Дело № 12-470/2023
УИД 21RS0023-01-2023-002122-55
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
31 августа 2023 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Сидорова И. Н., рассмотрев жалобу ИП Шашковой ------ на постановление от дата ------ППР/12-2720-И/47-304 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением Главного государственного инспектора труда отдела по государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства по охране труда в Чувашской Республике от дата ----- ИП Шашкова Е. А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере ------
Не согласившись с постановлением должностного лица, ИП Шашкова Е. А. обратилась в суд с жалобой на предмет изменения постановления в части назначенного наказания, назначив административное наказание в виде предупреждения. В обоснование жалобы указала, что при назначении наказания не учтено, что ИП Шашкова Е. А. относится к категории «микропредприятие», ранее к административной ответственности, в том числе за совершение однородных правонарушений, не привлекалась, а совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда и имущественного ущерба либо других последствий, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, кроме того, задолго до составления постановления все выявленные нарушения были устранены в полном объеме (к дата). При вынесении постановления о назначении наказания не учтено смягчающее обстоятельство – устранение всех нарушений до вынесения постановления.
ИП Шашкова Е. А., представитель Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, прокурор, извещенные о месте и времени, в судебное заседание не явились.
Изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 3 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, во исполнение задания прокуратуры Чувашской Республики от дата ----- на основании решения и.о. прокурора адрес от дата - дата в период ------. проведена проверка ИП Шашковой Е. А. по месту осуществления деятельности по присмотру и уходу в частном детском саду «------» по адресу: адрес на предмет соблюдения требований законодательства о противопожарной и антитеррористической безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об образовании и трудового законодательства.
По итогам проверки и.о. прокурора адрес дата вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Шашковой Е. А.
Постановлением Главного государственного инспектора труда отдела по государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства по охране труда в Чувашской Республике от дата ----- ИП Шашкова Е. А., осуществляющая деятельность по предоставлению услуг по дневному уходу за детьми в частном детском саду «------» по адресу: адресБ, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере ------ за то, что допустила нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, допустила работников (ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14) к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В силу ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в числе прочего соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В абз. 16 и 17 ч. 2 ст. 214 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных психиатрических освидетельствований работников, с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии с ч. 8 и ч. 9 ст. 220 Трудового кодекса РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Приказом Минздрава России от 20 мая 2022 года № 342н утвержден Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичность.
На основании п.9 Приложения № 2 к указанному приказу к видам деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, относится, в том числе, деятельность по присмотру и уходу за детьми.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, заданием и решением о проведении проверки, объяснениями Шашковой Е. А. и др. Виновность в совершении административного правонарушения не оспаривается и ИП Шашковой Е. А.
Оснований, позволяющих признать совершенное административное правонарушение малозначительным и освободить ИП Шашкову Е. А. от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ и положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в минимальном размере, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, его общественной опасности, является той мерой воздействия, которая в настоящем случае в наибольшей степени способствует задачам законодательства об административных правонарушениях и цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
Обращаясь с жалобой в суд, заявитель обращает внимание, что при назначении наказания не учтено, что ИП Шашкова Е. А. относится к категории «микропредприятие», ранее к административной ответственности, в том числе за совершение однородных правонарушений, не привлекалась, а совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда и имущественного ущерба либо других последствий, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, кроме того, задолго до составления постановления все выявленные нарушения были устранены в полном объеме (к дата). При вынесении постановления о назначении наказания не учтено смягчающее обстоятельство – устранение всех нарушений до вынесения постановления. Просит назначить административное наказание в виде предупреждения, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в недействующей редакции.
Изучив изложенные доводы, судья приходит к следующему.
Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям предусмотрены ст. 4.1.2 КоАП РФ.
Положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в действующей редакции предусматривают, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Санкция части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает безальтернативное наказание в виде административного штрафа и не содержит такого административного наказания, как предупреждение.
Вместе с тем, среди условий для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ является выявление правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно положениям части 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
При этом согласно пунктам 3 и 7 части 3 статьи 1 Федерального закона № 248-ФЗ для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора.
Таким образом, оснований для замены административного штрафа на предупреждение и применения положений названной нормы в данном случае не имеется.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление Главного государственного инспектора труда отдела по государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства по охране труда в Чувашской Республике от дата ----- о признании ИП Шашковой ------ виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере ------ оставить без изменения, а жалобу ИП Шашковой ------ – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья И. Н. Сидорова
Копия верна: судья