Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1256/2022 ~ М-1264/2022 от 24.11.2022

УИД № 11RS0006-01-2022-002460-79 Дело № 2-1256/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми,

в составе председательствующего судьи Маркелова К.Б.,

при помощнике судьи Витязевой Е.А.,

с участием прокурора Умновой Б.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в ... 14 декабря 2022 года гражданское дело по иску Глабай Т. Н. к администрации муниципального образования городского округа «Усинск» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Глабай Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Усинск» о взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.

В обоснование иска указано, что дд.мм.гггг. Глабай Т.Н. около ... часов направлялась в бухгалтерию ГБУЗ «УЦРБ», двигалась по ..., в городе Усинске. Проходя мимо ... на Глабай Т.Н. набросилась собака, которая находилась возле этого дом. Собака набросилась, вцепилась в ногу, прокусив штанину брюк, после чего у истца образовался укус. Состояние здоровья Глабай Т.Н. ухудшилось, она неоднократно обращалась к врачам. Истец испытала физические и нравственные страдания, стала очень раздражительной. У истца появилась паническая боязнь собак, она стала плохо спать, ей стали постоянно сниться кошмары с участием собак. Глабай Т.А. стала бояться передвигаться по городу, ей приходится изменять маршрут при виде бродячей собаки. Кроме того, истцу пришлось выбросить одежду, в которой она была в момент укуса, так как она стала ассоциироваться с моментом укуса. На приеме травматолога, ей были назначены: прививка от столбняка (единоразово) и антирабическая вакцина (шесть уколов). После введения вакцины у истца наблюдаются недомогания, головная боль, слабость, которые доставляют ей значительный дискомфорт.

Просит взыскать компенсацию морального вреда с администрации МО ГО «Усинск» в размере 50000 руб.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Истец в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что дд.мм.гггг. шла в бухгалтерию ГБУЗ «УЦРБ», в районе магазина «Примула» на нее напала собака, ошейника и бирки у собаки не было. После того, как Глабай Т.А. укусила собака, она позвонила в полицию, а также оставила заявку в МКУ «Городское хозяйство» об отлове собаки, потом направилась в больницу, где ей обработали рану и назначили лечение.

Представитель ответчика администрации МО ГО «Усинск» в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие. В мотивированном отзыве администрация МО ГО «Усинск» решение по делу оставила на усмотрение суда.

Третье лицо МКУ «Городское хозяйство», надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, в отзыве на исковое заявление указали, что дд.мм.гггг. от Глабай Т.Н. поступила заявка на отлов собаки по адресу: ..., отлов животных произвести не удалось в виду их отсутствия на данной территории; дд.мм.гггг. от Глабай Т.Н. поступила повторная заявка с указанием того же адреса, по итогам работы был произведен отлов одной собаки дд.мм.гггг..

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, заслушав истца, прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 498-ФЗ) деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц, гуманного отношения к животным без владельцев, предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии, возврата потерявшихся животных их владельцам.

В соответствии с подп. 82 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №    184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия в области обращения с животными, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) наделение органов местного самоуправления отдельными, государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона №131-Ф3 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах, выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Ст. 1, 5, 10 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, по принятию муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий на неопределенный срок.

Советом муниципального образования городского округа "Усинск" от 28.04.2016 N 41 принято решение осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории муниципального образования городского округа "Усинск", за счет средств бюджета муниципального образования городского округа "Усинск" сверх средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа "Усинск", в виде субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на осуществление переданных государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Постановлением Правительства РК от 30.01.2020 № 41 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО ГО «Усинск» (далее – Порядок).

Целями настоящего Порядка являются, в том числе предотвращение причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (п. 2 Порядка).

Соглашение о предоставлении субвенций из республиканского бюджета Республики Коми бюджету МО ГО «Усинск» на осуществление государственных полномочий Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев заключено 01.02.2022.

В силу пункта 2.1 указанного Соглашения на осуществление государственных полномочий Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете МО ГО «Усинск» в 2022 году составляет 6825957 рублей.

Кроме того, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

Таким образом, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

В соответствии с Положением об УЖКХ администрации муниципального образования городского округа «Усинск», утвержденным решением Совета МО ГО «Усинск» № 236 от 27.09.2018, Уставом МКУ «Городское хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск», в целях реализации требований Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ, постановления Правительства Республики Коми от 30.01.2020 № 41 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Коми» издан приказ УЖКХ администрации МО ГО «Усинск» от 24.01.2022 № 5, согласно которому утвержден Порядок взаимодействия МКУ «Городское хозяйство» и УЖКХ АМО ГО «Усинск» при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования городского округа «Усинск».

Согласно п. 1.2 указанного Порядка деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования городского округа «Усинск» осуществляет МКУ «Городское хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск».

В соответствии с п. 2.3 Устава МКУ «Городское хозяйство» осуществляет, в том числе, деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории городского округа.

Согласно журналу заявок на отлов животных без владельцев следует, что дд.мм.гггг. поступила заявка на отлов животного без владельца по адресу: ... от Глабай Т.Н., других заявок в указанную дату по данному адресу не поступало.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о бездействии администрации МО ГО «Усинск» в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных.

Разрешая возникший спор, суд приходит к выводу, что причинение вреда здоровью Глабай Т.Н. имело место в результате виновного бездействия со стороны администрации МО ГО «Усинск» по невыполнению возложенных на муниципальное образование законом обязанностей в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации МО ГО «Усинск» и нападением дд.мм.гггг. безнадзорной собаки на Глабай Т.Н.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При отсутствии вины причинителя вреда предусмотрена ответственность владельца источника повышенной опасности в соответствии со ст. ст. 1079, 1100 ГК РФ. В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ей морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате нападения безнадзорной (бродячей) собаки Глабай Т.Н. испытала физическую боль, была напугана, вынуждена был тратить свое личное время лечение, испытывает страх от приближения собак, кроме того, испытывает болезненные ощущения в результате прохождения лечения, на месте укуса остался шрам.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание характер физических и нравственных страданий, конкретные обстоятельства дела, тяжесть и характер причиненных повреждений, их последствия, длительность лечения.

При принятии решения суд руководствуется требованиями разумности, и справедливости при определении размера компенсации морального вреда. С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что взыскание компенсации морального вреда в размере 45000 рублей является обоснованным и отвечает приведенным критериям и принципам разумности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с администрации МО ГО «Усинск» в пользу Глабай Т. Н., дд.мм.гггг. г.р., компенсацию морального вреда в размере 45000 рублей за счет казны МО ГО «Усинск».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Усинский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг..

Председательствующий                            К.Б. Маркелов

2-1256/2022 ~ М-1264/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор г. Усинска
Глабай Татьяна Николаевна
Ответчики
АМОГО "Усинск"
Другие
МКУ "Городское хозяйство"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Маркелов Кирилл Борисович
Дело на странице суда
usinsksud--komi.sudrf.ru
24.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2022Передача материалов судье
30.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2022Судебное заседание
14.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее