., согласно лесной декларации от 05 марта 2019 г. № **, ИП Толстов Т.В, являющийся арендатором лесного участка, осуществлял заготовку древесины способом сплошных рубок на делянке 1 в выделе 6 квартала 56 Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества (площадь лесосеки - 4,6 га). Договор аренды лесного участка от 17 декабря 2008 г. ** расторгнут решением Арбитражного суда Пермского края от 08 сентября 2020 г. № А50-13471/2020, вступившим в законную силу 11 декабря 2020 г.
Из акта осмотра лесосеки от 27 августа 2020 г., составленного и.о. лесничего Большесосновского участкового лесничества Б1., на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества установлено, что арендатором не выполнены работы по очистке места рубки (лесосеки) от порубочных остатков на площади 1,9 га, на лесосеке оставлена невывезенная древесина общим объемом 65 куб.м, на лесосеке отсутствует деляночный столб. Нарушения выявлены в период особого противопожарного режима в лесах.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Толстова Т.В. протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.
Вина Толстова Т.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 16 июля 2021 г.; актом осмотра лесосеки от 27 августа 2020 г.; договором аренды лесного участка от 17 декабря 2008 г. № **; лесной декларацией № 0183/1 от 05 марта 2019 г., выпиской из ЕГРИП на Толстова Т.В. и другими имеющимися в деле доказательствами.
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Объективных данных, свидетельствующих о том, что у Толстова Т.В. отсутствовала возможность для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, а также убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения указанных норм, материалы дела не содержат. Выявление в пожароопасный период неочищенных мест рубки от порубочных остатков, невывезенной древесины свидетельствует о событии и составе административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Доводы заявителя в жалобе об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения опровергаются совокупностью собранных по делу и имеющихся в материалах дела доказательств.
Ссылка Толстова Т.В. на осуществление рубки Б2., которому он передал права арендатора лесного участка на основании договора переуступки от 07 ноября 2018 г., не влечет отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Договором аренды лесного участка от 17 декабря 2008 г. **, заключенного ИП Толстовым Т.В. с Агентством по природопользованию Пермского края, предусмотрено, что передача прав и обязанностей по настоящему договору другим лицам возможна только с согласия арендодателя (пункт 18.4 договора).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 сентября 2020 г. № А50-13471/2020 с ИП Толстова Т.В. в пользу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края взыскана задолженность по договору аренды лесного участка от 17 декабря 2008 г. ** за период с мая 2018 г. по март 2020 г., указанный договор расторгнут. В названном решении также содержится вывод о том, что переуступка права аренды лесного участка Б2. была произведена Толстовым Т.В. в нарушение пункта 18.4 договора аренды. Законность и обоснованность указанного решения подтверждена постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2020 г. № 17АП-13195/2020-ГК.
То обстоятельство, что лесная декларация № 0183/1 от 06 марта 2019 г. была подана Б2., не ставит под сомнение законность и обоснованность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Толстова Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ. Как следует из декларации, она подана от имени ИП Толстова Т.В. Б2. на основании доверенности от 11 февраля 2019 г.
Указание Толстова Т.В. на то, что фактическое осуществление рубки Б2. подтверждается отказным материалом № 181/2373 КУСП по факту незаконной рубки, также не является основанием для отмены вынесенных по делу актов, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для проведения отделом полиции МО МВД России «Очерский» проверки по данному факту, были связаны с проведением лесорубочных работ на иных лесосеках, расположенных в квартале ** выделов ** и ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества.
Подлежит отклонению довод Толстова Т.В. о подведомственности рассмотрения его жалобы арбитражному суду.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ, образует нарушение правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность. Наличие у субъекта ответственности статуса юридического лица, осуществление им предпринимательской деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения дела с его участием к подведомственности арбитражного суда.
Указание в жалобе на то, что Толстов Т.В. не был извещен о времени осмотра лесосеки, произведенного 27 августа 2020 г., не является основанием для вывода об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 г. № 367 утверждены Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, Форма технологической карты лесосечных работ, Форма акта осмотра лесосеки и Порядок осмотра лесосеки.
Акт осмотра лесосеки от 27 августа 2020 г. отвечает требованиям названного Приказа, регулирующего правила проведения осмотра лесосеки, требованиям статьи 26.2 КоАП РФ, сведения, изложенные в нем, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении, поэтому в полной мере отвечает допустимости данного доказательства в соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ.
В адрес Толстова Т.В. 13 августа 2020 г. направлялось извещение о времени проведения осмотра лесосеки, что соответствует пункту 4 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 г. № 367. Поскольку Толстов Т.В. не явился на осмотр, он проведен без его участия.
Таким образом, с учетом представленных доказательств и установленных обстоятельств, вывод должностного лица и судьи районного суда о доказанности вины Толстова Т.В. и наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, является обоснованным.
Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы должностного лица и судьи районного суда не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств не свидетельствует о допущенных существенных нарушениях КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание Толстову Т.В. назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере санкции части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Его довод о том, что наказание должно быть назначено как гражданину, поскольку 20 июля 2020 г. он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, является несостоятельным. Согласно лесной декларации от 05 марта 2019 г. № 0183/1, период лесозаготовительных работ на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества установлен с 06 марта 2019 г. по 05 марта 2020 г., то есть в период, когда Толстов Т.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Толстова Т.В. допущено не было.
Постановление о привлечении Толстова Т.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, вынесено, вопреки доводам Толстова Т.В. с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, о пожарной безопасности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В данном случае правонарушение выявлено лесничим Большесосновского участкового лесничества 27 августа 2020 г., что следует из акта осмотра лесосеки, а к административной ответственности Толстов Т.В. привлечен 12 августа 2021 г., то есть в пределах годичного срока давности. При этом указание Толстова Т.В. на то, что сдача мест рубок на лесном участке в квартале ** выдела ** была назначена на 03 августа 2020 г., не свидетельствует о проведении осмотра лесосеки и об обнаружении административного правонарушения в иной, чем 27 августа 2020 г., день. Так, 13 августа 2020 г. в адрес Толстова Т.В. было направлено заказное письмо, содержащее извещение о проведении осмотра указанной лесосеки 27 августа 2020 г.
Вместе с тем, из постановления должностного лица, а также решения судьи районного суда подлежит исключению вывод о нарушении ИП Толстовым Т.В. подпункта «д» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417, а именно отсутствие на лесосеке деляночного столба, поскольку указанное нарушение не противоречит правилам пожарной безопасности в лесах.
При таких обстоятельствах оснований для изменения, отмены постановления должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 12 августа 2021 г. № 02-05/79-21, решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 17 января 2022 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Толстова Тараса Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Толстова Т.В. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)