Мотивированное решение изготовлено
28.07.2023
Дело № 2-4359/2023
66RS0001-01-2023-002601-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2023 года г.Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Мамедовой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ударцевой Ирины Сергеевны к Степанову Вячеславу Ивановичу о признании права собственности,
по встречному иску Степанова Вячеслава Ивановича к Ударцевой Ирине Сергеевне о включении имущества в состав наследства, признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Ударцева И.С. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования следующим.
ДД.ММ.ГГГГ между Ударцевой Ириной Сергеевной и отцом ответчика Степановым Иваном Федоровичем было достигнуто предварительное соглашение о приобретении Ударцевой И.С. земельного участка по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> (земли населенных пунктов, индивидуальная жилая застройка) и заключен предварительный договор, в соответствии с которым истец и ответчик обязались заключить в будущем договор купли-продажи земельного участка на условиях, предусмотренных предварительным договором.
В предварительном договоре стороны определили срок, в который они обязуются заключить основной договор – ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием послужило то, что земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, необходимо было провести межевание.
Поскольку Степанов И.Ф. умер, истец обратилась в суд с настоящим иском к его наследнику – сыну Степанову В.И., просила признать за Ударцевой И.С. право собственности на земельный участок по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, площадью 1548 кв.м., на основании предварительного договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец не явилась, о причинах неявки не известила.
В судебное заседание ответчик не явился, представлять свои интересы доверил представителю.
В судебном заседании представитель ответчика требования истца не признала, просила в иске отказать. При этом, ответчик обратился в суд с самостоятельным иском, просил включить в состав наследства после смерти Степанова Ивана Федоровича, умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 1548 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>; признать Степанова В.И. фактически принявшим наследство в виде земельного участка площадью 1548 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>; признать за Степановым В.И. право собственности на земельный участок площадью 1548 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> в порядке наследования.
Представитель третьего лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, материалы гражданского дела № по иску Ударцевой И.С. к Степанову И.Ф. об установлении границ, признании предварительного договора основным договором купли-продажи земельного участка, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с ч.1 ст.1114 Гражданского кодекса Российской Федерации днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Судом установлено, что Степанов Иван Федорович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является отцом ответчика Степанова Вячеслава Ивановича.
ДД.ММ.ГГГГ Степанов И.Ф. умер.
После смерти наследодателя Степанова И.Ф. осталось наследство в виде квартиры по адресу: Свердловская область, <адрес>А, <адрес> земельного участка по адресу: Свердловская область, <адрес>, коллективное садоводческое товарищество №, уч. №, что следует из наследственного дела, открытого нотариусом нотариального округа <адрес> и <адрес> Свердловской области Хандуриным Н.В.
Из материалов дела следует, что Комитетом по земельным ресурсам Степанову И.Ф. было выдано свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности на земельный участок по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (п.9 ст.3) признал, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, законодатель декларативно признал действительными все ранее выданные документы, удостоверяющие права на землю, в том числе свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, которые выдавались в конкретном регионе до вступления в действие Закона.
Согласно ст.1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону.
Согласно п.1 ст.1118 Гражданского кодекса Российской Федерации, распорядиться имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания.
Согласно п.1 ст.1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять (п.1).
Согласно п.2 указанной статьи, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно п.4 указанной статьи, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно п.1 ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно п.2 указанной статьи, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действии, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).
Согласно п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно п.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п.17 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав (утв. Правлением ФНП 28.02.2006), наследник вправе выбрать по своему усмотрению любой из способов принятия наследства: путем подачи соответствующего заявления нотариусу либо путем фактического принятия наследства (ст. 1153 ГК РФ).
Как следует из материалов наследственного дела, Степанов В.И. принял часть наследства, следовательно, он принял все причитающееся ему наследство, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также если их переход в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими федеральными законами (ст. 418, часть вторая ст. 1112 ГК РФ). В частности, в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства (раздел V Семейного кодекса Российской Федерации), права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования (ст. 701 ГК РФ), поручения (п. 1 ст. 977 ГК РФ), комиссии (часть первая ст. 1002 ГК РФ), агентского договора (ст. 1010 ГК РФ).
Согласно ст.418 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Из изложенного следует, что обязательство, возникшее из предварительного договора (ст.429 ГК РФ), не связано неразрывно с личностью должника, гражданское законодательство не содержит запрета на переход обязанности заключить основной договор купли-продажи в порядке наследования к наследникам, принявшим наследство.
Приняв наследство после смерти Степанова И.Ф., Степанов В.И. получил его права и обязанности производным способом в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, ввиду чего юридически значимые действия Степанова И.Ф. по заключению предварительного договора и выраженное в нем волеизъявление на возникновение обязательства по заключению основного договора купли-продажи спорного земельного участка является обязательным для наследника, поскольку при наследовании обязательство, по общему правилу продолжает существовать в неизменном виде, тогда как меняется только субъектный состав данных правоотношений.
Следовательно, Степанов В.И. является правопреемником Степанова И.Ф. по заключенному с Ударцевой И.С. предварительному договору купли-продажи земельного участка.
Как следует из предварительного договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Степановым И.Ф. (продавец) и Ударцевой И.С. (покупатель), продавец обязуется продать, а покупатель купить в собственность принадлежащий продавцу земельный участок площадью 1548, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индвидуальной жилой застройки, находящийся по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, <адрес>.
Пунктом 3 договора предусмотрено, что указанный земельный участок продается продавцом покупателю за 1 100 000 рублей.
Согласно п.9 договора, покупатель приобретает право собственности /владения, пользования, распоряжения/ на указанный земельный участок в соответствии с заключенным не позднее ДД.ММ.ГГГГ основным договором купли-продажи.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.429 Гражданского кодекса Российской Федерации, по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором (п.1).
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность (п.2).
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора (п.3).
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора (п.4).
В случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные п.4 ст.445 настоящего Кодекса. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора (п.5).
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор (п.6).
Основной договор купли-продажи подлежал в рассматриваемом случае заключению до ДД.ММ.ГГГГ, после чего, в силу п.6 ст.429 Гражданского кодекса Российской Федерации, предварительный договор прекратил свое действие в связи с истечением определенного в нем срока.
Доказательств того, что одна из сторон направила другой стороне предложение заключить этот договор, суду не представлено.
Таким образом, суд отказывает Ударцевой И.С. в удовлетворении иска.
При этом, подлежат удовлетворению требования встречного иска о включении в состав наследства после смерти Степанова И.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка площадью 1548 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>; признании Степанова В.И. фактически принявшим наследство в виде земельного участка площадью 1548 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>; признании за Степановым В.И. права собственности на земельный участок площадью 1548 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> в порядке наследования.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Ударцевой Ирины Сергеевны к Степанову Вячеславу Ивановичу о признании права собственности оставить без удовлетворения.
Иск Степанова Вячеслава Ивановича к Ударцевой Ирине Сергеевне о включении имущества в состав наследства, признании права собственности, удовлетворить.
Включить в состав наследства после смерти Степанова Ивана Федоровича, умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 1548 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.
Признать Степанова Вячеслава Ивановича фактически принявшим наследство в виде земельного участка площадью 1548 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.
Признать за Степановым Вячеславом Ивановичем право собственности на земельный участок площадью 1548 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> в порядке наследования.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через суд, принявший решение, в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья