Дело № 2-935/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 01 марта 2024 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Пляцок И.В.,
при секретаре Суздальцевой Ю.А.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Ненашевой И.А.,
представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и <адрес> Семенко Т.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица Фонда пенсионного и социального страхования РФ Митасовой Н.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Соколова Александра Васильевича, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и <адрес> о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах Соколова А.В., обратился в суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и <адрес> с иском о предоставлении технических средств реабилитации, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Соколова А.В. по вопросу соблюдения законодательства при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации. Установлено, что Соколов А.В. является инвалидом I группы бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации инвалида Соколова А.В. (карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ) рекомендованы следующие технические средства реабилитации: магнитофоны, плееры для чтения «говорящих книг». В Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ под № зарегистрировано заявление Соколова - А.В. на предоставление в соответствии с индивидуальной программой реабилитации указанного технического средства. Вместе с тем, указанными техническими средствами реабилитации Соколов А.В. в необходимом объеме по настоящее время не обеспечен.
Бездействие должностных лиц Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и <адрес> существенно нарушило законные права и интересы Соколова А.В.
Вследствие несовременного предоставления технических средств реабилитации в необходимом объеме Соколов А.В. переживает физические и нравственные страдания, что оказывает существенное отрицательное влияние на качество жизни инвалида. Факт нравственных страданий Соколова А.В. в результате противоправного бездействия должностных лиц органов Фонда пенсионного и социального страхования подтверждается характером его заболевания, наличием в силу состояния здоровья ограничений к способности коммуникации, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации.
На основании изложенного просит возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и <адрес> обязанность в 2-х месячный срок с момента вступления решения в законную силу предоставить Соколову Александру Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническое средство реабилитации: магнитофоны, плееры для чтения «говорящих книг»; взыскать в пользу Соколова А.В. компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В судебное заседание не явился истец Соколов А.В., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял.
На основании положений ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Соколова А.В.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица требования не признали, указали, что в настоящее время Соколову А.В. после проведения соответствующих закупок выданы направления на получение средств технической реабилитации – магнитофона, плеера для чтения «говорящих книг», в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. В части требований о компенсации морального вреда – с ДД.ММ.ГГГГ проводятся закупочные мероприятия, и только после заключения контракта возможна выдача направления, что и было сделано. Ответчик не имел возможности выдать направление Соколову А.В. на получение технических средств реабилитации в пределах установленного срока и предпринимал все возможные способы для получения дополнительных лимитов бюджетных средств на обеспечение инвалидов, в том числе Соколова А.В., техническими средствами реабилитации, что не может быть расценено как бездействие, влекущее за собой возможность компенсации морального вреда.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и <адрес> обеспечить техническими средствами реабилитации, в связи с отказом истца от иска по причине добровольного удовлетворения требований истца.
Выслушав пояснения старшего помощника прокурора <адрес> Ненашевой И.А., представителей ответчика и третьего лица, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу ч.1 ст.25 Всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу ст.2 указанного закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.
Согласно ст.10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст.11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Частью 14 ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р утвержден федеральный перечень реабилитированных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Пунктом 13 Федерального перечня к техническим средствам реабилитации инвалидов отнесены специальные устройства для чтения «говорящих книг» для оптической коррекции слабовидения.
Абзацем 2 п.2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240, изданным во исполнение указанной нормы, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил определено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил; оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации; формирования электронного сертификата для приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата.
В бланке заявления по обеспечению техническими средствами реабилитации предусмотрена возможность выбрать любой из перечисленных выше способов обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации. Вплоть до обеспечения техническими средствами реабилитации инвалид вправе заменить выбранный способ обеспечения на альтернативный.
В силу пунктов 4,5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п.4 Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Из приведенных норм следует, что обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по заявлению Соколова А.В. по вопросу соблюдения законодательства при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации.
