Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1039/2022 ~ М-432/2022 от 14.03.2022

            Дело № 2-1039/22

                18RS0023-01-2022-000243-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2022 года                                    г. Сарапул, Удмуртская Республика

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Евлевских С.В.,

при секретаре                              Батурбаевой Е.В.,

с участием истца Саматовой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саматовой (Мухамадьяровой) <данные изъяты> к Управлению социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики, Отделу социальной защиты населения в городе Сарапуле Управления социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениями в УР, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениями в УР,

установил:

Саматова (Мухамадьярова) Э.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее: Управление социальной защиты населения), Отделу социальной защиты населения в городе Сарапуле Управления социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее: Отдел социальной защиты населения).

Требования основывает на том, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её мать Мелещенко Т.В. лишена родительских прав решением Сарапульского горсуда УР от ДД.ММ.ГГГГ, отец Хуббетдинов А.Ф. лишен родительских прав на основании решения Сарапульского горсуда УР от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы Администрации г. Сарапула УР ДД.ММ.ГГГГ над истцом была назначена опека, опекуном назначена её бабушка Мелещенко М.В. ДД.ММ.ГГГГ решением Сарапульского горсуда УР ей отказано в принудительном обмене помещениями, что по мнению истца предоставляет ей право требовать от органов власти быть включенной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее: Список), подлежащих обеспечению жилыми помещениями в УР. Обратившись с письменным запросом в отдел социальной защиты населения г. Сарапула с заявлением о включении её в Список, она получила отказ, который считает незаконным. Так, назначенный ей опекун не озаботилась о направлении заявления о включении в Список, а по достижении 18летнего возраста и до 23 лет истец отбывала наказание в местах лишения свободы, что свидетельствует об отсутствии у нее возможности обратиться с заявлением в уполномоченные органы. После освобождения из мест лишения свободы истец неоднократно в устном порядке обращалась в Администрацию города Сарапула с целью выразить намерение быть включенной в Список, однако получала отказы. Истец не имеет в собственности другого жилья, также не имеет и заключенных договоров социального найма. Получается, что после освобождения матери истца, лишенной родительских прав, истец будет вынужден выехать из занимаемой ей в настоящее время жилплощади, поскольку проживание вместе будет невозможно, а это означает, что права истца будут нарушены.

Просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениями в УР (на территории <адрес> и <адрес>), сформированный отделом социальной защиты населения города Сарапула. Обязать отдел социальной защиты населения города Сарапула включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениями в УР (на территории города Сарапула и Сарапульского района).

В судебное заседание представители ответчиков не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом. Основываясь на ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании истец Саматова Э.А. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила ранее данные пояснения.

В ходе судебного разбирательства представитель истца Кирьянов А.А. исковые требования поддержал и пояснил суду, что истица до достижения ею 23-летнего возраста отбывала наказание в местах лишения свободы, ей не было известно о необходимости обращения с заявлением в уполномоченный орган о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. После освобождения из мест лишения свободы истица обращал в администрацию города Сарапула с устным заявление о включении её в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем во внеочередном порядке, ей обещали включить в Список. С письменными заявлениями истец не обращалась. В 2021 г. истцу отказано решением суда в принудительном обмене жилого помещения, в котором истец проживает и зарегистрирована по месту жительства. Представитель истца указал, что уважительными причинами пропуска срока обращения истца с заявлением является юридическая неграмотность истца. Просит удовлетворить иск.

Выслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Возникшие правоотношения регулируются нормами ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее в тексте – Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утв. постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из материалов дела усматривается, что родителями Саматовой (Хуббетдиновой) <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения являлись - Мелещенко <данные изъяты> и Хуббетдинов <данные изъяты>.

Решением Сарапульского горсуда УР от ДД.ММ.ГГГГ Мелещенко <данные изъяты> лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Хуббетдиновой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь передана на воспитание бабушке Мелещенко <данные изъяты>; решением Сарапульского горсуда УР от ДД.ММ.ГГГГ Хуббетдинов <данные изъяты> лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Хуббетдиновой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Постановлением Главы администрации г. Сарапула УР от ДД.ММ.ГГГГ , назначена Мелещенко <данные изъяты> опекуном над несовершеннолетней Хуббетдиновой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом по охране прав детства управления по делам семьи, материнства и детства Администрации <адрес> УР, следует, что Хуббетдинова Э.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения.

Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, Хуббетдинова Э.А. вступила в брак с Мухамадьяровым М.Р., после регистрации брака ей присвоена фамилия «Мухамадьярова».

Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, Мухамадьярова Э.А. вступила в брак с Саматовым В.А., после регистрации брака ей присвоена фамилия «Саматова».

Таким образом, истец Саматова Э.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от декабря 1996 года N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя того помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых смещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предписано, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием одного из обстоятельств, указанных в этом пункте, в том числе проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзац второй подпункта 1);

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Исходя из вышеприведенных норм, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее в тексте – Правила).

Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, к уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителя органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в котором обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо после достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия необходимых документов.

Из пояснений истицы Саматовой Э.А. в суде следует, что фактически с рождения она проживала со своей бабушкой, которая впоследствии была назначена её опекуном. С июня 2011 г. по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в местах лишения свободы, там и узнала, что имеет право на обращение с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как ребенку-сироте. Она не имела возможности обратиться с таким заявлением, т.к. не обладала информацией о том, как и куда написать заявление. После освобождения из мест лишения свободы она обращалась в Управление по делам семьи г. Сарапула с устным заявлением о предоставлении квартиры, ей предложили собрать необходимые документы и справки, но начальник Управления ей также разъяснила, что квартира ей не положена, поскольку за ней закреплено жилье по <адрес>. В связи с чем, она не стала собирать справки и подавать письменное заявление. В 2021 г. она обратилась за юридической помощью к юристу, в декабре 2021 г. обратилась с заявлением в орган опеки и попечительства о включении в Список, но ей отказали. Уважительной причиной длительного необращения с заявлением считает отсутствие денежных средств за услуги юриста. С 2016 г. по настоящее время она проживает в квартире по адресу: <адрес>, её мать Мелещенко Т.В. совместно с ней в квартире никогда не проживала, мать жила со своим супругом в его квартире, с 2020 г. Мелещенко Т.В. находится в местах лишения свободы, осуждена на срок 9 лет. Мелещенко Т.В. по освобождении из мест лишения свободы намерена проживать в квартире, истец считает невозможным совместное проживание в одной квартире с матерью.

Из материалов дела следует, что истец Мухамадьярова Э.А. обратилась в Управление по делам семьи, материнства и детства Администрации г. Сарапула с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее: Список) ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Отдела социальной защиты населения в городе Сарапуле Управления социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Мухамадьяровой Э.А. отказано во включении в Список, как не имеющей право на обеспечение жилым помещением.

Из пояснительной записки старшего инспектора отдела социальной защиты населения в г. Сарапуле Ижболдиной Д.С, следует, что основанием для отказа Мухамадьяровой Э.А. во включении в Список явилось наличие в пользовании Мухамадьяровой Э.А. жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, указанное помещение было закреплено за несовершеннолетней постановлением Администрации города Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ; Министерством социальной политики и труда УР на основании заключения Управления по делам семьи, материнства и детства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов, принято решение об отказе в установлении факта невозможности проживания Мухамадьяровой в жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с утратой статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; до достижения возраста 23 лет Мухамадьярова не обращалась с заявлением о включении её в Список, при этом, доказательств уважительных причин невозможности обращения с вышеуказанными заявлениями в орган опеки и попечительства г. Сарапула не установлено.

Из сведений, представленных БУ УР «ЦКО БТИ» Сарапульский филиал ДД.ММ.ГГГГ, АУ «МФЦ УР» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мухамадьярова (Хуббетдинова) Э.А. не имеет в собственности недвижимое имущество.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ ИК-2 УФСИН России по ЧР-Чувашии, Хуббетдинова Э.А. содержалась в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, освобождена по отбытии наказания.

Решением Сарапульского горсуда УР от ДД.ММ.ГГГГ Мухамадьяровой Э.А. отказано в удовлетворении иска к Мелещенко Т.В. о нечинении препятствий в принудительном обмене и осуществлении обмена жилого помещения по адресу: УР, <адрес>29 на два других помещения, пригодных для проживания. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Из решения суда следует, что основанием для отказа в удовлетворении требований явилось непредставление Мухамадьяровой Э.А. в суд доказательств чинения препятствий со стороны Мелещенко Т.В. в обмене жилого помещения и отсутствия соглашения об обмене, не представлены варианты обмена жилого помещения.

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МУ УЗ по ЖКХ г. Сарапула и Мелещенко Т.В. был заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда общей площадью 15,37 кв.м. по адресу: <адрес>.

Согласно адресной справке истец зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Из пояснений истицы Саматовой Э.А. в суде следует, что в данной квартире ранее проживал её дед, после смерти которого договор социального найма был оформлен на Мелещенко Т.В. Совместно с матерью в данной квартире она не проживала, вселилась в квартиру после освобождения из мест лишения свободы в 2016 г. и проживает до настоящего времени. Мелещенко Т.В. до апреля 2020 г. проживала со своим супругом в другом жилом помещении, с апреля 2020 г. Мелещенко Т.В. находится в местах лишения свободы.

Исследованными по делу доказательствами судом устанавливается, что с заявлением о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, до достижения 18летнего возраста опекун истца не обращался в Администрацию г. Сарапула; сама истица до достижения ею возраста 23 лет также не обращалась в уполномоченный орган с заявлением о включении её в Список, истица обратилась с соответствующим заявлением только ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения с заявлением истица достигла возраста 28 лет.

Также судом установлено, что в пользовании Саматовой Э.А. имеется жилое помещение по договору социального найма по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, указанное помещение было закреплено за несовершеннолетней постановлением Администрации города Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ, в указанном жилом помещении истец проживает постоянно с 2016 г. по настоящее время; проживание истицы в данном жилом помещении не признано невозможным; вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в удовлетворении иска к Мелещенко Т.В. о нечинении препятствий в принудительном обмене и осуществлении обмена жилого помещения по адресу: <адрес> на два других помещения, пригодных для проживания, в связи с непредставлением Саматовой Э.А. в суд доказательств чинения препятствий со стороны Мелещенко Т.В. в обмене жилого помещения и отсутствии соглашения об обмене.

Доводы истицы о том, что с 18 до 23 лет она отбывала наказание в местах лишения свободы, ей было известно о возможности получения квартиры, но она не знала куда обратиться, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока обращения с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения в уполномоченный орган.

Сам по себе факт нахождения в местах лишения свободы не является обстоятельством, которое объективно не позволяло истице встать на учет нуждающихся в жилом помещении. На протяжении длительного периода времени с 2011 по 2016 г.г., находясь в местах лишения свободы, истец не предпринимала никаких мер, не совершала действий, направленных на получение необходимой информации, с целью реализации права на обращение с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения в уполномоченный орган.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, материалы дела не содержат. Будучи дееспособной, не имея ограничений в выборе действий и распоряжении собственными правомочиями, истец имела возможность обращения в Управление по делам семьи администрации муниципального образования <адрес> либо для реализации права на судебную защиту в более ранний срок (до 2016 года), однако в отсутствие объективных препятствий, своевременно этого не сделала.

С письменным заявлением в уполномоченный орган истица обратилась только в 2021 г., на момент обращения с заявлением истице исполнилось 28 лет.

При этом, суд учитывает, что из пояснений самой истицы в суде следует, что после освобождения из мест лишения свободы она обращалась в орган опеки и попечительства по вопросу обеспечения жилым помещением, ей было предложено собрать документы, однако, истица не стала заниматься сбором документов, с письменным заявлением в орган опеки и попечительства не обратилась.

    Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в уполномоченный орган с заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, включении в Список, истцом суду не представлено.

При установленных по делу обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

                Решил:

Отказать Саматовой (Мухамадьяровой) <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики, Отделу социальной защиты населения в городе Сарапуле Управления социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениями в УР, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениями в УР.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                Евлевских С.В.

2-1039/2022 ~ М-432/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Судья
Евлевских Светлана Владимировна
Дело на странице суда
sarapulskiygor--udm.sudrf.ru
14.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2022Передача материалов судье
17.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2022Предварительное судебное заседание
24.05.2022Предварительное судебное заседание
25.05.2022Предварительное судебное заседание
05.07.2022Предварительное судебное заседание
27.07.2022Судебное заседание
28.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2022Дело оформлено
06.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее