Судья Богомолова Л.А.
Дело №72-6/2023
УИД 59RS0001-01-2022-004578-65
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 25 января 2023 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании протест заместителя прокурора Дзержинского района г. Перми Жукова А.И. на решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 25.11.2022, постановление административной комиссии Дзержинского района г. Перми от 03.08.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 №460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении общества с ограниченной ответственностью «Восход №111»,
у с т а н о в и л а:
Постановлением административной комиссии Дзержинского района г. Перми от 03.08.2022 №1060-08-2022 общество с ограниченной ответственностью «Восход №111№ (далее ООО «Восход №111) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 №460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 25.11.2022, вынесенным по результатам рассмотрения протеста заместителя прокурора Дзержинского района г. Перми Жукова А.И., данное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В протесте, поданной в краевой суд, заместитель прокурора Дзержинского района г. Перми Жуков А.И. просит об отмене принятых по делу решения и постановления, прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Протест мотивирован тем, что с учетом требований части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по итогам предусмотренных частью 3 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольных мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом, исключена возможность возбуждения дел об административных правонарушениях. Непосредственное обнаружение органами власти административных правонарушений, объективная сторона которых выражена в нарушении обязательных требований, являющихся предметом того или иного вида государственного и муниципального контроля, осуществление которого урегулировано названным федеральным законом, само по себе не является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, как и поступившие в орган контроля материалы от органов власти, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации возможность исключена. Кроме того, часть 1 статьи 74 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ не предполагает выход должностного лица контрольного (надзорного) органа для осмотра (мониторинга) территории, в том числе с учетом приведенных в данном федеральном законе понятий выездного обследования и осмотра. Полагает вывод судьи районного суда о том, что правонарушение выявлено в процессе реализации полномочий по осуществлению мониторинга содержания территории г. Перми, ошибочным.
В судебном заседании в краевом суде прокурор Пермякова О.С. протест поддержала по его доводам с учетом дополнительных письменных пояснений.
Законный представитель ООО «Восход №111» Гусева В.Н. также протест поддержала.
Представитель административной комиссии Дзержинского района г. Перми Попова Л.С., представитель контрольного департамента администрации города Перми Березина А.В. возражали против удовлетворения протеста, полагали привлечение ООО «Восход №111» к административной ответственности по результатам проведения специалистом муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция города Перми» мониторинга законным. Представлены письменные возражения.
Изучив доводы протеста, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав дело об административном правонарушении, дело по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 №460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» предусматривает административную ответственность за неустранение в срок, установленный муниципальным нормативным правовым актом, надписей, графических рисунков и иных изображений, размещенных на фасадах зданий, строений, сооружений и их конструктивных элементах, а также афиш, агитационных и (или) иных информационных материалов, размещенных вне специально отведенных для этого мест (за исключением рекламы.
Как следует из материалов дела, 09.06.2022 в 10 часов 53 минуту при проведении ведущим специалистом – квартальным инспектором административно-технического отдела по Дзержинскому району муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция города Перми» осмотра территории Дзержинского района г. Перми по адресу: **** (земельный участок с кадастровым номером **:57( установлено наличие на фасаде сооружения надписей, графических рисунков и иных изображений, содержащих информацию, не соответствующую требованиям законодательства, что послужило основанием для направления в ООО «Восход №111» как организацию, обеспечивающую содержание данных земельного участка и сооружения, уведомления о необходимости принять меры с целью устранения нарушения пунктов 11.1, 11.2.1, 11.3.1 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 №277, в течение 10 рабочих дней в соответствии с п.11.2.3 названных Правил.
По состоянию на 27.06.2022 в 09 часов 56 минут выявлено, что ООО «Восход №111» не устранило в срок надписи, графические рисунки и иные изображения, содержащие информацию, не соответствующую требованиям законодательства с фасада здания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Восход №111» протокола об административном правонарушении и в последующем основанием для вынесения административной комиссией постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».
Оставляя без изменения постановление административной комиссии, судья районного суда, посчитал установленным факт нарушения Восход №111» требований пунктов 11.1, 11.2.1, 11.2.3, 11.3.1 Правил благоустройства и пришел к выводу об обоснованном привлечении юридического лица к административной ответственности по части 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК.
Относительно доводов, заявленных в протесте заместителя прокурора, то они не могут быть приняты в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1-3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);
Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Часть 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к возникшим в рамках настоящего дела правоотношениям вопреки доводам прокурора не применима.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, под которым понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2).
Исходя из части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требования в Российской Федерации», под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В данном случае основанием для привлечения ООО «Восход №111» послужило не несоблюдение им обязательных требований с учетом приведенного понятия, то есть связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а неустранение им как собственником (владельцем) сооружения в десятидневный срок, установленный Правилами благоустройства территории города Перми ранее обнаруженных надписей, графических рисунков и иных изображений.
При этом нарушение было выявлено не в ходе контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ, проведенных лицом органа, наделенного полномочиями по муниципальному контролю в соответствии с Положением о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 21.12.2021 №319, а специалистом муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция города Перми» (далее МКУ «АТИ») в пределах полномочий, предоставленных ему Регламентом взаимодействия муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция города Перми», контрольного департамента администрации города Перми и территориальных органов администрации города Перми при осуществлении мониторинга содержания территории города Перми, утвержденного постановлением Администрации города Перми от 12.11.2019 №894, Положением об административно-техническом отделе муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция города Перми», должностной инструкцией.
Так, решением Пермской городской Думы от 25.06.2019 №142 с 01.08.2019 учрежден функциональный орган администрации города Перми – контрольный департамент администрации города Перми, одной из целей деятельности которого является повышение уровня содержания территории г. Перми, а одной из задач – обеспечение комплекса мероприятий в сфере благоустройства, направленных на повышение уровня содержания территории г. Перми (пункты 2.1.2, 2.2.5 Положения о контрольном департаменте администрации города Перми). В соответствии с подпунктом 3.5.1 названного положения контрольный департамент в области обеспечения комплекса мероприятий в сфере благоустройства, направленных на повышение уровня содержания территории города Перми обеспечивает мониторинг содержания территории города Перми
Постановлением Администрации города Перми от 09.08.2019 № 466 создано МКУ «АТИ», основной целью деятельности которого определено осуществление комплекса мероприятий в сфере благоустройства, направленных на повышение уровня содержания территории города Перми, в том числе посредством мониторинга содержания территории города Перми, а в уставе закреплены такие функции как осуществление мониторинга посредством проведения обходов, объездов и визуальных осмотров территории г. Перми, выявление в ходе мониторинга признаков нарушений нормативных правовых актов г. Перми в сфере благоустройства, выполнение документальной фиксации, в том числе фотофиксацию, выявленных признаков нарушений нормативных правовых актов г. Перми в сфере благоустройства, уведомление граждан (физических лиц), юридических, должностных лиц о выявленных признаках нарушений нормативных правовых актов г. Перми в сфере благоустройства в пределах своей компетенции.
В соответствии с подпунктами 2.1.1, 2.1.4, пунктом 2.3 утвержденного постановлением Администрации города Перми от 12.11.2019 № 894 Регламента взаимодействия муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция города Перми", контрольного департамента администрации города Перми и территориальных органов администрации города Перми при осуществлении мониторинга содержания территории города Перми» МКУ «АТИ» осуществляет мониторинг содержания территории города Перми посредством визуальных осмотров при проведении обходов и объездов территории города Перми; при непосредственном обнаружении Признаков нарушений на объектах и элементах благоустройства, в отношении которых организация работ по их содержанию и ремонту осуществляется физическими и юридическими лицами в соответствии с требованиями правовых актов города Перми в сфере благоустройства, в случаях, если ответственность за указанные нарушения предусмотрена законодательством об административных правонарушениях, в течение 2 рабочих дней со дня обнаружения направляет информацию о непосредственно обнаруженных Признаках нарушений в Департамент и (или) территориальные органы администрации города Перми для составления протокола об административном правонарушении; контрольный департамент при получении информации о непосредственно обнаруженных Признаках нарушений составляет протоколы об административных правонарушениях в отношении физических, должностных и юридических лиц.
В данном случае осмотр территории не являлся проверкой деятельности общества в соответствии с указанными выше федеральными законами. Административное правонарушение выявлено и производство по административному делу возбуждено на основании части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с непосредственным обнаружением должностным лицом МКУ «АТИ» в ходе осмотра территорий и переданными материалами, содержащими достаточные сведения, свидетельствующие о наличии деяния, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в орган, уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении по данной норме.
Абсолютный запрет на проведение иных мероприятий, кроме предусмотренных Федеральным законом от 30.07.2020 №248-ФЗ, в том числе, с целью повышения качества содержания территории муниципального образования, в действующем законодательстве отсутствует. Приведенные акты, которые предоставляют право на проведение такого мероприятия как мониторинг, в установленном порядке не оспорены.
Вследствие изложенного, доводы, направленные на то, что фактически указанный мониторинг подменяет мероприятие в виде выездного обследования, предусмотренного Федеральным законом от 30.07.2020 №248-ФЗ, на проведение которого Учреждение не уполномочено, и по результатам которого дело об административном правонарушении не могло быть возбуждено, контрольный департамент не является органом, уполномоченным на проведение муниципального контроля, не могут быть приняты.
Между тем, постановление от 03.08.2022, решение от 25.11.2022 подлежат отмене.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 названного Кодекса, обеспечение законности при применении мер административного принуждения, предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела (часть 2 данной нормы).
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа (часть 3 этой же статьи).
Исходя из разъяснений, данных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», а соответствии со статьей 29.8 названного Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.
Вместе с тем в материалах дела административной комиссии отсутствует протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, составленный коллегиальным органом и подписанный его председателем.
Из сопроводительного письма в районный суд (л.д.15) следует, что 28.09.2022 в Дзержинский районный суд г. Перми представлены материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 №460-ПК, в отношении ООО «Всоход №111» на 35 листах. Дело прошито, пронумеровано, однако, в нем отсутствует протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении 03.08.2022. В адрес районного суда протокол о рассмотрении дела от указанной даты также не направлялся. В судебном заседании в краевом суде представитель административной комиссии Дзержинского района г. Перми Попова Л.С. пояснила, что протокол о рассмотрении дела отсутствует.
Таким образом, административная комиссия допустила существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Восход №111».
Изложенное осталось без внимания и надлежащей оценки судьи районного суда при рассмотрении протеста на постановление коллегиального органа.
Допущенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, при том, что установленный для данной категории дел двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек, решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 25.11.2022, постановление административной комиссии администрации Дзержинского района города Перми от 03.08.2022 подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 25.11.2022, постановление административной комиссии администрации Дзержинского района города Перми от 03.08.2022 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.8.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 №460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении ООО «Восход №111» - прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись