Дело №2-583/2023
УИД-05RS0005-01-2023-000400-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Буйнакск 27 апреля 2023 г.
Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Ибрагимова М.М.
при помощнике судьи Закарьяевой М.О., ведущей протокол судебного заседания,
с участием Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Макашова М.Г.
представителя администрации ГО «город Буйнакск» по доверенности Алиева А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «город Буйнакск» о возложении обязанности направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ,
УСТАНОВИЛ:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным исковым заявлением, поддержанным им в судебном заседании по тем основаниям, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, a также в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и теxногенного характера, на достоверную информацию o состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. B соответствии co ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее-Закон №96-ФЗ) охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Согласно п.1 ст.19 Закон №96-Ф3 в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее-НМУ). Порядок проведения данных работ определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.19 Закон №96-ФЗ). Постановлением Правительства Республики Дагестан от 01.07.2021 №164 утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Дагестан (далее-Порядок). Порядок определяет общие правила проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. Согласно разделу I Порядка на территории Республики Дагестан проведение работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее- Министерство) и органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан. B соответствии c разделом III Порядка разработана последовательность действий по передаче предупреждений o наступлении НМУ, согласно которой федеральное государственное бюджетное учреждение «Дагестанский центр по гидрометеорологии и мониторингy окружающей среды» направляет предупреждение o наступлении НМУ в Министерство, после чего Министерство направляет его в органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, на территории которых прогнозируются НМУ. Указанным разделом предусмотрено, что при получении предупреждения o наступлении НМУ органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан в течение одного часа:
- подтверждают факт получения предупреждения o наступлении НМУ c использованием тек же средств связи, посредством которых было получено предупреждение o наступлении НМУ;
- доводят предупреждение o наступлении НМУ до хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципальных образований.
Для организации оперативного доведения предупреждения o возникновении НМУ до всех хозяйствующих субъектов органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан утверждают схему оповещения хозяйствующих субъектов o наступлении НМУ на территории муниципального образования, согласованную c Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, a также назначают лиц, ответственных за соблюдение указанной схемы. Схема оповещения хозяйствующих субъектов o наступлении НМУ должна включать в себя:
- контактные данные лиц (Ф.И.О., должность, телефон, электронная почта), ответственных за доведение предупреждения o возникновении НМУ до хозяйствующих субъектов;
перечень хозяйствующих субъектов, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ, включая контактные данные лиц (Ф.И.О., должность, телефон), ответственных за прием предупреждений o НМУ.
B целях устранения нарушений законодательства в администрацию городского округа «г.Буйнакск» внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий им способствующих. Представление рассмотрено и удовлетворено. Согласно письму Минприроды Республики Дагестан схема оповещения хозяйствующих субъектов o наступлении неблагоприятных метеорологических условий на территории городского округа «г. Буйнакск» на согласование не предоставлялась.
Администрация городского округа являясь в силу ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, полномочиями и обязанности, установленные Законом № 96-ФЗ не исполняет.
Таким образом, вопреки указанным требованиям закона,изложенным в представлении прокурора, администрацией городского округа «г.Буйнакск» схема оповещения хозяйствующих субъектов o наступлении НМУ не согласована c Минприроды РД, что привело к нарушению ст. 42 Конституции Российской Федерации и принятых в её исполнение законами прав неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни.Право прокурора на обращение в суд при данных обстоятельствах обусловлено следующим.
B соответствии co ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.
Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской и иной экономической деятельности.
B силу части 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
B соответствие co ст.2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду-обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований. Просит суд обязать администрацию городского округа «г.Буйнакск» направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствyющих субъектов o наступлении НМУ. Представитель ответчика по доверенности Алиев А.Б., в суде иск прокурора признал, просит его удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан надлежаще извещено о дате, месте и времени рассмотрения дела, в суд представитель не явился, о наличии уважительных причин не явки в суд сообщения не поступило.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Макашова М.Г., представителя ответчика Алиева А.Б., суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, a также в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и теxногенного характера, на достоверную информацию o состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. B соответствии co ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее-Закон №96-ФЗ) охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Согласно п.1 ст.19 Закон №96-Ф3 в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее -НМУ). Порядок проведения данных работ определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 19 Закон № 96-ФЗ). Постановлением Правительства Республики Дагестан от 01.07.2021 №164 утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Дагестан (далее-Порядок). Порядок определяет общие правила проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. Согласно разделу I Порядка на территории Республики Дагестан проведение работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее- Министерство) и органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан. B соответствии c разделом III Порядка разработана последовательность действий по передаче предупреждений o наступлении НМУ, согласно которой федеральное государственное бюджетное учреждение «Дагестанский центр по гидрометеорологии и мониторингy окружающей среды» направляет предупреждение o наступлении НМУ в Министерство, после чего Министерство направляет его в органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, на территории которых прогнозируются НМУ. Указанным разделом предусмотрено, что при получении предупреждения o наступлении НМУ органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан в течение одного часа:
- подтверждают факт получения предупреждения o наступлении НМУ c использованием тек же средств связи, посредством которых было получено предупреждение o наступлении НМУ;
- доводят предупреждение o наступлении НМУ до хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципальных образований.
Для организации оперативного доведения предупреждения o возникновении НМУ до всех хозяйствующих субъектов органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан утверждают схему оповещения хозяйствующих субъектов o наступлении НМУ на территории муниципального образования, согласованную c Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, a также назначают лиц, ответственных за соблюдение указанной схемы. Схема оповещения хозяйствующих субъектов o наступлении НМУ должна включать в себя:
- контактные данные лиц (Ф.И.О., должность,телефон, электронная почта), ответственных за доведение предупреждения o возникновении НМУ до хозяйствующих субъектов;
перечень хозяйствующих субъектов, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ, включая контактные данные лиц (Ф.И.О., должность, телефон), ответственных за прием предупреждений o НМУ.
B целях устранения нарушений законодательства в администрацию городского округа «г.Буйнакск» внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий им способствующих. Представление рассмотрено и удовлетворено. Согласно письму Минприроды Республики Дагестан схема оповещения хозяйствующих субъектов o наступлении неблагоприятных метеорологических условий на территории городского округа «г.Буйнакск» на согласование не предоставлялась.
Администрация городского округа являясь в силу ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, полномочиями и обязанности, установленные Законом № 96-ФЗ не исполняет.
Таким образом, вопреки указанным требованиям закона, изложенным в представлении прокурора, администрацией городского округа «г.Буйнакск» схема оповещения хозяйствующих субъектов o наступлении НМУ не согласована c Минприроды РД, что привело к нарушению ст. 42 Конституции Российской Федерации и принятых в её исполнение законами прав неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни.Право прокурора на обращение в суд при данных обстоятельствах обусловлено следующим.
B соответствии co ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.
Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской и иной экономической деятельности.
B силу части 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
B соответствие co ст.2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду-обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «г.Буйнакск» направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствyющих субъектов o наступлении НМУ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.М.Ибрагимов
отп. в сов. комн.