Дело № 2-3119/2024 27 мая 2024 года
29RS0023-01-2024-002583-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Черняевой О.В.,
при секретаре Черненко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области гражданское дело по иску Тулько Натальи Валерьевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплату,
установил:
Тулько Н.В. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплату.
В обоснование заявленных требований указала, согласно заключенному служебному контракту проходила государственную гражданскую службы в Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области. Приказом от 31.03.2023 контракт с ней расторгнут на основании п. 2 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79). Полагала, что работодателем неправильно исчислены размер денежного содержания, так как в расчет среднего заработка не были включены средства материального стимулирования, которые выплачивались истцу в 2022-2023 г.г., а также премии. Просила взыскать с УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в свою пользу задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 35157 руб. 96 коп., проценты в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ в размере 11851 руб. 37 коп.
Истец Тулько Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, не оспаривала представленный ответчиком контррасчет по требованиям.
Ответчик УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, представил возражения на исковое заявление.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 79).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право, в том числе, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно положениям части 1 - 2, 5 и 10 ст. 50 Федерального закона № 79 оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что Тулько Н.В. с 20.05.2011 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, приказом от 17.03.2021 № 23-03/043 она назначена на должность заместителя начальника правового отдела Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, о чем с ней 17.03.2021 заключен служебный контракт № 752 на срок с 01.04.2021 по 31.03.2022, действие которого продлено на один год – по 31.03.2023.
На основании приказа Федеральной налоговой службы от 10.08.2022 № ЕД-7-4/733 и приказа УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 29.08.2022 № 01-04/131 Межрайонная ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу реорганизована путем присоединения к УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, которое является ее правопреемником. Мероприятия по реорганизации завершены 28.11.2022.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 16.11.2022 № 23-03/186 служебный контракт был расторгнут и истец уволен с государственной гражданской службы 25.11.2022 на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79 в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.
Решением суда по делу № 2-1735/2023 Тулько Н.В. восстановлена на службе в УФНС по Архангельской области и НАО в должности заместителя начальника правового отдела с 26.11.2022, с УФНС по Архангельской области и НАО взыскан в пользу Тулько Н.В. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 26.11.2022 по 16.03.2023 в размере 148590 руб. 97 коп.
На основании приказа от 28.03.2023 служебный контракт с Тулько Н.В. расторгнут и она уволена с государственной гражданской службы с 31.03.2023 в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта (п.2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79).
При увольнении Тулько Н.В. была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 22,33 дня в размере 82249 руб. 88 коп.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев выплаты компенсации за неиспользованный отпуск урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 554 (далее - Правила).
Пунктом 3 и 4 указанных Правил предусмотрено, что для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся:
а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания);
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
д) ежемесячное денежное поощрение;
е) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
з) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 3 настоящих Правил, дополнительно учитываются:
а) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
б) другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для выплат, указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 6 Правил).
Согласно п. 8 Правил денежное содержание для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "б" пункта 1 настоящих Правил, исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" - "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.
Размер денежного содержания для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "б" пункта 1 настоящих Правил, рассчитывается путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число подлежащих замене неиспользованных календарных дней отпуска.
В силу ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения:
1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно;
2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно;
3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, предусматривающий количество должностных окладов (в расчете на год) для определения суммы средств, направляемых на осуществление выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации..
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», действующим до 31 декабря 2022 года, установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 названного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относилось к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика в период службы средства материального стимулирования должны учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск.
В период службы истцу как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и разовые премии (в 2022, 2023 годах).
Вместе с тем, как указывает истец в исковом заявлении, произведенные ответчиком выплаты материального стимулирования не были учтены при выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, что привело к выплате такой компенсации не в полном объеме.
С учетом изложенного, доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных, суд приходит к выводу, что компенсация за неиспользованный отпуск произведена истцу ответчиком не в полном объеме.
Проверив представленные расчеты, суд соглашается с контррасчетом ответчика, который выполнен математически правильно с учетом произведенных выплат.
С учетом изложенного с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 34450 руб. 72 коп. (542447,18 / 12 / 29,3 * 22,33 дня).
В силу статей 207 – 209, 226 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей признается объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму указанного налога возлагается законом на налогового агента. Суд в отношении истца налоговым агентом не является, в связи с чем взыскивает невыплаченные истцу суммы без учета последующего удержания из них налога на доходы физических лиц, которое должен произвести работодатель.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно представленному ответчиком контррасчету, который судом проверен и признан правильным, размер компенсации за задержку выплаты за заявленный истцом период с 01.04.2023 по 18.12.2023 составит 11380 руб. 22 коп.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены с учетом положений ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Тулько Натальи Валерьевны (паспорт .....) к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901130440) о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Тулько Натальи Валерьевны невыплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 34450 руб. 72 коп., компенсацию за нарушение срока выплаты за период с 01.04.2023 по 04.05.2024 в размере 11380 руб. 22 коп., всего взыскать 45830 (триста семь тысяч триста пятьдесят) руб. 94 коп.
В удовлетворении требований Тулько Натальи Валерьевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты в большем размере отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Черняева
Мотивированное решение изготовлено 3 июня 2024 года.