Мотивированное решение составлено 05 декабря 2022 года
Дело № 2-2039/2022
УИД 76RS0017-01-2022-001912-97
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Богдановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле
30 ноября 2022 года
гражданское дело по иску прокурора Ярославского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 27 «Светлячок» Ярославского муниципального района о понуждении совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ярославского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению образования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 27 «Светлячок» Ярославского муниципального района, с учетом уточнения требований просил:
1. Возложить на Управление образования Администрации ЯМР ЯО в течении 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в МДОУ № 26 «Светлячок» ЯМР.
2. Возложить обязанность на МДОУ № 26 «Светлячок» ЯМР в течении 2 месяцев после поступления финансирования в полном объеме провести работы по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в соответствии с предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 200/1.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ярославского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. Установлено следующее.
МДОУ № 26 «Светлячок» ЯМР, расположенное по адресу: <адрес>. Учредитель - Управление образования Администрации Ярославского муниципального района.
В нарушение требований законодательства «О противодействии терроризму» в МДОУ № 26 «Светлячок» ЯМР принимаются недостаточные меры в сфере обеспечения пожарной и антитеррористической безопасности, что может иметь негативное значение в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
Определением суда от 04.10.2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление финансов и социально-экономического развития Администрации Ярославского муниципального района, Муниципальный Совет ЯМР (л.д. 53).
В судебном заседании помощник прокурора Ермолычев А.С. требования поддержал по указанным в уточненном исковом заявлении основаниям.
Представитель Управления образования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Ярцева М.А. против удовлетворения требований не возражала, просила предоставить Управлению срок исполнения решения суда до 01 июля 2023 года.
Представитель третьего лица ОНД и ПР по Ярославскому и Некрасовскому районам УНД ГУ МЧС России по Ярославской области Борисенков А.Р. в суде иск прокурора поддержал.
Остальные участники судебного разбирательства в суд своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, возражений по иску не представили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Ярославского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. Установлено следующее.
МДОУ № 26 «Светлячок» ЯМР, расположенное по адресу: <адрес>. Учредитель - Управление образования Администрации Ярославского муниципального района.
Статьями 20, 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено право на жизнь и право на образование.
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. п. 6, 7, 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы, профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В силу с п. 7 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
При совершении террористических актов возникает угроза гибели неопределенного круга лиц, разрушения или уничтожения инженерных коммуникаций, возможно возникновение пожаров, распространение их на соседние строения и сооружения. Из совокупности указанных выше нормативных положений следует, что организации, осуществляющие эксплуатацию объектов с массовым скоплением людей, обязаны принимать меры, направленные на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (по профилактике терроризма).
Кроме того, при совершении террористического акта наибольшее внимание террористов будет уделяться разрушению объектов с массовым пребыванием людей, каковым является МДОУ № 26 «Светлячок» ЯМР. Учитывая этот факт, своевременное и точное выполнение требований противопожарного, антитеррористического законодательства является особенно актуальным.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства в МДОУ № 26 «Светлячок» ЯМР принимаются недостаточные меры в сфере обеспечения пожарной и антитеррористической безопасности, что может иметь негативное значение в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.
В ходе проверки в декабре 2021 установлено, что ОНД по Ярославскому и Некрасовскому районам Ярославской области в период с 21.12.2021 по 28.12.2021 проведена плановая проверка по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ № 26 «Светлячок» ЯМР, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в зданиях МДОУ № 26 «Светлячок» ЯМР (Предписание №200/1 от 17.12.2022).
При этом установлено, что МДОУ № 27 «Светлячок» ЯМР допущено неисполнение следующих требований, предложенных к исполнению предписанием ОНД по Ярославскому и Некрасовскому районам ЯО № 200/1 от 17.12.2021:
1. В помещении с приемно-контрольным прибором АУПС и СОУЭ
отсутствует аварийное освещение - п. 54 (61) Правил пожарного режима в Российской Федераций, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 №390 ППР в РФ, п. 12.56 НПБ 88-2001;
2. Инструкция о мерах пожарной безопасности разработана без учета
специфики пожарной опасности здания (помещений) - п. 392 (460) Правил пожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390;
3. Не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а
также класса и зоны в соответствии с нормативными требованиями, а также не
обеспечено обозначение их на дверях прачечной - п. 12 (20) Правил пожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ППР в РФ);
4. На фасаде зданий отсутствует указатель направления движения к
наружному пожарному водоисточнику - абз. 3, п. 48 (58) Правил пожарного режима в Российской Федерации;
5. Углекислотные огнетушители, установленные на полу, не имеют
обязательной фиксации от возможного падения при случайном воздействии - ч. 2 ст. 60 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 409 Правил противопожарного режима в РФ и п. 6.7. НПБ 166-97;
6. Эксплуатируется светильник со снятым колпаком (рассеивателем),
предусмотренным конструкцией светильника (помещение спальной в первой
группе) - п. 35 в (42в) Правил противопожарного режима в РФ (ППР в РФ);
7. Не обеспечение людям, находящимся внутри здания, возможность
свободного открывания запоров эвакуационных выходов наружу изнутри без
ключа (дверь эвакуационного выхода из групповых ячеек непосредственно на
улицу закрыты на внутренние замки, открывающиеся с помощью ключа) - п. 2 ст. 52 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 26(35) Правил противопожарного режима в РФ;
8. Дверь лестничной клетки в шестую группу не оборудована доводчиком, -
п. 1 ст. 52, ч. 3, ст. 51 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 29 (абз. 2 п. 62) Правил противопожарного режима в РФ, п. 6.18 СНиП 21-01-97;
9. Дверь лестничной клетки в пятую группу не оборудована уплотнениями в
притворах - п. 1 ст. 52, ч. 3, ст. 51 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 29 (абз. 2 п. 62) Правил противопожарного режима в РФ, абз. 2 п. 6.18 СНиП 21-01-97;
10. Отсутствуют знаки пожарной безопасности, в том числе обозначающие
места расположения ручных оповещателей АУПС - п. 3, ч. 2, ст. 53, п. 3, ч. 1, ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 23, 36, (33,34) Правил противопожарного режима в РФ;
11. Планы эвакуации садика не отображают фактические места положения
(графическая часть) - п. 6.1.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001, п.п. 5.3.1., 6.2.3, 6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009;
12. Провода и кабели соединительных шлейфов соединительных шлейфов
пожарной сигнализации и системы оповещения не соответствуют нормальным
требованиям - п. 2 ст. 72, ч. 3, ст. 51 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 3.9 НПБ 104-03. Акт первичного обследования от 19.01.2017 ООО «Связьстрой Сб».
В настоящее время предписание органов государственного контроля не выполнено, в связи с отсутствием финансирования.
Заведующей предприняты меры к исполнению предписания (направлены письма с просьбой выделения финансирования в Управление образования Администрации ЯМР), однако финансирование не поступило.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные нарушения не устранены ввиду отсутствия финансирования на указанные цели учредителем образовательной организации Управлением образования Администрации ЯМР.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Настоящий иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на жизнь и здоровье.
Суд полагает разумным срок исполнения судебного решения до 01 июля 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
1. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 26 «░░░░░░░░░» ░░░.
2. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 26 «░░░░░░░░░» ░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 200/1.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░