В ходе которой установлено, что Соколов А.В. является инвалидом первой группы по зрению, бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Соколовым А.В. подано заявление о предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.Из индивидуальной программы реабилитации инвалида Соколова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ему рекомендованы следующие технические средства реабилитации: магнитофоны, плееры для чтения «говорящих книг».Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № Соколов А.В. поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, а именно специального устройства для чтения «говорящих книг» на флеш-картах, поручней (перил) для самоподнимания прямые(линейные). ДД.ММ.ГГГГ Соколову А.В. выдано направление № на получение поручней (перил) для самоподнимая прямые (линейные), поручней (перил) для самоподнимания прямые (линейные) «Ortonica», срок получения ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Соколову А.В. выдано направление № на получение специального устройства до ДД.ММ.ГГГГ для чтения «говорящих книг» на флэш-картах (13-01-01), специального устройства. Таким образом, обеспеченность Соколова А.В. техническими средствами реабилитации подтверждается представленными материалами. При этом направление от ДД.ММ.ГГГГ выдано по заключенному государственному контакту № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленные законом сроки. В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»). Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции) (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N33). Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N33). Из разъяснений, данных в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" следует, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком проводились закупочные процедуры (осуществлено 7 попыток) на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» (тифлофлешплееров). Отделением были размещены заявки на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах: от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; ДД.ММ.ГГГГ - №; №; от ДД.ММ.ГГГГ - №. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, аукционы признаны несостоявшимися. Отделением ДД.ММ.ГГГГ размещен запрос цен на специальное устройство для чтения «говорящих книг» и ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ выдано направление Соколову А.В. на получение технических средств реабилитации – устройство для чтения говорящих книг. Подпунктом а пункта 10 Административного регламента, утвержденного Приказом от 16.05.2019 N256, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации является, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства, в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением инвалида, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные пунктом 5 Правил в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов TCP осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов TCP, включая изготовление и ремонт, предоставляемых из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
В соответствии с Правилами, обеспечение инвалидов TCP производится уполномоченными органами через организации, отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд - Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, в связи с отсутствием у отделения средств федерального бюджета, за счет которых возможно профинансировать предоставление Соколову А.В. технического средства реабилитации в отобранной в установленном законом порядке организации, наличием законодательного запрета на размещение новых государственных заказов в отсутствие бюджетных ассигнований для их финансирования, длительностью законодательно установленной процедуры заключения государственных контрактов, выдать направление Соколову А.В. на получение технических средств реабилитации до ДД.ММ.ГГГГ не представлялось возможным.
Факт отсутствия у Отделения средств федерального бюджета подтверждается письмом Отделения № от ДД.ММ.ГГГГ в СФР РФ с предложением на внесение изменений в бюджетную роспись расходов бюджета СФР на социальное обеспечение на ДД.ММ.ГГГГ и ответом на него № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно полученному ответу, в настоящее время прорабатывается с Минтрудом России вопрос о выделении бюджету СФР дополнительных средств на обеспечение инвалидов TCP в ДД.ММ.ГГГГ. В случае доведения дополнительных ассигнований бюджету СФР средства будут распределены и доведены в Отделение.
В связи с тем, что дополнительные ассигнования до Отделения не были доведены, в СФР РФ направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о сложившейся задолженности в средствах федерального бюджета для обеспечения TCP льготной категории граждан и просьбой положительно рассмотреть обращение на увеличение и доведение до Отделения соответствующих лимитов бюджетных обязательств. На данное обращение поступил ответ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ответчиком предприняты все возможные способы для получения дополнительных лимитов бюджетных обязательств на обеспечение инвалидов, в том числе Соколову А.В., техническими средствами реабилитации, что не может быть расценено как бездействие. На что указывает прокурор в обоснование требований о компенсации морального вреда.
Истец также указывает, что факт нравственных страданий Соколова А.В. в результате противоправного бездействия отделения подтверждается характером его заболевания, наличием ограничений способности к коммуникации, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации. Между тем, специальные устройства для чтения «говорящих книг» предназначены для социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению 1 и 2 групп с 3 и 4 степенью нарушения зрительных функций, их социальной и психологической адаптации, частичной компенсации ограничений к общему и специальному образованию, профессиональной деятельности. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих нравственные и физические страдания Соколова А.В. именно вследствие непредставления средств технической реабилитации, причинно-следственная связь между этими обстоятельствами отсутствует.
Поскольку судом установлено, что отделение не имело возможности ранее обеспечить Соколова А.В. техническими средствами реабилитации в связи с отсутствием достаточных бюджетных ассигнований и предпринимало все необходимые действия для того, чтобы дополнительно их получить, у Соколова А.В. имелись альтернативные способы обеспечения средств и данным правом инвалид не воспользовался. При этом доводы истца о невозможности самостоятельного приобретения необходимого TCP в связи с компенсацией ниже их рыночной стоимости не состоятельны, доказательств этого истцом не представлено.
Таким образом, принимая во внимание, что Соколов А.В. в настоящее время обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации, а также предпринимаемые ответчиком действия в целях своевременного обеспечения истца средствами реабилитации, отсутствия доказательств подтверждающих нравственные и физические страдания, а также негативные последствия, возникшие в результате необеспечения, суд полагает, что требования прокурора <адрес> в интересах Соколова Александра Васильевича, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и <адрес> о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах Соколова Александра Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> и <адрес> о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 11.03.2024 г.
Судья И.В. Пляцок
Копия верна
Судья:_____________________
(И.В. Пляцок)
Секретарь судебного заседания
_______________( Ю.А.Суздальцева)
«____»_____________2024 г.
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2023-007353-25
Решение (не) вступило в законную силу.
Подлинник решения подшит в дело №2-935/2024 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска